Файл: Рынки факторов производства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



3.Равновесие рынков экономических ресурсов

В макроэкономике особое внимание уделяется изучению и анализу различных ситуаций, возникающих на рынке факторов производства. Наиболее интересным является ситуация, при которой количество товаров (ресурсов), которое желают приобрести покупатели, идентично их количеству, предлагаемому продавцами. Такую ситуацию принято называть равновесием спроса и предложением (от англ. «Market equilibrium», «Market balance»).

Анализируя основные функции потребления с качественной стороны, отметим, что одного желания или даже возможности произвести товар и доставить его на рынок не достаточно. Предложение возникает только тогда, когда рассматриваемый экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже доставленного на рынок данного товара. Соответственно величина или объем предложения определяется количеством товара (услуг), приготовленного на продажу за данный период времени в данных условиях. Под объемом предложения следует понимать поток, протекающий во времени. Поэтому для производителя всегда надо четко определять, к какому периоду времени относится данная величина предложения. Условия, при которых определяется данный объем предложения, чрезвычайно важны, так как именно они характеризуют ту среду, в которой находится принимающий решение о продаже производитель. В этой связи, например, А.В. Сидорович дает классификацию условий или детерминанты (совокупность факторов) предложения, влияющих на выбор продавца, и определяющий его спрос:

- цена данного товара;

- цены товаров-субститутов, то есть товаров, заменяющих привычные, но отличающие от предлагаемых продавцом или изготовителем товаров;

- цены комплементарных благ – системы вкусов и предпочтений, богатство, ожидания; число потребителей как фактор отраслевого спроса;

- издержки производства, охватывающие как технологии производства, определяющие необходимые количества используемых ресурсов, так и цены этих ресурсов;

- налоги и субсидии;

- объективные, внешние условия, определяющие производство;

- ожидания производителей, например новых качественных показателей товара и так далее.

Каждый из указанных факторов в различной степени влияет на соотношение спроса и предложения. Вместе с тем взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Термин «ценовой механизм» используется в отношении системы свободного рынка, где цены действуют, как автоматические сигналы, координирующие деятельность принимающих решения индивидов. При этом цена является фундаментальной экономической категорией, обозначающей количество денег, за которое продавец согласен продавать, а покупатель готов купить единицу товара. Известно, что цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно утверждать про цену как денежной стоимости товара.


Благодаря таким своим свойствам система цен образует механизм, с помощью которого изменение условий спроса и предложения может оказывать влияние на локационную эффективность, то есть эффективность распределения ресурсов – производство продукта рациональной или заданной структуры посредством использования эффективной комбинации ресурсов, обеспечивающей минимальные издержки, как части государственной политики регулирования цен на ресурсы. Однако определяющим фактором является конкуренция ( лат. «concurre» - сталкиваться) – это соперничество нескольких субъектов в достижении схожей цели. В экономической литературе говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товара на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. Иными словами конкуренция в повседневном понимании – соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. В классической экономической теории конкуренция выступает как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Вместе с тем, в теории строения рынка конкуренция – это критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в трех основных аспектах:

- степень состязательности на рынке;

- саморегулирующий элемент рыночного механизма;

- критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Конкурентоспособность объекта потребительского рынка должна определяться по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это должно означать, что данный объект в данное конкретное время является лучшим мировым образцом.

Рыночные отношения уже изначально несут в себе смысл – «равновесие спроса и предложения». Равновесием в экономической системе называется такое состояние, при котором каждый участник этой системы не хочет изменить свое поведение. На рынке блага действующими лицами являются продавцы и покупатели, которые решают продать или купить определенное количество блага в зависимости от его цены. Равновесие на рынке наступает в том случае, если все продавцы и покупатели смогут купить или продать то количество блага, которое они хотят купить или продать. Равновесием на рынке называется ситуация, когда продавцы предлагают к
продаже ровно такое количество блага, которое покупатели решают приобрести (объем спроса равен объему предложения). Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различные количества блага в зависимости от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы установилась такая цена, при которой объемы спроса и предложения совпадут. Другими словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения. То есть равновесность спроса и предложения проявляется в установлении равновесной цены. Равновесная цена (англ. «quilibrium price») – цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров (услуг), которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. При равновесной цене спрос и предложение равны, нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг, создается ситуация, когда цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

В соответствие с вышесказанным, следует дать определение понятия «дефицит». Дефицит (англ. «deficit») – превышение спроса над предложением и свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены. Обычно дефицит свидетельствует о низком предложении, вызванном низкой ценой. Наряду с дефицитом в экономической литературе используется термин «инфицит» (англ. «inficit») - несбалансированность, проявляющаяся в избытке средств производства, рабочей силы, предметов потребления и услуг.

По мнению М.А. Сторчевого, в условиях равновесия происходит так называемое очищение рынка, то есть такое состояние на рынке, когда не останется ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать из-за отсутствия продавцов).

Таким образом, чтобы найти равновесие на рынке некоторого блага, нужно определить, какая цена вызовет на этом рынке такой объем предложения, который будет соответствовать объему спроса. При этой цене продавцы представят на рынок ровно столько произведенного ими блага, сколько покупатели захотят приобрести, а объем спроса и предложения, соответствующий ей (равновесной цене) равновесными объемами спроса и предложения.

