Файл: Задача научного текста. Логикосмысловые отношения в предложении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


И если этика — наука о целях и нормах поведения личности, то этика речевого поведения — наука о целях и нормах коммуникативной деятельности. Противоречия, возникающие между этими понятиями, обозначают их частую рассогласованность в конкретной ситуации общения.

Нормы этики общения и речевого поведения профессионала, необходимые для максимального достижения его целей, откроют, как нам кажется, пути решения не только профессиональных задач, но и индивидуально-личностных: самопрезентации, самоактуализации, самореализации личности. Критическое переосмысление собственного речевого поведения поможет не только расширить наши возможности, но и выяснить необходимые условия, причины и следствия коммуникативных неудач, связанных с той или иной поведенческой моделью в профессиональной деятельности, характерной для современной коммуникативной среды.

Речевая поведенческая модель включает в себя самые разнообразные определяющие, кроме собственно языковых: жесты, мимику, интонации речи, паузы, обаяние личности, внешний вид; а также скрытые подсознательные составляющие речевого поведения личности: высказанность и невысказанность, удовлетворенность и неудовлетворенность, внутренний диалог, осознанность и неосознанность своей речевой позиции и т. д.

Нормы речевого поведения и связанный с ними морально-нравственный аспект речи интересовали ученых и мыслителей с древнейших времен. Понятие этики общения не выделялось древними в самостоятельный предмет изучения, но непременно связывалось с вопросами общественной жизни, государственного устройства, права, ораторского искусства и т. д.

Под механизмами речевого контроля мы понимаем основные принципы (постулаты, максимы) в речевом поведении личности. П.Грайс назвал один из подобных принципов "принцип кооперации", который заключается в требовании делать вклад в речевое общение соответствующим принятой цели и направлению разговора:

• Максимум полноты информации.

• Максимум качества (Говори правду!).

• Максимум релевантности (Не отклоняйся от темы!).

• Максимум манеры (Говори ясно, коротко, последовательно!).

К этим четырем максимам нам кажется уместным добавить принцип вежливости, возможный при соблюдении следующих условий, сформулированных Дж. Личем:

• Максимум такта (Соблюдай интересы другого, не нарушай границ его личной сферы!).

• Максимум великодушия (Не затрудняй других!).

• Максимум одобрения (Не хули другого!).

• Максимум скромности (Отстраняй от себя похвалы!).


• Максимум согласия (Избегай возражений!).

• Максимум симпатии (Высказывай благожелательность!).

Безусловное соблюдение всех максим коммуникации и максим вежливости могло бы очевидно обеспечить необходимое ощущение коммуникативного комфорта, но все же не определило бы характер ответной реакции аудитории. Реальные ответные реакции коммуникантов могут оказаться весьма далеки от ожидаемых. На практике мы часто наблюдаем это расхождение между "сущим" и "должным". Как профессионалу сориентироваться в характере реакций, чтобы не потерять необходимого самоконтроля, а также сохранить интерес к обсуждаемому вопросу с обеих сторон участников коммуникации?

Творческое использование имеющегося опыта, а в нашем случае норм и правил речевого поведения, и интуиции — необходимые условия правильного выбора речевой модели поведения личности. Профессионал, способный увидеть многозначность речевой ситуации общения и сделать свой выбор, руководствуясь этическими нормами и собственной интуицией, — гарантия результативности речевого поведения, а значит достижения наибольшей эффективности речевой деятельности — понимания.

Итак, для осуществления морально-этического выбора в проблемной ситуации общения профессионал должен:

- уметь системно, комплексно анализировать речевую ситуацию;

- уметь устанавливать связь между участниками общения и речевой ситуацией;

- уметь определять свой индивидуальный набор приоритетов, а также выделять среди них наиболее принципиальные для своего индивидуального стиля речевого поведения.

Установить единый кодекс этики речевого поведения личности при всем многообразии и сложности речевых ситуаций общения в современной профессиональной среде не только невозможно, но и неэтично. Ибо для нас этика речевого поведения современного профессионала связана с возможностью выбора индивидуальной модели речевого поведения, связанной с его индивидуально-личностными особенностями и профессиональными умениями.
3. Речевой этикет

Речевой этикет - это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно. Поэтому в самостоятельные системы выделяются его (этикета) разновидности:

  • воинский этикет;

  • дипломатический этикет;

  • церковный (православный) этикет;

  • светский этикет;

  • служебный (деловой) этикет/


Этикет – явление национальное. То, что считается вежливым у одного народа, может быть истолковано как жест невежливого отношения к собеседнику у другого. Например, согласно нормам русского речевого этикета при встрече давно не видевшихся приятелей совершенно нормальным считается вопросы типа: "Как здоровье вашей жены, детишек?". Этот вопрос прочитывается собеседником как знак внимания и расположения со стороны говорящего. Совершенно иначе обстоит дело в некоторых мусульманских (магометанских) странах. Там подобный вопрос может быть сочтен, по меньшей мере, бестактным, потому что всё относящееся к женской половине дома является запретной темой для обсуждения.

Различны у представителей разных народов и формы приветствия. Древние греки приветствовали друг друга словом "Радуйся!", современные - "Будь здоровым!". Арабы говорят: "Мир вам!" или "Мир с тобой!", а индейцы навахо: "Все хорошо!"
Само количество выражений в той или иной ситуации у разных народов различно. В этикете некоторых народов Кавказа (осетин, адыгеев, абхазов) существует несколько десятков формул приветствий. Они учитывают пол, возраст адресата, вид занятий на момент приветствия и т.д.

