Файл: Проблемы использования информационных систем, применяемых в управлении территориями Республики Саха (Якутия).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Арктический государственный агротехнический университет»
Кафедра землеустройства и ландшафтная архитектура
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Современные проблемы землеустройства и кадастров»
на тему: Проблемы использования информационных систем, применяемых в управлении территориями Республики Саха (Якутия)
Студент 1 курса Группа gЗем(z)-22
А.М. Майоров
Научный руководитель,
ст. преподаватель И.И. Ефремова
Якутск, 2023
Содержание
Введение ………………………………………………………………....... | 3 |
Отставание по внедрению пространственных данных в РС(Я) ……….. | 4 |
Опыт республики и других регионов ……………………………………. | 6 |
Проблемы ГИС-сервисов в РС(Я) ……………………..………………… | 7 |
Применение ГИС-технологий для определения затопления в РС(Я) …. | 10 |
Заключение ……………………………………………………................... | 16 |
Список литературы ………………………………………………………... | 17 |
Введение
Республика Саха (Якутия) имеет обширные территории, удаленные от федерального центра, экстремальные природные условия, которые снижают темп технического прогресса, и затрудняют выполнение требований законодательства РФ в области ведения информационных систем.
Для комплексного решения большинства проблем, требуется внедрение третьего субъектного уровня информационного обеспечения градостроительной деятельности.
Также для полноценного функционирования геоинформационных технологий необходимо обеспечить возможность внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
ГИС-технологии – это быстрый и эффективный подход к осуществлению анализа проблем наводнений и применению автоматизации процедуры прогноза, что особенно актуально для территории Республика Саха (Якутия).
Отставание по внедрению пространственных данных в Республике Саха (Якутия)
Развитие информационных систем относится к социально значимым задачам Республики. Одной из задач для создания условий роста инвестиционного потенциала территорий Республики, повышения эффективности градостроительных решений в муниципальных образованиях, прозрачности деятельности органов власти, сокращения коррупционных возможностей, являются информационные системы пространственных данных. Согласно Градостроительному кодексу РФ все муниципальные районы и городские округа должны вести информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). ИСОГД должны содержать сведения из документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, цифровых топографических карт и иных документов, утвержденных органами федеральной и региональной власти, а также непосредственно органами местного самоуправления.
В отличие от других субъектов республика Саха (Якутия) отстает по внедрению пространственных данных в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП), что было предусмотрено Федеральным законом от 9 марта 2011 года «О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования». На данном этапе развития республики, исходя из нынешнего состояния обеспеченности муниципальных районов и округов кадрами и техническим оснащением, ведение ИСОГД весьма проблематично для многих районов, в особенности северных. Насыщение ИСОГД пространственными данными и их обновление, а также своевременное документирование сведений является основной проблемой из-за острой нехватки специализированных кадров на месте. ВУЗы республики готовят специалистов по земельным кадастрам, однако их преимущественное количество не желают переезжать в отдаленные районы из-за неблагоприятных условий проживания. Также в этих районах Республики сеть «Интернет» может функционировать на достаточном уровне для ведения информационных систем только с началом активных работ по внедрению спутниковой связи. Из-за вышеуказанных проблем, ИСОГД ведется только в административном центре республики - ГО «Город Якутск». Остальные муниципальные районы разрабатывают документы территориальной планировки на «бумаге», без ведения пространственных данных.
Опыт республики и других регионов
Сегодня, как показывает опыт республики и других регионов, Россия тяготеет к внедрению трехуровневой системы информационного взаимодействия в области градостроительной деятельности: согласно Градостроительному кодексу РФ – это федеральный (ФГИС ТП) и муниципальный (ИСОГД) уровни, а также необходимый третий уровень — субъектный. Для полноценного функционирования информационных систем как важнейшего ресурса инфокоммуникационной инфраструктуры республики необходимо, чтобы было активное информационное взаимодействие министерств и ведомств Республики Саха (Якутия) с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). СМЭВ была разработана Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». СМЭВ предназначена для исполнения Федерального закона №210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому, государственная информационная система обеспечивает предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме [3,4]. Другими словами, система межведомственного электронного взаимодействия - информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти и прочим участникам СМЭВ обмениваться данными в электронном виде.
Проблемы ГИС-сервисов в Республике Саха (Якутия)
В последнее время наблюдается определенное внимание к тематическому картографированию в связи с проблематикой чрезвычайных ситуаций.
Наибольшее число проблем сегодня связано с цифровым базовым картографированием, так как у республики отсутствуют средства для финансирования работ по принятой ранее схеме обновления (периодическое, полистное). Вместе с тем ничего не предпринимается для разработки новых схем обновления, учитывающих как изменившуюся экономическую ситуацию и степень хозяйственной активности на различных территориях, так и бурное развитие цифровых технологий.
