Файл: Практическое задание 3, Модуль Коррекция нарушений чтения и письма слушатель Воронкова Ирина Васильевна Преподаватель Лещенко Светлана Геннадьевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new

Дисциплина: Нарушения письменной речи. Содержание логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии

Практическое задание 3, Модуль 3. Коррекция нарушений чтения и письма


Выполнил:

слушатель Воронкова Ирина Васильевна

Преподаватель:

Лещенко Светлана Геннадьевна

г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД - 2023

Задание 1. Проанализируйте примеры письменных работ, найдите специфические ошибки, определите вид/виды дисграфии и сформулируйте логопедические заключения.

Ошибки

Вид дисграфии

Большое количество пропусков букв (рыная, дедука, вуком)

Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза.

Слитное написание слов, предлогов, раздельное написание приставок (и -дут, напруд)

Недописывание слов до конца (держи)

Логопедическое заключение:
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

Требуется коррекционная работа, направленная на развитие языкового анализа и синтеза:

- формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении;

- развитие слогового анализа и синтеза:

- умение выделять гласные звуки в слове;


- развитие фонематического анализа и синтеза:

- выделение звука на фоне слова - вычленение звука в начале, в середине, конце слова;

- определение последовательности, количества и места звука в слове. 



Ошибки

Вид дисграфии

Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам, замены гласных: плишный (ближний), ратоют (радуют), покрилась (покрылась), бёстрым (пёстрым), свешим возтухом (свежим воздухом).

Акустическая дисграфия

Слитное написание предлогов, антиципации: поднагами (под ногами)

Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза.


Логопедическое заключение:
Акустическая дисграфия, дисграфия на почве языкового анализа и синтеза.

При устранении акустической дисграфии требуется коррекционная работа, направленная на уточнение и закрепление дифференциации звуков:

- развитие фонематического восприятия;

- обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза;

- уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;

- выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;

- определение положения звука по отношению к другим.

При устранении дисграфии на почве языкового анализа и синтеза требуется коррекционная работа, направленная на развитие языкового анализа и синтеза:

- формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении;

- развитие слогового анализа и синтеза:

- умение выделять гласные звуки в слове;

- развитие фонематического анализа и синтеза:

- выделение звука на фоне слова - вычленение звука в начале, в середине, конце слова;


- определение последовательности, количества и места звука в слове. 

Задание В

БАРСУКИ 

(текст-приложение к одноимённому звуковому файлу)

Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.

Компонент навыка чтения

Симптоматика нарушения чтения.

Примеры, количество ошибок


Способ чтения

побуквенное чтение

Звук




отрывистое слоговое чтение

В основном

плавное слоговое чтение

Слабый

плавное слоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов




чтение целыми словами

был

Правильность чтения

Замены букв по фонематическому сходству

балуки, светило,демной




Замены букв по оптическому сходству 

-

Нарушения звуко-слоговой структуры 

лоснышко

Пропуски букв, пропуски слогов 

Балуки, выпозать, по сосной

Добавления букв, слогов 




Перестановка букв, слогов 

Зеврек, гирать, велесный

Ошибки угадывания 




Повторное считывание 




Пропуск, потеря строки. 




Повторы букв, слогов, слов 




Нарушение согласования




Нарушение управления.




Выразительность чтения.

Отрывистое или слитное чтение 

отрывистое




Отсутствие дифференциации в использовании пауз. 

Паузы в конце предложений

Нарушение интонационного оформления предложения.

+

Неправильное употребление логического ударения

+

Недостаточная громкость и внятность при чтении. 

+

Отсутствие эмоционального отношения к читаемому.

+

Скорость чтения.

Медленный темп чтения. 

+




Быстрый темп чтения, нарушающий плавность и осознанность чтения.





Виды дислексии

Фонематическая дислексия, вторая форма – недоразвитие функций фонематического анализа.

Логопедическое заключение

ФФНР, фонематическая дислексия.

Пересказ и понимание текста невозможно оценить, так как этого не было в аудио.

Задание Г

ВЕЧЕРОМ В ЛЕСУ

(текст-приложение к одноимённому звуковому файлу)

Солнце село, но в лесу ещё светло. Воздух чист и прозрачен. Птицы болтливо лепечут. Молодая трава блестит весёлым блеском изумруда. В лесу постепенно темнеет. Алый свет вечерней зари скользит по стволам деревьев. Вот и верхушки потускнели. Повеяло тёплой сыростью. Птицы засыпают. В лесу все темней да темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы. На синем небе робко выступают первые звёздочки.

Компонент навыка чтения

Симптоматика нарушения чтения.

Примеры, количество ошибок


Способ чтения

побуквенное чтение







отрывистое слоговое чтение

+

плавное слоговое чтение




плавное слоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов




чтение целыми словами




Правильность чтения

Замены букв по фонематическому сходству







Замены букв по оптическому сходству 

Небе – пебе, тепнеет, но – по, чеп -чен (много)

Нарушения звуко-слоговой структуры 

Молодой трава

Пропуски букв, пропуски слогов 

Боливо, повяло (повеяло)

Добавления букв, слогов 




Перестановка букв, слогов 




Ошибки угадывания 

Деревья – деревьям, молодой трава (угадывание окончаний)

Повторное считывание 




Пропуск, потеря строки. 




Повторы букв, слогов, слов 




Нарушение согласования




Нарушение управления.




Выразительность чтения.

Отрывистое или слитное чтение 

отрывистое




Отсутствие дифференциации в использовании пауз. 

Пауз нет

Нарушение интонационного оформления предложения.

+

Неправильное употребление логического ударения

+

Недостаточная громкость и внятность при чтении. 

+

Отсутствие эмоционального отношения к читаемому.

+

Скорость чтения.

Медленный темп чтения. 

+


Логопедическое заключение

Оптическая дислексия.

Пересказ и понимание текста невозможно оценить, так как этого не было в аудио.

Задание 3. Определите направления логопедической работы по устранению одного из выявленных в предыдущих заданиях нарушений письменной речи. Раскройте содержание работы по каждому направлению.

Устранения оптической дислексии и дисграфии

Работа проводится в следующих направлениях:

1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).

2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти.

3. Формирование пространственных представлений.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга.

При устранении оптической дислексии и дисграфии проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Логопед выставляет фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг), различные по цвету и величине, и предлагает детям подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету.

Можно предложить задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг — арбуз, овал — дыня, треугольник — крыша дома, полукруг — месяц), а также цвета фигур и реальных предметов.

Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:

1. Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5—6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.

2. Дети запоминают 4—6 картинок, затем отбирают их среди других 8—10 картинок.

3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем выбрать их среди других.