Файл: Задача научного текста. Логикосмысловые отношения в предложении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы, ее деятельности.

Интеграция – объединение в единое целое каких-либо частей, например: сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира.

Приоритетное направление – направление, обладающее высоким приоритетом, первостепенное, самое важное.
Алматинский технологический университет – ведущий центр науки и образования в области пищевой и легкой промышленности Республики Казахстан

Алматинский технологический университет (АТУ) – один из ведущих научно-образовательных центров в Центральной Азии и Казахстане.

По Генеральному рейтингу вузов от Национального аккредитационного центра АТУ входит в число 60-ти ведущих вузов Казахстана и в первую десятку лучших технических вузов республики, а по профильным специальностям пищевой и перерабатывающей, легкой и текстильной промышленности стабильно занимает первые места в Генеральном рейтинге образовательных программ вузов Казахстана.

Научная деятельность АТУ координируется Научно-исследовательским институтом (НИИ) пищевых технологий и НИИ по проблемам легкой промышленности, в составе которых функционируют 4 проблемных научно-исследовательских лаборатории, Центр качества и безопасности продовольственных продуктов с аккредитованной испытательной лабораторией «Пищевая безопасность» и Учебно-научный хлебный центр.

Основной объем выполняемых научных исследований приходится на долю прикладных исследований (до 70%), а также на выполнение опытно-конструкторских работ (до 30%). Свидетельством результативности и признания достижений ученых университета мировым научным сообществом являются международные награды таких престижных конкурсов, форумов и выставок, как Международный форум Мясной индустрии (Москва 2008-2012 гг.), Российская Агропромышленная Выставка «Золотая осень» (2009-2012 гг.), Международный форум «Молодежь в науке», Ярмарка достижений агропромышленного комплекса Казахстана «Қараөткел жәрмеңкесі» (2010-2012 гг.) и др. С целью консолидации усилий молодых ученых и специалистов в разработке актуальных научных проблем и решении приоритетных научных задач в университете функционирует Совет молодых ученых (СМУ). Научные достижения молодых ученых университета по праву отмечены Фондом Первого Президента Республики Казахстан: Член Союза Художников РК, старший преподаватель кафедры «Дизайн» Джураева Г.А. лауреатом ежегодной премии Общественного фонда «Фонд Первого Президента Республики Казахстан-2010» в номинации «Изобразительное искусство», доценту кафедры «Безопасность и качество пищевых продуктов» Адмаевой А.М. в 2012 году был присужден грант на прохождение научной стажировки в Испании, коллектив молодых ученых под руководством председателя СМУ Дауткановой Д.Р. выиграл в 2011 году грант на научные исследования на сумму 800 тысяч тенге, а в 2012 году научная студенческая работа Кадырбаевой А.С. была отмечена золотой медалью. Эти достижения способствуют поддержке и развитию престижа молодежной науки и имиджа университета в целом. Традиционно, с целью расширения международного научного сотрудничества, обмена опытом, информацией и идеями, проводятся ежегодные международные научно-практические конференции «Инновационные технологии продуктов здорового питания, их качество и безопасность» и «Инновационные технологии производства товаров, повышение качества и безопасности продукции легкой промышленности». Широкая география стран, ученые которых принимают участие в работах конференций (Великобритании, Болгарии, Чехии, Испании, Италии, Кореи, Китая, России, Белоруссии, Кыргызстана, Узбекистана, Украины и др.) – свидетельство продвижения университета по пути завоевания лидерских позиций в научном мировом сообществе.


В перспективе развития науки – создание новой инфраструктуры научно-инновационной деятельности, организация двух научных центров:

1) научный центр «Пищевые технологии», включающий в свой состав Технопарк по пищевой промышленности и биотехнологии, Центр по продовольственной безопасности с мини-цехами по пищевым технологиям и сертификационную лабораторию качества и безопасности пищевых продуктов;

2) научный центр «Технологии легкой промышленности», включающий в свой состав Технопарк по легкой промышленности, испытательную лабораторию оценки качества и безопасности товаров и изделий легкой промышленности.

Совершенствование качества подготовки специалистов, интеграция науки и образование является приоритетной для всех факультетов университета.

1.1. Выделите основные смысловые части текста.

1.2. На основе текста составьте вторичный текст – вопросный план.

1.3. Составленный вопросный план трансформируйте в назывной.

Задание 2. Объясните, как вы понимаете значения следующих словосочетаний: профильные специальности, функционирование лабораторий, прикладныеисследования.

Задание 3.Прочитайте высказывание. Обоснуйте, почему наука обладает объединяющей силой.

Наука – основной элемент, объединяющий мысли людей, рассеянных по земному шару, и это одно из высоких её назначений (Ф.Жолио-Кюри).

Задание 4.Прочитайте текст. Определите тип текста.

Качества истинного ученого

Наиболее знающие и талантливые ученые отличаются широким кругозором и творческой инициативой, владеют как силой синтеза, так и чувством перспективы, умеют смотреть далеко в будущее. Это люди огромной трудоспособности, сильной воли, великого творческого подвига. Они принципиальные оптимисты, верящие в силу научного познания, способные не только мечтать, но и дерзать. Таких людей сравнительно немного; они составляют алмазный фонд человечества.

Какими качествами должен обладать человек, готовящий себя к научной деятельности?

Прежде всего, необходима беззаветная, самоотверженная любовь к науке, к избираемой специальности. Эта любовь должна быть страстной, бескорыстной, способной на преодоление стоящих на пути препятствий.

Необходима также уверенность в правильности выбранного пути. Это рождает целеустремленность, которая позволяет исследователю не только видеть отдаленную перспективу работы, но и четко планировать отдельные ее этапы.


