Файл: Рынки факторов производства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный) доход. Например, прибыль, получаемая от предпринимательской деятельности и представляющей собой превышение в денежном выражении доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг.

Рынки факторов производства являются особым видом рынков в системе рыночной экономики. В отличие от рынков готовых товаров и услуг, где хозяйствующие субъекты являются продавцами, а потребители товаров и услуг покупателями, на рынках факторов производства предприятия являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах – денежного, производительного, ссудного или фиктивного капитала (капитала, представленного в форме ценных бумаг). Иными словами, в зависимости от объектов купли-продажи рынок факторов производства делится на отдельные взаимосвязанные элементы, такие как рынок рабочей силы, финансовый рынок, рынок технологии, информационных ресурсов и так далее. Однако при всей равнозначности перечисленных рынков именно с рынка потребительских товаров начинают работать и от него зависят все другие рынки, поскольку для рыночной экономики удовлетворение личных потребностей человека – основной источник ее развития. Потребительский рынок делится по секторам – видам продаваемых товаров и товарных групп, включает сегменты рынка: продовольственных товаров, непродовольственных товаров, работ и услуг культурно – бытового назначения и так далее. Потребительский рынок представляет интерес для конечных потребителей – домовых хозяев, при этом современного потребителя интересует не просто товар, а товар с приданной к нему услуг (например, по обслуживанию, доставке и так далее), товарным знаком (знаком обслуживания), характеризующим его качество и происхождение. Исходное определения экономики основано на том, что экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение их потребностей и именно поэтому включает в себя такие элементы, как потребности, ресурсы, технологии, продукты и их использования
2.Общая характеристика спроса и предложения экономических ресурсов

Практический опыт мировой экономики доказал, что рыночная экономика является наиболее эффективной формой функционирования хозяйства и представляет собой систему взаимосвязей, посредством которой индивидуальные, самостоятельно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основное экономическое преимущество рыночной системы хозяйствования заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства, поэтому экономика производит товарную продукцию путем применения наиболее эффективной технологии и организации производства по требованиям потребителя, это отражается на формировании спроса и предложения экономических ресурсов.


Спрос – один из фундаментальных критериев рыночной экономики, характеризующий потребности людей. По определению профессора А.В. Сидоровича, потребление, то есть удовлетворение потребностей, - конечный пункт и смысл производственной деятельности в любом обществе. Потребности удовлетворяются как созданными, так и не созданными производственной деятельностью благами. Обобщая определения, приведенные такими исследованиями в области теории потребления, как В.И. Ильин, А.В. Сидорович, И.К. Станковская и других, можно определить понятие «спрос» как желание и возможность потребителя покупать купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. При этом следует различать понятия «желание» и «спрос». Так, например, В.И. Торопцев отмечает, что не всякое желание иметь товар является спросом и только то желание превращается в спрос, которое подкреплено финансовыми возможностями покупателя.

В отличие от спроса на обычные потребительские товары и услуги индивидуального назначения, то есть продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику. Особенность, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производственный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. При этом П.Г. Ермишин подчеркивает, что производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, то есть товары или услуги обычного потребительского назначения. Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства, как отмечалось выше, предъявляют субъекты предпринимательской среды, имеющие возможность организации производства.

Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и так далее. Для организации производственного процесса требуется все многообразие факторов, при этом все они в большей или меньшей степени могут быть взаимно-дополняемыми и взаимно-заменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и, наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и так далее. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимно-дополняемыми лишь в едином производственном процессе. Очевидно, что по отдельности каждый из перечисленных экономических ресурсов бесполезен, но при прочих равных условиях изменения цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.


Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы.

На конкурентных рынках цены факторов производства формируются под влиянием, как спроса, так и предложения. Анализируя качественные стороны предложения, следует отметить, что, как и в случае со спросом, одного желания или даже возможности произвести данный товар и доставить его на рынок продавцу будет недостаточно, поскольку предложение возникнет только тогда, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара. Соответственно величина или объем предложения будет определяться максимальным количеством товара, приготовленного для продажи за данный период времени при данных условиях. Таким образом, под понятием «предложение» факторов производства следует понимать то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам.