По-разному выражаются в разных странах согласие и несогласие. Всех приезжающих в Болгарию, например, поражает несоответствие общеевропейскому жестовому знаку "да" и "нет": кивок сверху вниз для болгар – жест отрицательный, а покачивание головой из стороны в сторону – утвердительный. Японцы вообще предпочитают не произносить слово "нет". Отрицательное отношение к чему-либо выражается у них не прямо, а иносказательно. "Если токийский знакомый говорит: "Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой", - то не нужно думать, что перед вами поборник женского равноправия. Это лишь один из способов не произносить слово "нет". К примеру, вы звоните японцу и говорите, что хотели бы встретиться с ним в шесть вечера в пресс-клубе. Если он в ответ начинает переспрашивать: "Ах, в шесть? Ах, в пресс-клубе?" и произносить какие-то ничего не значащие звуки, вы должны тут же сказать: "Впрочем, если вам удобно, можно побеседовать в другое время и в другом месте".
И вот тут собеседник вместо "нет" с превеликой радостью скажет "да" и ухватится за первое же предложение, которое ему подходит", - пишет в своей знаменитой книге "Ветка сакуры" В. Овчинников.

В каждой стране есть выражение приветствия и прощания
, извинения и благодарности, иначе говоря, речевой этикет – явление универсальное, но в то же время каждый народ сложил свою, национально специфическую систему правила речевого поведения. Речевой этикет представляет собой не только систему выражений – устойчивых этикетных формул, но и специфику привычек и обычаев народа.

4. Речевой этикет в деловом общении

Не каждый человек наделен даром ораторства и обладает способностью красиво и правильно произносить свою речь. Такое положение может пагубно отразиться на установлении деловых контактов или всей работе в целом, поскольку неправильная речь и незнание основ делового общения могут нанести непоправимый вред карьерному росту и установлению доверительного сотрудничества с деловыми партнерами.

Речевой этикет в деловом общении играет достаточно важную роль, поскольку неправильные речевые обороты, стилистические ошибки и неэтические нормы, непринятые в деловом обществе, способны обескуражить, а иногда и обидеть разговаривающего с вами человека. Речевой этикет также подразумевает использование определенных этикетных формул, которые отражают специфику той или иной страны или национальности. К ним относятся различные фразеологические обороты и предложения, смысл которых достаточно окреп и несет в себе определенное значение.

Речевой этикет базируется на некоторых принципах, игнорирование которых приводит к негативным взаимоотношениям с собеседником. К ним можно отнести:

- оценка обстановки общения, которая может быть как официальной, так и неофициальной;

- социальный статус собеседника, его положение в обществе и должность, а также возраст и пол;

- наличие национальных речевых традиций, согласно которым в некоторых странах не принято произносить какие-нибудь фразы либо подразумевать под ними иное, нежели сказанное.

Речевой этикет в деловом общении – это всего лишь навык, а не врожденная способность, поэтому ему вполне можно научиться. Самое главное – подойти к этому делу ответственно, изучать необходимый материал поэтапно и не упускать все детали.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означают понятия «профессиональное общение», «профессиональная культура», «деловое общение», «этика», «речевое поведение», «речевой этикет»?


2. Что характерно для современной профессиональной среды общения?

3. Назовите виды вербального делового общения.

4. Назовите письменные виды делового общения.

5. Какой должна быть деловая речь?

6. Передайте основные мысли данных информаций.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Определите, какие из формул прощания могут использоваться в официальной обстановке: Бывай!, Пока!, Счастливо!, Прощайте!, Всего хорошего!, До встречи! Будь!, Чао!, Позвольте откланяться!, Разрешите попрощаться!, Ну, давай!, Привет!

Задание 2. Составьте текст поздравительной речи (в честь известного предпринимателя, годовщины деятельности организации).

Задание 3. Какие этикетные фразы можно использовать для вежливой формы отказа принять предложение; выслать новые образцы материалов; принять посетителя?

Задание 4. Если во время разговора по телефону зазвонил второй аппарат, что вы будете делать?

- продолжать разговаривать по телефону;

- извинитесь перед собеседником и поднимете трубку для того, чтобы уз­нать, кто звонит;

- извинитесь перед собеседником и предложите ему перенести разговор на другое время. Проиграйте эту ситуацию.

Задание 5. Составьте сложные предложения с приведенными глаго­лами и союзами что, при необходимости используя указательное местоимение о том. доложить..., (что), высказывать мнение ..., (что), излагать соображения по вопросу…, (что)

Задание 6. Представитель фермерского хозяйства назначил вам время для деловой встречи. Составьте диалог по двум формам ответа: согласие; отказ с извинениями и объяснениями причин.

Задание 7. Как вы понимаете цитату:

«При согласии незначительные дела вырастают, при несогласии – величайшие гибнут».
СРОП: Проиграйте ситуацию: Вы – руководитель и владелец небольшого частного предприятия, вы вводите этический и поведенческий кодекс для сотрудников. Запишите пример данного этического кодекса».
СРО: Устное сообщение на тему «Этика и этикет деловой речи и профессионального общения» с учетом специфики своей специальности.