Обязательным качеством ученого является честность. Речь идет не только о плагиате – использовании и присвоении себе чужих работ, идей, фактов. Аморален всякий необъективный подход к оценке собственных опытов и наблюдений. Строгость и объективность в анализе любых научных материалов и в построении выводов является условием, обязательным для каждого научного исследования.

Научный работник – и молодой и старый – должен отличаться скромностью и самокритичностью, уважать мнение других. Отсутствие этих качеств порождает эгоцентризм, самовлюбленность, переоценку своих достоинств.

Успех в научном творчестве в значительной степени зависит от общей настроенности научного работника. Оптимизм воодушевляет, стимулирует волю, обостряет восприятие и мысль. Пессимизм, наоборот, подавляет эмоции, тянет не вперед, а назад. Ученый должен смотреть вперед, любить жизнь, мыслить перспективно, быть оптимистом.

И, наконец, одним из главных качеств истинного ученого является трудолюбие. Необходимо выработать в себе терпение, выдержку при постановке любого научного эксперимента. Эксперименты обычно требуют многократной проверки, неизбежны мелкие неудачи, зачастую связанные с недостаточным освоением методики.

Не успокаивайся на достигнутом – этот девиз должен быть руководящим в работе как молодого, так и старого научного деятеля. (По К.И.Скрябину).

Задание 4.1. Выделите основные смысловые части текста.

Задание 4.2. Расскажите, какими качествами должен обладать ученый.

Задание 4.3. На основе текста составьте вторичный текст – тезисный план.
СРОП: Выполнение лексико-грамматических заданий.

Задание 1. Прочитайте тексты и выделите его смысловые части.

Наука, родившаяся за чашкой чая

Один из основателей биометрии (математической статистики для обработки результатов биологических экспериментов) английский ботаник Роберт Фишер работал в 1910-1914 годах на агробиологической станции близ Лондона.

Коллектив сотрудников состоял из одних мужчин, но однажды на работу приняли женщину, специалистку по водорослям. Ради неё решено было учредить в общей комнате файф-о-клоки. На первом же чаепитии зашёл спор на извечную для Англии тему: что правильнее – добавлять молоко в чай или наливать чай в чашку, где уже есть молоко? Некоторые скептики стали говорить, что при одинаковой пропорции никакой разницы во вкусе напитка не будет, но Мюриэль Бристоль, новая сотрудница, утверждала, что легко отличит «неправильный» чай (английские аристократы считают правильным доливать молоко в чай, а не наоборот).


В соседней комнате приготовили при участии штатного химика разными способами несколько чашек чаю, и леди Мюриэль показала тонкость своего вкуса. А Фишер задумался: сколько раз надо повторить опыт, чтобы результат можно было считать достоверным? Ведь если чашек было бы всего две, угадать метод приготовления вполне можно было чисто случайно. Если три или четыре — случайность тоже могла бы сыграть роль...

Из этих размышлений родилась классическая книга «Статистические методы для научных сотрудников», опубликованная в 1925 году. Методы Фишера биологи и медики используют до сих пор. Заметим, что Мюриэль Бристоль, по воспоминаниям одного из участников чаепития, правильно определила все чашки.

Кстати, причина того, почему в английском высшем свете принято доливать молоко в чай, а не наоборот, связана с физическим явлением. Знать всегда пила чай из фарфора, который может лопнуть, если сначала налить в чашку холодное молоко, а потом добавить горячий чай. Простые же англичане пили чай из фаянсовых или оловянных кружек, не опасаясь за их целость.

Задание 2. Передайте основную мысль текста.

Задание 3. На основе текста составьте вторичный текст – назывной план.

Задание 4. Составьте диалог по тексту.
СРО: Работа в микрогруппах. Составление трёх видов плана текста, используя приёмы компрессии.


Тема 7. Аннотирование научного текста. Виды аннотаций.
Аннотация – это краткая характеристика содержания текста (книги, статьи). Обычно аннотация помещается на обороте титульного листа и служит для предварительного ознакомления читателя с содержанием книги, статьи.

Уметь аннотировать – это уметь формировать у себя критическое мышлении, отбирать из текста существенные и важные факты, давать определенную оценку содержанию текста и делать необходимые выводы из прочитанного.

Существуют следующие виды аннотации:

1. Информационные (или справочные, описательные) аннотации сообщают сведения об аннотируемом источнике и характеризуют его тематику, из них нельзя узнать мнение автора о книге, статье.

2. В информационно-оценочных аннотациях могут содержаться некоторые элементы оценки и краткие сведения об авторе.

3. Рекомендательные аннотации характеризуют первоисточник и сообщают, для какой категории потребителей он предназначен.

4. Аннотации могут быть полными и краткими, в кратких аннотациях даются общие сведения о работе и указание, для кого она предназначена.

5. Общие аннотации предназначены для широкого круга читателей и характеризуют аннотируемый источник в целом.

6. Специализированные аннотации предназначены для узкого круга специалистов.

Структура аннотации:

1) Заглавие. В структуре аннотации определенное место занимает справочно-библиографическое описание. Оно включается в заглавие, в котором даются выходные данные книги: имя, отчество (или инициалы), фамилия автора (авторов) книги, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц и т.д.

2) Основная часть. В основной части дается информация о главной теме работы, перечень рассматриваемых вопросов, сведения о составе работы.

3) Адресат. В конце аннотации дается указание на назначение работы, на ее адресата.

Стандартные выражения, которые используются при написании аннотации.

О чем говорится в книге?

Каково построение книги?

Для кого предназначается?

- книга посвящена …

- в книге изложены …

- автором рассматриваются - цель автора (книги) …

- в книге выделяется … глава …

- работа состоит из …

- главы книги включают

- книга рассчитана …

- статьи рекомендуются

- предназначается широкому кругу читателей …