Несовершенство нормативной базы обязывает, с одной стороны, всех пользователей употреблять материалы государственных картографо-геодезических фондов, с другой стороны, не стимулирует организации – держатели фондов к поиску альтернативных источников обновления картографических данных.
Кроме этого, серьезным сдерживающим фактором являются принятые в стране ограничения на точность определения координат (30 м) и отсутствие актуализированного цифрового картографического материала. Однако можно констатировать важные ограничения этого рынка, главное из которых – низкая доступность цифровых пространственных данных.
Основные причины этого заключаются, во-первых, в существующем режим секретности. По оценке Роскартографии поддержание ограничительных грифов на пространственные данные составляет до 80-90 % стоимости геоинформационных проектов. Небольшие фирмы не в состоянии содержать полноценные отделы, а для больших компаний это резко удорожает стоимость проектов. В результате существует значительный сектор «теневого» использования геоданных.
Во-вторых, существующие нормативные подходы к пространственным данным. В настоящее время очевидна неэффективность и избыточность многих требований, так как эти подходы сформировались в эпоху традиционной картографии.
Для цифровых геоданных существует два основных понятия: объектовый состав и точность измерений. Что касается объектового состава, то существует необходимость пересмотра понятия масштаба карт и планов. Кроме того, благодаря интеграции с базами данных, ГИС позволяют использовать реальные данные, имеющие разный правовой статус, степень актуальности и достоверности. Эти аспекты также не регламентированы.
В-третьих, отсутствие развитой инфраструктуры открытых пространственных данных. В настоящее время невозможно выяснить, где, по какой стоимости, какого качества объема, в каких форматах можно приобрести цифровые карты. При этом необходима полный и объективный анализ потенциальных источников. Однако Роскартография с задачей предоставления через Интернет полноценной база метаданных не справляется.
Необходим другой подход к выбору участников проекта и источников финансирования. По оценке самой Роскартографии, карты по всей территории России были оцифрованы за последние годы 4 раза, причем в различных форматах, несовместимых между собой.
В-четвертых, отсутствие правовой регламентации использования ГИС и цифровых карт. Никак не регламентировано использование ГИС и цифровых карт в государственном управлении и в обмене данными между государственными, муниципальными и частными структурами. В результате, как было указано, внедрение цифровых технологий становится инициативным делом отдельных управленцев и сильно снижает инвестиционную привлекательность геоинформационных проектов.
В настоящее время разрабатываются и внедряются геоинформационные системы, позволяющие оперативно обобщать материалы, полученные при геологоразведочных работах и выдавать информацию для научного анализа.
Используя геоинформационную систему, можно ответить на многие вопросы:
Что находится в…? Определяется место. Где это находится? Делается пространственный анализ.
Что изменилось, начиная с…? Можно определить временные изменения на определенной площади. Какие пространственные структуры существуют?
Применение ГИС-технологий для определения затопления в Республике Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) ежегодно присутствует большая опасность подтопления территорий и наводнения, которые вызываются весенним снеготаянием, что обостряет экологическую ситуацию региона. Данные экстремальные явления являются одними из опаснейших стихийных бедствий, поскольку наносят республике огромный социально-экономический ущерб. В зоне затопления оказываются сельскохозяйственные и жилые объекты, а также объекты инженерно-технической инфраструктуры. Для ликвидации этих негативных последствий требуются огромные финансовые вложения. Одно из наиболее эффективных средств купирования последствий таких природных явлений – это система раннего предупреждения. Прогнозирование и моделирование гидрологических явлений может быть обеспечено применением новых IT-технологий, одними из которых являются геоинформационные технологии (ГИС-технологии), основанные на картографическом методе.
В Республике Саха (Якутия) во время весеннего половодья происходит затопление территорий, прилежащих к поймам рек. Данная проблема актуальна для региона ежегодно, поскольку является следствием естественных природных процессов. Однако в прошлом году ситуация значительно обострилась: в республике в связи с данным явлением вводился режим чрезвычайной ситуации.
Стратегические решения данной проблемы требуют внедрения и использования современных IT-технологий, а именно – ГИС-технологий, что обусловлено возможностями визуализации и географического анализа экстремальных гидрологических ситуаций, которые предоставляет электронная карта.
На территории Республики Саха (Якутия) ГИС-технологии уже давно используются Государственным комитетом по геологии и недропользованию, научно-исследовательскими институтами. Однако до недавнего времени их применение присутствовало в процессе выявления закономерностей развития мерзлотных ландшафтов региона. Для диагностики же зон затопления на территории республики они применяются сравнительно недавно. При этом единая корпоративная информационная система по водным и водохозяйственным объектам на территории Республики Саха (Якутия), основанная на базе ГИС-технологий, находится в процессе своего создания.