Файл: Задача научного текста. Логикосмысловые отношения в предложении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тему текста необходимо отличать от его микротемы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Например:

  • в микротемах о строении предмета рассматриваются части предмета;

  • в микротемах о составе предмета раскрывается, из каких компонентов состоит предмет;

  • в микротемах текстов о свойствах предмета дается характеристика конкретных признаков, составляющих его отличительную особенность;

  • в микротемах текстов о функции предмета дается характеристика того, для чего служат эти предметы, что они выполняют;

  • в микротемах текстов о классификации предметов содержится краткая характеристики объектов по определенным классам (отделам, разрядам, видам, типам, группам и т.д.).

Часть текста, связанная одной микротемой, называется абзацем. Термин «абзац» имеет два значения:

  • отступ вправо в начале строки (красная строка);

  • отрезок текста от одной красной строки до другой.

Выделяемый красной строкой абзац улучшает восприятие текста – выделяет начало текста, отделяет реплику одного лица от реплики другого при письменном оформлении диалога и т.п. Как отрезок текста, абзац устанавливает смысловые границы, отделяет одну микротему от другой, подчёркивает эмоционально-выразительные свойства текста. Если с помощью абзаца выделяются смысловые границы и осуществляется переход от одной микротемы к другой, то из первых предложений абзацев можно составить сжатый вариант текста.

Основное назначение абзаца – расчленение текста с целью выделения его компонентов, что облегчает восприятие текста. Актуализация значимых частей текста усиливает его воздействие на читателя. Абзацное членение может иметь разные целевые установки. Основные функции абзацного членения логико-смысловая, экспрессивно-эмоциональная, акцентно-выделительная:

  • для текстов, направленных только на интеллектуальное восприятие, характерны абзацы тематические (каждый новый абзац раскрывает новую тему);

  • для текстов, рассчитанных не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное восприятие, абзацы акцентные, экспрессивно-выделительные;

  • для научной речи характерно четкое построение абзацев


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Прочитайте тексты. К какому стилю относятся данные тексты?


А. Теория кластеров

Существует множество определений понятия «кластер». По утверждению Майкла Портера (один из самых уважаемых экспертов в области стратегического планирования в 20 веке), кластеры – это географические сосредотóчения взаимосвязанных предприятий, компаний, специализирующихся на поставках определённого типа продукции, обслуживающих организаций, компаний, работающих в смежных отраслях, и связанных с ними институтов (например, университетов, агентств и торговых объединений) в конкретных отраслях промышленности, конкурирующих, но также сотрудничающих между собой.

Кластер (в экономике) – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Кластер обладает свойствами взаимной конкуренции его участников, кооперации его участников, формирования уникальных компетенций региона, формированием концентрации предприятий и организаций на определённой территории.

Кластеры являются одной из форм взаимодействия организаций и социальных групп в рамках совместной цепочки ценности. Кластеры следует отличать от холдингов, профессиональных ассоциаций, технопарков, индустриальных парков и округов, региональных инновационных систем, территориально-производственных комплексов, промышленных агломераций.

Характерными признаками кластера являются: максимальная географическая близость; родство технологий; общность сырьевой базы; наличие инновационной составляющей.

Понятие кластер может использоваться как в целях анализа, так и в целях практической деятельности. В первом случае кластер представляет собой альтернативный отдельному предприятию или отрасли объект изучения и, в частности, прогнозирования. Во втором случае кластер является объектом поддержки в рамках стратегий регионального развития, повышая производительность, инновационность, конкурентоспособность, прибыльность и занятость в находящихся в данном регионе фирмах.

Б. Микробиология – наука
о живых организмах.

Микробиология – это наука, изучающая жизнь и развитие живых микроорганизмов. Эмиль Дюкло. Микроорганизмы – самостоятельная обширная группа одноклеточных организмов, связанных по своему происхождению с растительным и животным миром. Термин «микробиология» предложил ученик Луи Пастера

Развитие микробиологии началось еще во времена древности, когда медики впервые предположили, что «болезни передается от человека к человеку» через каких-то живых существ. В результате последующего развития естественных наук появились специальные методы научных исследований, позволившие ученым окончательно убедиться в этом утверждении.

Предметом изучения микробиологии является их морфология, физиология, генетика, систематика, экология и взаимоотношения с другими формами жизни.

В таксономическом отношении микроорганизмы очень разнообразны. Они включают прионы, вирусы, бактерии, водоросли, грибы, простейшие и даже микроскопические многоклеточные животные.

По наличию и строению клеток вся живая природа может быть разделена на прокариоты (не имеющие истинного ядра), эукариоты (имеющие ядро) и не имеющие клеточного строения формы жизни. Последние для своего существования нуждаются в клетках, т.е. являются внутриклеточными формами жизни.

Задание__2.'>Задание 2. Определите темы, коммуникативные задачи и микротемы данных текстов.

Задание 3. Выпишите из тестов термины. Объясните значения нескольких терминов (5-6).

Задание 4. Составьте вопросы к текстам.

Задание 5. Выпишите из текстов сложные предложения, определите виды придаточных.

Задание 6. Сделайте синтаксический разбор одного предложения (по выбору)

Задание 7. Подготовьте диалог по содержанию текстов.
СРОП: Выполнение лексико-грамматических заданий.

Прочитайте текст, сформулируйте основную мысль.

Определите коммуникативную задачу и микротемы текста.

Передайте краткое содержание текста.

Как выбрать профессию?

Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику – интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера или физика.


Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" – например, корректору важно внимание, художнику – образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным типом. Скажем, если ты общителен – тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив – не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Однако стоит учитывать, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) – исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться.
СРО: Составление глоссария терминов специальности.

1   2   3   4   5   6   7

Тема 5. Основы компрессии научного текста.

Виды компрессии текста-первоисточника.
Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-первоисточником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, связи частей текста между собой.

Компрессия (сжатие) основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации. Только тот текст будет по-настоящему осмыслен, если основное содержание его можно выразить в сколь угодно сжатой форме.

Понимание текста – это процесс перевода смысла данного текста в другую форму его закрепления. В результате понимания происходит последовательное изменение структуры текста в сознании читателя и процесс мысленного перемещения от одного элемента текста к другому.

Главное – это может быть процесс смысловой компрессии, в результате которого образуется минитекст, который содержит в себе основной смысл исходного текста.

Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным.

Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении тезисов, реферата, аннотации, рецензии, а также курсовой и дипломной работ.

Компрессия текста основана на трёх главных правилах:

1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Чтобы найти ключевой элемент текста, необходимо знать строение абзаца.

Каждый абзац имеет зачин и комментирующую часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы и где находятся ключевые слова. Заканчивается абзац выводом.

2. Написание вторичного текста. Для выявления своих позиций автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует специальные стандартные выражения (клише), выбор которых раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника. Например: В монографии обосновывается принцип…, статья представляет собой обзор…, в работе анализируются различные подходы…, в статье обобщается опыт…, в диссертации использованы следующие методы исследования.

3. В планах, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания или слова с обобщенно-конкретным значением (их необходимо определить самостоятельно для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста).