Файл: Законы Ману, Артхашастра Каутильи классические памятники древнеиндийского права Вопросы к теме.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     Отношения мужа и жены регулируются также главой IX,  первая статья которой гласит: теперь я изложу вечные дхармы для мужа и жены . Эта глава регулирует не только отношения мужа и жены, но и их детей и семьи в целом. 

            Преступления и наказания по Законам Ману.                                

     Великими  грехами (махапатака) согласно Законам Ману являлись убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Однако такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был отнесен к числу преступлений.

     От  наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране жертвенных даров и при защите женщин и  брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый  или даже брахман, весьма учёный в  Ведах. Также грехом не являлось «убийство убийцы».

     Наказание зависело от варны наказуемого. К примеру, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф, но то такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание — отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию.

     Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые  домогались чужих жён, царь должен был  изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение  к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни.Однако проституция жены с согласия мужа не наказывалась.Лишение чести девушки против её воли влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев в случае, если преступник был не равен по положению с потерпевшей. Равный по положению был обязан выплатить крупный штраф. Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель — сожжению на раскалённом железном ложе.За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины.

     «Собирание  кореньев, плодов от деревьев, дров для  огня и травы для корма скота» не являлись преступлением. Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги.


                Суд и процесс по Законам Ману. 

            Вообще  в  индийском  обществе  господствовала не имущественная, а  интеллектуальная  дифференциация.  Брахманами  были самые  лучшие  знатоки Вед. Таким  образом,  если  приговор  выносился   хотя бы  одним  таким знатоком,то это  решение было  уже  невозможно  отменить  даже  если  за  это высказалось бы  более 1 млн. чел.

       Судоговорение  было  неформальным,  расспрос  являлся  основным  методом  решения  судебных  вопросов. Четкого различия между  гражданским и уголовным процессом  нет. Судебные дела возбуждались  заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Большое внимание уделяется свидетельским показаниям в суде. Свидетель должен был являться равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой он дает показания. Только в случае тяжких преступлений (воровство, насилие и пр.) свидетели не проверялись слишком тщательно на предмет надёжности. При отсутствии надлежащих свидетелей разрешалось принимать свидетельства ребенка, старика, ученика (в отношении учителя), родственника, раба и женщины. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” - только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.

   

  1. Артхашастра Каутильи:

1) общая характеристика;

2) основные объекты правового регулирования.

АРТХАШАСТРА. Автор - Каутилья, министр царя Чанд-рагупты. Но учение Каутильи морально, т.к. основано на дхарме. По­нятие о материальном благе, его толкование в практическом смысле политики занимает цен­тральное место в трактате. Это учение об об­щем, государственном благе. Ма­териальное благо - одно из составляющих царской власти, царя вообще. В этом дхарма царя, но не кшатрия, хотя сам царь по варне кшатрий.

Памятник состоит из 15 отделов или книг, 150 глав и 6000 шлок. Его внутренняя структура достаточно систематизирована и включает:


- правила поведения (различные методы и способы управления ближайшим окружением царя, классификация наук);

- обязанности надзирателей (задачи гос. управления в сфере хозяй­ства);

- судоустройство (вопросы процесса и частного права);

- вопросы гос. иска, контроля, наказания за некоторые виды тяжких преступлений;

- философские основания государства;

- методы внешней политики и дипломатии;

- чрезвычайное положение государства, стихийные бедствия, наше­ствия противника;

- способы ведения войны, управления армией.

 Объектом имущественных отношений было движимое (скот, орудия труда, рабы) и недвижимое имущество (дом, сад, оросительные сооружения, водоемы, поле).

  1. Судебный процесс в Индии.

В Древней Индии существовали две системы судов -- царские и внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь "вместе с брахманами и опытными советниками" или замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, "окруженного тремя судьями" (ЗМ, VIII, 10). Толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в крайнем случае, кшатрий или вайший (VIII, 21). Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.

Судя по Артхашастре (III, 1), во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли "надзор за ворами". Особенно большая ответственность в борьбе с преступлениями лежала на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных домах.

Большинство дел рассматривалось общинными кастовыми судами. Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии до настоящего времени.

Судебное дело начиналось с подачи искового заявления и показаний в суде истца, затем ответчика (Арт., III, 1 (17)). В зависимости от характера дела каждая из сторон выставляла поручителей, гарантирующих исполнение решения суда (в основном по долговым обязательствам). Ответчик при этом не имел права выдвигать встречного иска (обвинения), за исключением случаев рассмотрения дела о ссорах, кражах, соглашениях торговцев. Рассмотрение прекращалось, если ответчик признавал свою вину, в противном случае ему давалась отсрочка для ответа: первый раз от 3 до 7 дней, второй (с целью поиска новых доказательств) -- полтора месяца. Истец должен был доказательно оспорить показания ответчика в тот же день, в противном случае он подлежал штрафу (Арт., III, 1 (17,27 и др.)). Бегство и истца, и ответчика от суда было равнозначно признанию вины.