Файл: Задача научного текста. Логикосмысловые отношения в предложении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что такое профессиональные слова?


Профессиональные слова — слова, использующиеся в речи людей какой-либо профессии, специальности, сферы деятельности. Профессиональные слова используются специалистами и экспертами в сочетании с общеупотребительными словами. Отдельные профессиональные слова становятся общеупотребительными, они понятны непрофессионалам. Например: арка, радио, экран, антибиотик. Профессиональные слова встречаются в художественной литературе для более точного описания рода деятельности людей. Они называются профессионализмами. Профессиональные слова (или профессионализмы) нельзя путать с профессиональным сленгом, который относится к жаргонизмам и находится за пределами норм литературного языка.

Термины и терминология

Среди профессиональных слов выделяются термины — слова, называющие понятия разных наук и конкретизирующие область знания человека. Например: интеграл, сходимость (в математике), рифт, магма (в географии), анамнез, депрессор (в медицине). Набор терминов в рамках одной науки или одного направления называются терминологией. Например: медицинская, архитектурная терминология. Изучение терминов и терминологических систем попадает в область прикладной лингвистики — терминоведения. Сборники терминов содержат перечень терминов в той или иной области знаний.

Чтобы овладеть профессиональным языком необходимо:

  • владеть основными категориями и понятиями данной профессии; освоить термины специальности и уметь использовать их в своей речи;

  • уметь работать с литературой по специальности;

  • уметь составлять собственные монологи-рассуждения на основе полученной информации по специальности;

  • овладеть необходимым минимумом для осуществления профессионального общения: культурой публичной речи, деловым этикетом, методикой подготовки выступления, культурой спора и психологическими основами делового общения.

Специальная тематика, специальные цели беседы побуждают специалистов переходить на профессиональный язык. Специальная литература в области экономики насчитывает десятки тысяч терминов. Основная часть этих терминов известна лишь узкому кругу специалистов.

Ответьте на вопросы

1. Что такое язык специальности?

2. Каковы функции специального языка?

3. Какие три основных пласта профессионального языка вы можете назвать?


4. Что такое профессиональные слова?

5. Какие качества необходимы современному специалисту в профессиональной деятельности?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Прочитайте текст. Составьте кластер. Передайте основную мысль текста.

Профессия, специальность, классификация профессий

Мир профессий огромен. Некоторые словари профессий включают более 40 тысяч наименований профессий. Что же такое профессия? Профессия – это такой вид трудовой деятельности, который выполняется постоянно и опирается на определенные знания и навыки, полученные в процессе обучения и практического трудового опыта. Профессия тесно связана с образованием, интересами, потребностями и накладывает определенный отпечаток на личность, формирует склад мышления, мировоззрения, нормы поведения. Ученые считают, что любой человек на удовлетворительном уровне может овладеть любой профессией, но с различной затратой времени и сил. При этом степень соответствия качеств человека характеру избранной профессии оказывает значительное влияние на продуктивность его деятельности. Вот почему один и тот же человек в одном виде деятельности раскрывается более полно, в другом – менее. Высокая профессиональная подготовленность предполагает не только знание своего дела, но и постоянное развитие способностей. В настоящее время требования общества к общему уровню культуры и профессиональным навыкам будущего специалиста постоянно растут. Существует классификация профессий в зависимости от предметов труда: человек – природа (агроном, ветеринар и др.); человек – техника (конструктор, IT-специалисты и др.); человек – художественный образ (артисты, художники и др.); человек – знаковая система (математик, экономист и др.); человек – человек (врач, учитель и др.) По цели труда профессии подразделяются на группы: исследовательские; контролирующие; производственные; обслуживающие. В пределах одной профессии возможно разделение по роду трудовой деятельности на специальности (например, профессия «экономист» включает в себя такие специальности как «Финансы», «Учет и аудит», «Маркетинг» и т. Специальность – это комплекс знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенного конкретного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность – это более узкий вид трудовой деятельности человека, в котором он достиг большого мастерства, умения и приобрел необходимый опыт.

Задание 2. При помощи словаря дайте толкование следующим профессиональным словам и определите, в какой сфере деятельности они используются.


Акватория, синтаксис, темперамент, прокариоты, жаргон, брожение, балясины, девальвация, вирус, магма,скальпель, эмбарго, периметр.

Задание 3. Найдите соответствие терминов с их значениями и определите, в какой сфере деятельности они используются. Придумайте сложные предложения, используя данные профессиональные слова.



термин

значение

1

Интерьер 

ограниченное скопление крови в тканях с образованием в них полости,содержащей жидкую или свернувшуюся кровь

2

предприниматель

внутреннее пространство помещения

3

бессонница 

повышение общего уровня цен на товары и услуги.

4

гематома 

ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

5

бархан 

лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды.

6

аркада 

расстройство сна, проявляющееся нарушением засыпания, прерывистым, поверхностным сном или преждевременным пробуждением.