Из экономической теории известно, что на рынке факторов производства спроса порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ. Однако рынки факторов производства имеют существенны особенности, поскольку предложение во многом зависит от специфики каждого конкретного фактора производства, как экономического ресурса и экономического блага для осуществления производственной деятельности с целью получения доходов. Как отмечается в экономической литературе, в целом особенности предложения обусловлены редкостью, ограниченностью экономических ресурсов и прежде всего таких, как земля, труд, природные ископаемые (минеральные ресурсы), другие виды сырья и продукты их переработки. Между тем, как подчеркивает И.К. Станковская, ограниченность, редкость первичных экономических ресурсов и производных от них факторов производства относительна. Некоторые экономические ресурсы редки и ограничены по сравнению с потребностью производства в них и выпуска, необходимых в каждый данный момент конечных благ. Если бы ресурсы не были ограничены, они были бы бесплатными, как воздух, а разнообразные потребности людей были бы раз и навсегда полностью удовлетворены. Отпала бы потребность в рынках каких-либо товаров, не нужна была бы экономика
, и никто бы не задумывался о без надобности. Однако люди неустанно и заинтересованно отслеживают показатели количества пригодных к использованию земель и цены этого использования: количества трудовых ресурсов, уровня их занятости и оплаты труда; количества добываемого минерального сырья и цен в этой области. Поэтому предложение производственных услуг может изменяться в зависимости от нескольких факторов, в числе которых выступают основные:

- цена на экономические (производственные) ресурсы;

- технологический уровень развития предприятий (фирм) и их производственной инфраструктуры;

- количество предприятий в этой сфере хозяйствования;

- наличие стимулирующих факторов и ожидание новаций.

В теории микроэкономики установлено, что спрос на факторы производства оказывается производным от спроса на блага, так как первичные факторы производства применяются при изготовлении всех благ. Поэтому сложение индивидуальных функций спроса на фактор формирует либо отраслевую, либо народнохозяйственную функцию спроса на него. Аналогично, кроме отраслевой функции предложения факторов образуется народнохозяйственная функция их предложения. В результате наряду с отраслевой цены складывается народнохозяйственная цена факторов. Первичные факторы производства являются объектами длительного пользования, оказывая производственные услуги в течение многих циклов изготовления продукции. Вследствие этого производственный фактор имеет две цены – прокатную и капитальную. Первая представляет собой сумму денег, которую необходимо уплатить за использования фактора в течении определенного периода (часовая, дневная и прочие ставки зарплаты или аренды оборудования), вторая выражает нынешнюю ценность услуг фактора за весь срок его службы. Формирование каждой из них имеет свою специфику. Роль цен факторов производства в национальной экономике отлична от роли цен потребительских благ. Если в процессе ценообразования на благо решается проблема о выборе субъекта производства, поскольку вслед за изменением цен на благо осуществляется межотраслевой перелив капиталов, от цены на факторы производства определяют, во – первых, выбор технологии производства (как производить) и, во-вторых, выбор назначения и субъекта потребления (для кого производить). От цен факторов производства зависят размеры доходов их собственников. Поэтому теория ценообразования на факторы производства одновременно является теорией распределения национального дохода в рыночной экономике. Распределительная роль цен на первичные факторы производства проявляется, в частности, в том, что каждая из них имеет своё название: заработная плата, ссудный процент, земельная рента.


Цены, как результат взаимодействия предложения и спроса, сообщают важную информацию, необходимую для согласования решений, принимаемых домашними хозяйствами и фирмами. Эта информация играет важную роль в решении обществом проблемы рационирования (распределения) ресурсов. С одной стороны, цены определяют уровень расходов потребителей и тем самым воздействуют на их выбор со стороны затрат. С другой стороны, от цен зависит объем поступлений производителям, и это влияет на их экономические решения со стороны выгод. Например, увеличение цен на определенный вид товара является сигналом для покупателей ограничить его потребление, а предприятиям, производящего его – увеличить производство, чтобы восстановить равновесие на рынке товара. Таким образом, рынок дает информацию о движении цен на каждого из его участников.

Вместе с тем, количество трудовых ресурсов также в каждый данный момент фиксировано и изменяется достаточно медленно. Но эластичность предложения труда рабочей силы может зависеть от конкретной экономической ситуации, реализации возможностей полной занятости пи данных доходах и уровне заработной платы.

Таким образом, взаимодействие спроса и предложения на рынке факторов производства, колебательное движение цен как его результат выражают сущность закона спроса и предложения.

Условия, которые формируют спрос, предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависят от вида конкуренции – соперничества между участками рынка. Положительный эффект конкуренции во многом зависит тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа и выхода с него.

Особенностью рынков факторов производства является то, что ресурсы не поступают в личное потребление. Поэтому, в отличие от кривой спроса на товары и услуги, которая строится исходя из системы предпочтений отдельных индивидов (личностей, социальных групп), кривая спроса на ресурсы определяется объемами спроса, предъявляемыми хозяйствующими субъектами (предприятиями и фирмами), исходя из их стремления, использовать ресурсы в таком количестве и сочетании, которое позволит получить максимальную прибыль. Спрос на факторы производства является производным от спроса на товары и услуги для потребительского сектора, при этом, чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос и на экономические ресурсы, необходимые для ее выпуска и особенность формирования ценообразования на них.