Файл: Задача научного текста. Логикосмысловые отношения в предложении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 15. Профессионально- коммуникативные ситуации.
Слово «коммуникация» происходит от лат. «communicatio» – «делаю общим, связываю, общаюсь». Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения.

Профессионально-деловое общение протекает в типичных ситуациях, соответствующих целям и задачам участников, их психологическим, коммуникативным и ролевым установкам.

Знание видов и ситуаций профессионально-делового общения позволяет специалистам установить, расширить контакты и добиться положительных результатов при ведении деловых переговоров.

Профессионально-коммуникативное взаимодействие зависит от разных ситуаций общения и характеризуется следующими факторами:

- количество участников общения (один – один, один – группа, группа – группа);

- односторонняя и двусторонняя связь;

- кратковременные и долговременные связи;

- организованное или неорганизованное общение;

- сознательное или бессознательное (полуосознанное);

- интеллектуальное или чувственно-волевое.

Профессиональное общение предполагает следующие коммуникативные цели:

- информировать слушателя о предмете и цели сообщения (констатировать, убедить, опровергнуть, подвергнуть критике);

- прослушать и понять профессиональную информацию;

- запросить интересующую информацию;

- уточнить, переспросить;

- дать оценку полученной информации;

- вызвать партнера по контакту на обсуждение;

- удержать речевой контакт, сохранить его на будущее.

Перечисленные коммуникативные цели реализуются в определенных коммуникативных ситуациях профессионального общения:

1. Участие в конференции, симпозиуме. При этом реализуются все виды устного общения – монолог, диалог, полилог. Основная цель – выявление истины, определение нового знания.

2. Участие в семинаре, производственном совещании с возможностью более широкого и детального обсуждения. Из видов устного общения наиболее широко представлены диалог и полилог. Основная цель – широкое обсуждение общих и частных вопросов.


3. Участие в планировании эксперимента/испытания, обсуждение их результатов. Реализуются все виды устного общения, основная цель общения:

а) на этапе подготовки и проведения – определение и реализация стратегии и тактики исследования;

б) на этапе обсуждения результатов – подведение итогов, определение степени достигнутого ожидания, выявление причинно-следственных зависимостей, выводы и рекомендации на будущее.

4. Совместная производственная или научная работа в лаборатории. Основная цель устного общения – проведение эксперимента, обсуждение хода экспериментальных работ, их эффективности и результатов.

5. Личный контакт двух специалистов по инициативе одного из них или обоих с целью запроса, уточнения, критического осмысления обсуждаемых положений. Цель контакта – выяснить мнение, прийти к общему мнению, сблизить позиции. Виды устного общения – монолог и диалог.

6. Участие в выставке профессиональных достижений:

а) в роли организатора (основная цель устного общения: информировать, рекламировать, заинтересовать специалистов-посетителей, приобщить коллег к исследовательской деятельности, объединить научные, производственные усилия);

б) в роли посетителя (основная цель: запрос, уточнение, обсуждение, оценка информации для получения нового знания). Особенностью участия в выставке является то, что основная профессиональная информация представлена средствами наглядности – предметно графически или процессуально.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Ответьте на вопросы

1. Что такое коммуникация?

2. Чем характеризуются конкретные профессионально-коммуникативные ситуации?

3. Каковы коммуникативные цели профессионального общения?

4. Какие коммуникативные ситуации профессионального общения вы можете перечислить?

Задание 2. Сгруппируйте примеры:

1) обозначают неофициальную обстановку общения;


2) обозначают официальную (деловую) обстановку общения.

На приеме у ректора университета; на собеседовании у работодателя; на вечеринке; на лекции в университете; на студенческой конференции; на совете директоров; на консультации у адвоката; в музее; на корпоративной вечеринке.

Задание 3. Определите коммуникативные цели следующих коммуникативных ситуаций.

Симпозиум «Инновации в науке и образовании»; производственное совещание; международная выставка «Экспо-2017»; встреча с зарубежным партнером; презентация нового оборудования; выставка «Атакент-Экспо».

Задание 4. Работа в группах.

1 группа: Представьте и разыграйте профессионально-коммуникативную ситуацию по количеству участников общения: один – один;

2 группа: Представьте и разыграйте профессионально-коммуникативную ситуацию по количеству участников общения: один – группа;

3 группа: Представьте и разыграйте профессионально-коммуникативную ситуацию по количеству участников общения: группа – группа.
СРОП: Работа с текстом, составление диалога «Деловой этикет как составная часть культуры общения».
СРО: Привести примеры неэтичного поведения партнеров в переговорном процессе.