Таким образом, функция спроса в рыночном механизме является определяющей, ибо именно она заставляет производство выпускать необходимые населению товары, улучшать их потребительские свойства, повышать их качество и обновлять ассортимент. Спрос в свою очередь зависит от потребностей людей: с изменением потребностей меняется и спрос, который, по сути дела, представляет собой денежное выражение потребностей. Однако не всякая потребность может иметь денежное выражение и быть удовлетворенным рынком. Тем не менее, важнейший жизненные потребности людей в пище, одежде, обуви, бытовом обслуживании наилучшим образом, как показывает история развитых рыночных хозяйств, удовлетворяются через рынок благодаря спросу. Функция предложения заключается в общем виде в том, чтобы связать производство с потреблением, продажу товаров с их покупкой. Реагируя на возникающий спрос, производство начинает увеличивать выпуск товаров, улучшать их качество и уменьшать издержки их изготовления, а тем самым увеличивать общий объем предложения на рынке. Изучение спроса связано с установлением фактического потребления товаров (услуг), выявлением закономерностей спроса с учетом динамики и целого комплекса факторов, влияющих на их потребление. Поэтому основной целью изучения конъюнктуры рынка является установление, в какой мере конкретное состояние реализации товаров соответствует спросу, как будут изменяться эти показатели в ближайшем будущем, какие меры необходимо принять, чтобы добиться безотказного обеспечения потребителей товарами различного назначения, и как все эти влияет на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий.


Функции спроса и предложения характеризуют каждая свою отдельную сторону рынка экономического ресурса Но для того, чтобы понять, как функционирует данный рынок в целом и как в результате этого устанавливаются рыночные цены и количество покупаемого ресурса, необходимо рассматривать взаимодействие спроса и предложения по каждому экономическому фактору, определяющему спрос и предложение на соответствующем рынке.
4.Практикум

1. Что из следующего является примером фактора производства?

1) рабочие сталелитейного завода, производящие сталь;

2) формы для заливки стали, используемые в сталелитейном производстве;

3) железная руда, используемая в сталелитейном производстве;

4) доля акций сталелитейной компании;

5) все перечисленное является примером фактора производства.

Ответ: Все перечисленные элементы являются фактором производства.
2. Спрос на факторы производства будет тем более эластичным, чем:

1) более неэластичен спрос на готовые товары, в производстве которого используется данный ресурс;

2) менее важен данный ресурс для производителя готового продукта;

3) короче период времени;

4) большее число заменяемых ресурсов, доступных для производителя готового продукта;

5) выше цена другого ресурса, используемого в данном производстве?

Ответ: Чем легче замещается какой-либо фактор в производстве, тем более эластичен спрос на него фирмой на рынке факторов производства.

Заключение

В результате проведенного исследования установлено, что рынки экономических ресурсов представляют собой рынки, на которых реализуют факторы производства, участвующие в производственном процессе изготовления продукции (товаров, работ, услуг), востребованной потребительским рынком. Подобно предложению на рынках обычных потребительских благ, на рынках факторов производства предложение порождается спросом хозяйствующих субъектов, способных организовать и осуществлять производственную деятельность.

Выявлено, что рынки факторов производства и собственно предложение во многом зависят от специфики каждого поступающего в обращение экономического ресурса, включаемого предприятиями, фирмами в их производственную деятельность с целью получения доходов и предпринимательской прибыли. Эффективность функционирования предприятия, использования всех факторов производства характеризуется, прежде всего, тем, насколько его деятельность способна обеспечивать получение прибыли. Чем больше прибыль, приходящаяся на единицу использованных ресурсов, тем эффективнее работает предприятие и тем эффективнее инвестирование капитала.


Взаимодействие спроса и предложения на рынке факторов производства, колебательное движение цен как его результат выражают сущность закона спроса и предложения. Условия, которые формируют спрос, предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависят от вида конкуренции – соперничества между участниками рынка. Наиболее эффективной по нашему мнению является совершенная конкуренция, при которой рынок факторов производства предполагает отсутствие власти производителя, его монополизм над рынком, а также установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.
Список использованной литературы

  1. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. И.П. Николаевой // М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2015. 527с. (Гл. 18)

  2. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М. – 2014. (гл. 25)

  3. Т.А. Фролова Экономическая теория Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2014. (ТЕМА 9)

  4. Олейник А.Н. Институционная экономика: учебное пособие, - М.: ИНФРА М, 2015.

  5. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – М.: Высшее образование, 2014. – 656 с.

  6. Сторчевой М.А. Основы экономики: Учебник. – М.: Владос, 2015. – 428 с.

  7. Торопцев В.И. Потребление как дискурс: монография. – СПб: Инторсоцис, 2014. – 320 с.

  8. Ярных Э.А. Потребительский рынок: Учебник. – 4-е изд. Перераб. И доп. – М.: Владос, 2014. – 382 с.

  9. Корольков В.Е. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2015. – 463 с.

  10. Экономика: Электронный учебник // Электронная библиотека. URL: /http://economu-bases.ru/t7r2part1/html