Файл: Правовое государство и гражданское общество в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Министерство образования и науки Российской Федерации

задание № 2
по учебному курсу « Гражданское процессуальное право»

на тему
«Правовое государство и гражданское общество в Российской Федерации»

Студент
















Ассистент

(И.О. Фамилия)





ПЛАН

Введение.......................................................................................................................3

1. Понятие и характеристика правового государства…………………………....4

2. Признаки построения правого государства………………………….................7

3. Проблемы и пути формирования правового государства в России..................8

4. Формирование гражданского общества как основа построения правового государства.....................................................................................................................12 Заключение.................................................................................................................13

Список литературы...................................................................................................14

Введение

Сегодня именно приоритет права способен надежно охранять права человека, обеспечивать подчиненность высшей власти народу. С идеей построения правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни, поэтому ее актуальность и значимость в настоящее время трудно переоценить.

Сложилось устойчивое мнение о том, что ни одно государство, в том числе и Россия, не достигло идеала, которым является правовое государство. Это утверждение справедливо лишь отчасти, потому что в большинстве государств реально работают конституционные принципы и нормы, обобщенные в категорию «правовое государство».

За всю историю своего существования теория правового государства обозначила целый ряд основополагающих принципов построения правового государства. Совместно с развитием общества непременно происходит процесс обновления заложенных в них идей. 

В связи с этим, в моей работе рассматривается ряд актуальных проблем касаемых построения правого государства и формирования в нем гражданского общества.


В качестве цели я поставил следующие вопросы: раскрыть понятие правового государства, дать характеристику и проанализировать основные принципы построения правового государства, а, также сделать вывод по вопросу, может ли быть общество гражданским, если государство не правовое.


1. Понятие и характеристика правового государства
Для того чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик определенных системой принципов институтов и норм права.

Суть правового государства не в законопослушании и не в изобилии правовых актов, то и другое есть и в антидемократическом государстве.

Основа правового государства заключается в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности, принятие законов в интересах общества

По моему мнению, процесс формирования демократического государства в России, не может строиться на простом заимствовании принципов построения правового государства, применяемых в зарубежных странах.

Соглашусь с мнением правоведов, что, общепризнанные основные принципы построения правового государства обязаны проникнуть и «пропитать» всю структуру государственной власти.

Понятие «правовое государство» истолковывается по-разному, но бесспорно главное: это официальный публично-структурный регулятор поведения людей. Идея правового государства развилась из идеи господства закона в жизни народа, общества, социальных групп, личности, а также в деятельности государства и тех его должностных лиц.

Правовое государство можно рассматривать в трех значениях:

- как базовую ценность, на которую ориентируется общество;

- как основной принцип, выступающий в качестве руководящего;

- как конституционно-правовой институт

В России тезис о том, что РФ является правовым государством, закреплен на самом высоком нормативно-правовом уровне – в Конституции РФ.

Характерно то, что термин «правовое государство» пользовался огромным уважением у общественности фашистской Германии. Однако при этом ведущие принципы правового государства – демократия, свобода, равенство, плюрализм мнений – были чужды.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в Конституции и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.


Правовое государство не отождествляется с обществом, не растворяется в нем или в системе других политических институтов. Этот тип государства обладает всеми признаками и чертами государства вообще.

Несомненно то, что нынешние представления о правовом государстве базируются на органичном признании прав и свобод гражданина в их взаимосвязи с требованиями.

Основополагающим фактором правового государства, объединяющим его с гражданским обществом, является и то, что изначально его идея была связана с утверждением суверенности народа, подчинением государства обществу. Ценностный смысл идеи правового государства как раз и состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечила бы примат права во всех сферах общественных отношений.

Правовому государству присуще признание верховенства закона в двояком смысле. С одной стороны, конституция и закон служат регулятором основ государственной и общественной жизни. Статуса гржаданина и человека. С другой – именно закон вступает первичной основой орагнизации и функционирования всех государственных иниститутов.

Глубокое проникновение идей правого государства в жизнь человека и общества означает признание и использование высоких принципов права и демократии. Правовое государство все же является государством, а поэтому, как и всякое государство обладает следующими чертами:

– наличие государственной власти как средства проведения внутренней и внешней политики;

– представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально -экономическом базисе общества;

– располагает специальным государственным механизмом; – обладает определенной административно - территориальной организацией на своей территории;

– существует благодаря налогам и сборам; – обладает государственным суверенитет.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ, индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.

Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса.


В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Одной из важных особенностей правового государства является эффективная реализация принципа разделения властей, поскольку именно разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, будет способствовать обеспечению законности и устранению злоупотребления со стороны какой-либо социальной группы.
2. Признаки построения правого государства
Во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Правовое государство обладает свойствами устойчивости, преемственности подвижности под влиянием процессов, происходящих как в обществе так и в мире, причем факторы влияния переплетаются между собой.

Признаки правового государства:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

  • равенство всех перед законом;

  • разделение властей на три ветви;

  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;

  • взаимная ответственность личности и государства;

  • политический и идеологический плюрализм;

  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

С учетом изложенного можно говорить о таком признаке правого государства, как наличие эффективных механизмов самоограничения власти, которые включают в себя, в частности, систему разделения властей.


При этом следует отметить, что верховенство правового закона и, соответственно, подчинение государства праву тоже является формой ограничения государственной власти.

Правовая система в правовом государстве представляет собой гарант свободы отдельного индивида выбрать по собственно­му усмотрению морально-этические ценности, сферу и род деятель­ности.

В обществе должен господствовать закон, а не люди. Функции государства состоят в регулировании отношений между гражданами на основе закона.
Правовое государство предполагает примат права, что обязы­вает государство руководствоваться критериями объективности и непредвзятости.
3. Проблемы и пути формирования правового государства в России
В России идеи правого государства, которые, как и в любом государстве имели не только свои особенности, но и общие черты, свойственные другим странам, начали пробиваться только со второй половины XIX века.

Однако период формирования правового государства в России не ознаменовался сколько-нибудь значимыми успехами. Скорее, наоборот, в стране усилились явления и процессы, противоречащие целям правового государства: коррупция государственных чиновников, терроризм и пр. Обещанные Конституцией права и свободы для значительной части граждан России недоступными из-за высокого уровня безработицы и низкой заработной платы. Не обеспечивается принцип верховенства закона.

Без сомнения то, что государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

В основе правового государства лежит закон, который, каким бы суровым он ни был, обязывая индивида, в то же время ограничивает коллектив, служит границей между ним и коллективом. Еще Кант сформулировал основополагающую идею правового государства так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуж­дения в отношении властвующего к точному и безусловному испол­нению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

К числу факторов и условий становления правового государства можно отнести: преодоление правового нигилизма в массовом сознании, выработка высокой политико - правовой грамотности у населения, появление действенной способности граждан противостоять произволу, преодоление декоративности и декларированности юридических норм, суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлением огосударствления.