7

инфляция

песчаный холм серповидной формы, навеянный ветром и не закрепленный растительностью в пустынях и полупустынях

Задание 4. Составьте предложения с данными паронимами

Скрытый – скрытный, остатки –останки, рыбий – рыбный, наследие – наследство, дружеский – дружественный, эффективный – эффективный, искусный – искусственный.

Задание 5. Образуйте сложные слова с элементами микро- и макро-. Объясните их значение. Составьте предложения с данными словами.

Частица, мир, биология, процессор, экономика, структура.
СРОП: Анализ текста по специальности, выделите профессиональную лексику, дайте их толкование.
СРО: Подготовьте сообщение на тему: «Качества, необходимые современному специалисту в профессиональной деятельности».


Тема 11. Учебно-научная коммуникация. Основы научной и деловой риторики.
Научная коммуникация – процессы и механизмы продвижения научных идей внутри научного сообщества и за его пределами, то есть в обществе, иными словами, это распространение научных знаний об окружающей действительности посредством различных каналов, средств, форм и институтов коммуникации.

Выделяют два этапа научной коммуникации: внутренний и внешний. На первоначальном, или внутреннем, этапе научной коммуникации субъектами коммуникации выступают ученые в рамках научного сообщества. Второй этап, внешний, характеризуется взаимодействием научного сообщества с широкой аудиторией, это трансляция научного знания в массовое сознание, то есть популяризация науки.

На рубеже XIX—XX веков наблюдается рост интереса широких масс к научным достижениям и науке как таковой. Общество переходит к идеалу доступной, открытой науки. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, появились новые формы взаимодействия между субъектами в рамках научного сообщества. Наука вышла за рамки традиционных научных центров (университетов), стали появляться независимые научные лаборатории, повысился уровень ответственности ученого перед обществом. Во-вторых, в эпоху информационного общества возрастает важность информирования общества. Наука вынуждена взаимодействовать с другими подсистемами общества, так как это необходимо для ее существования. В 1970-е года отмечается, что средствами осуществления научной коммуникации становятся средства массовой информации (СМИ). СМИ соединили внутренний и внешний этапы научной коммуникации, стали важным инструментом популяризации науки.

Научная коммуникация направлена на следующие основные целевые аудитории:

  • Ученые («лицом к лицу»)

  • Средства массовой информации, новые медиа, которые являются одновременно и аудиторией и каналом коммуникации

  • Органы государственной власти (определяют приоритеты финансирования)

  • Представители бизнес структур (те, кто будет использовать открытия и изобретения науки)

  • Новые молодые «мозги» (молодые ученые, аспиранты, студенты, школьники)

  • Общественность (самая широкая аудитория)

Учебно-научная коммуникация – разновидность научной коммуникации, имеющая особую сферу применения: она используется в процессе передачи и усвоения знаний, т.е. в процессе обучения.

Основная единица учебно-научной коммуникации – учебно-научный текст.


Учебно-научный текст представляет собой своеобразный тип текста с целым рядом принципиальных лексико-семантических ограничений, с характерной грамматикой, с особыми композиционными, жанровыми, видовыми признаками и направлен на формирование информационно-аналитических умений – воспринимать, понимать, анализировать, извлекать и дифференцировать информацию в тексте, систематизировать, преобразовывать и создавать на его основе собственный текст.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Прочитайте текст. Озаглавьте текст.

Выбор профессии – это безграничный мир знаний, добра и справедливости, это желание жить и работать. Слово «профессия» происходит от латинского «professio», что означает «объявляю своим делом». А как мы понимаем слово «профессия»?

Профессия ‒ это вид трудовой деятельности человека, который требует от него специальной подготовки и является обычно источником его существования.

Когда человек учится в школе, он уже начинает думать о своем будущем, думает о том, кем он будет. Как выбрать профессию, которую он будет любить? Ответить на этот серьезный вопрос очень важно, потому что от его решения зависит вся жизнь человека.

Правильный выбор профессии имеет большое значение. В выборе профессии большую роль играет семья. Часто дети продолжают профессиональные традиции своей семьи, поэтому есть семьи учителей, врачей, артистов.

Работа занимает большое место в жизни человека, ей (работе) он уделяет много времени. И если ему нравится профессия, его жизнь будет интереснее и радостнее. Значит он нашёл своё место, свой путь в жизни. Если человек любит свою работу, он работает хорошо, работает с радостью и удовольствием, он приносит пользу своей стране, своему народу – всем людям. А это самое главное в жизни.

Задание 2. Определите тему и коммуникативную задачу текста.

Задание 3. К слову «профессия» подберите однокоренные слова и составьте с ними предложения.

Задание 4. Передайте основную мысль текста.

Задание 5. Определите, какие словосочетания являются терминами. Укажите, к какой области науки они относятся.

Элементарная частица – элементарный вопрос, эпидемия гриппа – эпидемия равнодушия, отчет времени – финансовый отчет, новейшая история – новейшая техника, гора Алатау – гора с плеч, созвездие талантов – созвездие Орион, эволюция в отношениях – теория эволюции.