Файл: Правовое государство и гражданское общество в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Исполнительная власть призвана оперативно управлять обществом в строгом соответствии с принятыми законами, никакие же законодательные функции на нее не возлагаются. Судебная власть призвана защищать права, обеспечивать соблюдение законности в деятельности всех субъектов права. Причем эта деятельность суда может быть успешной лишь при его полной независимости от законодательной и исполнительной власти.

Особое внимание следует уделить статусу Президента РФ и его полномочиям, так как Президент РФ занимает особое место в этом «треугольнике» власти.

В России Президент, реализуя свои конституционные полномочия во внешней и внутренней политике, является связующим звеном между ветвями власти, и все же в наличии столь широких полномочий, ряд граждан и политиков усматривают потенциальную возможность узурпации власти Президентом и возможности прямого попрания принципа разделения властей.

Важным условием формирования правового государства является последовательное осуществление принципа социальной справедливости, обеспечение социальных прав и законных интересов граждан, чести и достоинства личности.

Приоритеты в области провозглашения социальных прав на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, не вызывают сомнения. Между тем процессы, происходящие в стране, показывают, что не все благополучно в данной сфере, и происходит это в значительной степени из-за недооценки юридических гарантий обеспечения социальных, политических и других прав и свобод граждан. Именно здесь, в социальной сфере, наиболее проявляется несбалансированность взаимных обязанностей и ответственности граждан и государства.

До недавнего времени в нашем государстве регламентировались и обеспечивались в основном только обязанности и ответственность граждан перед государством. Обратная же связь была нарушена: обязанность и ответственность государства, в частности по укреплению гарантий социальных прав граждан, чаще всего только декларировались, не подкреплялись соответствующими правовыми механизмами. Но после проведения институциональной реформы и принятия новых нормативно-правовых актов ситуация изменилась.

Россия сегодня находится на переходном этапе от тоталитаризма к демократическому правовому государству. Думается, что по своей продолжительности переходный период охватит не одно поколение россиян. Вместе с тем для нашего общества весьма актуально высказывание, сделанное известным юристом С.А. Котляревским еще в начале ХХ века: «Идея правового государства вошла в обиход современных цивилизованных обществ и убеждение, что государство должно принять облик правового, остается непоколебимым».


Для того чтобы понять истинные проблемы построения правового государства в России необходимо сопоставить существующие реальные факты и текущую ситуацию с теоретическими основами правового государства.

Правовое государство должно иметь развитую экономику. За последнее время, до введения санкций, экономика России находилась на определенном подъеме. Но необходимо помнить, что Российский бюджет и экономика по существу во многом зависят от продажи нефти, газа и оружия. Поэтому для России важно не упустить время и суметь воспользоваться мировой нестабильностью, активно осваивать рынки сбыта оружия и загружать российские оборонные предприятия, которые в настоящее время загружены не более чем на 25 %.

Одна из существующих опасностей для стабильности российской экономики, эта растущая неравномерность в развитии регионов. Другая глобальная проблема – это коррупция и криминальный беспредел творящийся в политической, экономической, общественной жизни России. Факты коррупции среди чиновников, промышленников и предпринимателей, все чаще вскрываются правоохранительными органами.

Правовое государство, провозглашенное Конституцией России, предполагает равенство всех граждан перед законом, будь то государственный чиновник, предприниматель, хозяйственный руководитель все они должны отвечать за содеянные правонарушения перед законом. Пока закон в России действует избирательно, мы никогда не построим правовое государство. Важно бороться со всеми проявлениями преступности. Борьба с коррупцией, не на уровне врачей и преподавателей, а среди чиновников имеет решающее значение для развития правового государства.

Правовое государство предусматривает высокий уровень жизни человека, а не создание красивой структуры государственной власти и декларативного обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге будет реализовано в жизнь. Когда мы осознаем свою роль в обществе, почувствуем себя частью этого общества, ощутим, что оно полностью зависит от нас, тогда и возникнут зачатки формирующегося гражданского общества и правового государства.
4. Формирование гражданского общества как основа построения правового государства.
Одним из важнейших условий создания демократического и правового государства является образованный в правовом смысле гражданин. В современной России существует много пробелов в процессе становления правовой культуры. Изначально это правовая безграмотность граждан, разногласия между нормативно-правовыми актами и реальной действительностью - все это следствие правового нигилизма и отрицание нравственных принципов. Реформа в области правосознания Российских граждан необходима для преодоления правовой безграмотности и улучшения правосознания общества.


Следует подчеркнуть, что на сегодня нет единства в подходах к пониманию гражданского общества, поэтому, я согласен с мнением теоретиков, в тексте Конституции РФ оно не находит своего отражения.

Особенность России и ряда других государств постсоветского пространства состоит в том, что в отличие от западноевропейских государств, в которых правовая идеология правового государства формировалась в недрах гражданского общества, предшествующего появлению правового государства, в России наблюдается обратный процесс.

Для приближения к идеальному состоянию правовой государственности требуется коренная перестройка правосознания общества и представителей государства, что может быть реализовано только путем эволюционного, планомерного внедрения основ правового государства в правовую жизнь.

По смыслу российской Конституции не государство дарует права индивидам, а сами политически правоспособные граждане, приобретая основные права и свободы от рождения, делегируют свои властные полномочия государственным органам. В этом выражается такая сторона правовой государственности, как народный суверенитет и связанный с ним принцип народовластия.

Государство для общества, а не общество для государства, но в то же время единства между ними не должно быть. Общество – мать государства, и соответственно государство – дитя общества, продукт общественного развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое государство может быть сформировано при наличии комплекса условий, сложившихся только в гражданском обществе.

Заключение
Правовое государство не отождествляется с обществом, не растворяется в нем или в системе других политических институтов. Этот тип государства обладает всеми признаками и чертами государства вообще.

Основа правового государства заключается в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности, принятие законов в интересах общества.

Правовое государство является составным элементом конституционного строя, то есть частью сложившихся конституционно-правовых отношений.

Ценностный смысл идеи правового государства как раз и состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечила бы примат права во всех сферах общественных отношений.

Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.


Одним из важнейших признаков правового государства является провозглашение человека его прав и свобод высшей ценностью. Основополагающим принципом правового государства является принцип не отчуждаемости прав и свобод человека. Реализация его является условием утверждения правовой формы и правового характера между публичной властью и подвластными как субъектами права.

Правовое государство предусматривает высокий уровень жизни человека, Правовое государство становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге будет реализовано в жизнь. Одним из важнейших условий создания демократического и правового государства является образованный в правовом смысле гражданин. В современной России существует много пробелов в процессе становления правовой культуры.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:
  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок)// Собрание законодательства РФ. [Электронный ресурс]  URL: http://www.szrf.ru/ (Дата обращения: 07.04.2019).

2. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 07.04.2019).

Учебная литература: