Файл: Задача научного текста. Логикосмысловые отношения в предложении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конструкции, используемые для положительной оценки работы:

рецензируемая статья представляет интерес (для кого?)…; тема статьи особенно интересна, так как…; проблемы статьи чрезвычайно актуальны…; в статье даются полезные рекомендации…, автор убедительно доказывает, что…, приводит убедительные аргументы…; особенный интерес (на мой взгляд) представляет мысль о том, что…; нет сомнения в том, что поставленные в статье вопросы представляет интерес не только для…, но и для… .

Конструкции, используемые для внедрения замечаний, для оценки слабых сторон работы: однако в статье недостаточно внимания уделяется (чему?); неглубоко разработан вопрос (о чем?); автору не удалось показать (раскрыть) (что?); представляется целесообразным уточнить…, выяснить…, доработать (что?); к сожалению, автор в своей работе не дает оценки (чему?), не всегда подтверждает выводы фактами; к замечаниям можно отнести следующее…; в статье имеют место некоторые неточности в формулировках (чего?)…

Опорные конструкции для выражения назначения работы: статья (книга) рекомендуется для широкого круга читателей, судентов…; представляет интерес…; полезна не только для …, но и для…

Клише рецензии

Рецензия

на статью (название статьи, работы)

Приводятся все данные об авторе статьи, указывается место работы, затем фамилия, имя, отчество автора. Далее рецензент пишет о том, что статья (работа) посвящена актуальной проблеме.

Для этого он приводит несколько аргументов в доказательство актуальности работы; научную новизну статьи (работы) (ФИО автора). Называется:

1) теоретическая и практическая ценность работы;

2) какие моменты работы заслуживают внимания и почему;

3) какой раздел работы представляет наиболее обоснованным;

4) какое утверждение или заявление из рецензируемой работы является перспективным и может дать толчок для каких-то дальнейших исследований и т.п.

В заключении пишется: «Считаю, что рецензируемая статья (работа) соответствует предъявляемым требованиям и заслуживает опубликования в печати».
Отзыв – это критическое описание какой-нибудь научной работы, мнение, оценка о работе. Основное назначение отзыва – представить работу к защите или к изданию.

В отзыве реализуется рассуждение-объяснение, а в рецензии – рассуждение-доказательство и рассуждение-размышление.

Отзыв дает самую общую характеристику без подробного анализа, но содержит практические рекомендации по использованию материалов данного исследования. Отзыв пишется, чтобы ответить на вопросы: с какой целью ...


Структура отзыва:

  • Вводная часть – оценивается значимость работы.

  • Описательно-оценочная часть – критически оцениваются достоинства и недостатки работы.

  • Вывод-оценка – содержит оценочную рекомендацию.

Лексико-стилистические средства каждой части: посвящена важной проблеме, актуальному вопросу ... Довольно убедительно, убедительно доказывает, заслуга автора состоит в том, что ... В заключении дается правильный вывод, статья представляет интерес ...

Ответьте на вопросы:

Что такое рецензия, отзыв?

Какова структура рецензии, отзыва?

Назовите языковые конструкции, используемые при написании рецензии.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Прочитайте клише рецензии. Ознакомьтесь с ее структурными частями. Найдите слова, словосочетания и предложения, которые можно употребить в других рецензиях.

В рецензии, приводимой ниже, академик (ФИО) излагает свое мнение о книге доктора технических наук, (ФИО, «название книги»).

Полученные автором данные …

Результаты исследований (ФИО) определяют современный уровень знаний о том, что касается …

Итак, в рецензируемой книге суммированы и проанализированы итоги многих данных по оценке (таких проблем) …, установлены неизвестные ранее результаты …, эффекты, выдвинуты и разработаны концепции, полезные для анализа и систематизации вопросов и соответствующих исследовательских данных. В предисловии академик (ФИО) отмечает, что «книга представляется полезной и интересной для биологических исследователей, а также для студентов и работников исследовательских лабораторий». Думается, с этим мнением можно полностью согласиться.

Области биологии, в которые внесен существенный вклад, - это (идет перечисление).

К сожалению, книга издана совершенно недостаточным тиражом, даже если иметь в виду только ту читательскую аудиторию, для которой она представляет специальный научный интерес.

Считаю целесообразным ее переиздание в расширенном варианте, с включением новых материалов автора.

Задание 2. Прочитайте клише отзыва. Ознакомьтесь с ее структурными частями.

Отзыв

о статье («название статьи, (работы)»)

Приводятся все данные об авторе статьи, указывается место работы, затем фамилия, имя, отчество автора. Далее рецензент пишет о том, что статья (работа) посвящена актуальной проблеме.

Для этого он приводит несколько аргументов в доказательство актуальности работы; научную новизну статьи (работы) (ФИО автора). Называется: 1) теоретическая и практическая ценность работы; 2) какие моменты работы заслуживают внимания и почему; 3) какой раздел работы представляет наиболее обоснованным; 4) какое утверждение или заявление из рецензируемой работы является перспективным и может дать толчок для каких-то дальнейших исследований и т.п.


В заключении пишется: «Считаю, что рецензируемая статья (работа) соответствует предъявляемым требованиям и заслуживает опубликования в печати».

Задание 3. Прочитайте текст. Передайте его основную мысль.

Национальная академическая библиотека Республики Казахстан

История Национальной академической библиотеки Республики Казахстан (НАБ РК) тесно связана со становлением новой столицы как интеллектуального центра Казахстана. Ещё до открытия НАБ РК – Президент страны подчеркивал, что ввод новой библиотеки даст возможность создать эталон современного цифрового и виртуального хранилища. Своим участием и заинтересованностью в создании НАБ РК, глава государства определил высокое назначение библиотеки, как проводника знаний в Казахстане, её значимой роли в образовательном процессе.

Государственное учреждение «Национальная академическая библиотека РК» в г. Астане было создано Постановлением Правительства РК от 23 апреля 2004 года за № 461. Главная цель – дальнейшее развитие информационной, образовательной и культурно-просветительной инфраструктуры столицы.

10 июня 2004 года – официальное открытие НАБ РК Президентом РК Назарбаевым Н.А. 10 сентября 2005 г. библиотека приняла первых читателей.

В распоряжении читателей такие современные залы как Электронный зал каталогов, Зал электронных ресурсов, Служба информационно-библиографического сервиса, Электронный читальный зал Нефти и Газа, Отдел мировой литературы, Научный читальный зал, зал для людей с ограниченными возможностями с самыми современными технологическими разработками и т.д. Всего в библиотеке – 17 залов рассчитанных на 500 мест.

Библиотека располагает книгохранилищем на 2.5 млн. экземпляров книг и имеет комплекс серверов, позволяющих хранить электронную информацию в терабайтных объёмах.

Услугами библиотеки ежегодно пользуются более 25 тысяч читателей.

В библиотеке функционируют книжный фонд (насчитывает более 770 тысяч книг, 900 наименований отечественных, зарубежных периодических изданий на государственном и других языках), электронный фонд начал создаваться в 2007 г. (Объем фонда составляет 7000 э-копии), Фонд официальных и нормативных изданий, Фонд диссертаций и авторефератов, Фонд редких изданий формируется из печатных изданий на казахском, русском и арабском языках, Фонд литературы на иностранных языках , Фонд литературы по искусству, Фонд художественной литературы.

Читателям Национальной академической библиотеки РК предоставляется ряд электронных услуг: доступ к удаленным полнотекстовым базам данных, поиск информации в электронных каталогах, возможность задать вопрос библиотекарю – виртуальная справочная служба; предоставление фрагментов электронных копий произведений из фондов Национальной Академической Библиотеки РК, предварительные заказы в читальные залы, дистанционная запись в библиотеку и т.д.


Одно из направлений деятельности Национальной Академической Библиотеки РК – пропаганда казахстанской книги, творчества казахстанских писателей, привитие глубокого уважения к историческому прошлому казахского народа, его культурному наследию, многовековым традициям и обычаям, которые способствуют воспитанию патриотизма, укреплению нравственности, духовности, интеллектуальных качеств подрастающего поколения.

Согласно «Концепции развития НАБРК», ключевым ресурсом определена электронная информация, а приоритетным направлением – развитие безбумажной технологии. Национальная Академическая Библиотека является методическим Центром по внедрению автоматизации и информатизации для библиотек Казахстана и осуществляет анализ, прогнозирование и консалтинг в области внедрения новых технологий в библиотечные процессы в Казахстане.

Здание Национальной Академической Библиотеки находится на левом берегу реки Ишим, недалеко от Байтерека на Водно-зеленом бульваре. Пятиэтажное здание общей площадью 15000 кв.м. является новой моделью мультимедийной библиотеки, которая работает с электронной информацией, предоставляет разнообразные электронные сервисы, внедряет новейшие компьютерные технологии.

С начала 2010 г. в НАБ запущена монорельсовая транспортная система «Телелифт», протяженностью 450 м. Благодаря этой системе доставка книг из фондохранилищ в читальные залы осуществляется не более, чем за 5 минут.

Задание 4. Разделите текст на смысловые части, перескажите каждую часть.

Задание 5. Составьте вопросный план.

Задание 6. Выпишите собственные имена существительные из текста.

Задание 7. Допишите предложения, используя содержание текста.

Текст называется… . В тексте речь идет о… . В начале текста излагаются… Далее дается общая характеристика… .
СРОП: Работа с научным текстом, составление его тезисного плана и рецензии.
СРО: Составление отзыва на текст одного из параграфов учебника по специальности.

Модуль 4. Культура речи в профессиональной сфере
Тема 10. Язык специальности и профессиональная культура речи.
Язык специальности – это совокупность всех языковых средств, которые применяются в ограниченной специальностью сфере коммуникации.


Основная цель использования языка специальности – обеспечить взаимопонимание занятых в определенной сфере людей. Язык профессиональной сферы общения представлен в диалогической форме, будь то письменная речь или устная, поскольку профессиональная сфера всегда предполагает обсуждение проблемы, конкретного вопроса или факта.

Выделяются несколько функций специального языка:

- отражение действительности и хранение знания (эпистемическая функция)

- получение нового знания (когнитивная функция);

- передача специальной информации (коммуникативная функция).

Модели профессионального языка:

- для области профессиональных языков техники: язык науки (язык теории, специальная терминология), язык производства (профессиональный разговорный язык, собственно производственный язык);

- для политического профессионального языка: научный язык деловой язык, профессиональный разговорный язык;

- для профессионального языка естественных наук: научный язык, жаргон, употребляемый в лабораториях, язык учебников, язык преподавателей;

- для медицинского профессионального языка: научный язык, профессиональный разговорный язык, язык учебников, язык практики или язык клиник.

Три основных пласта профессионального языка:

1) научный язык;

2) профессиональный разговорный язык (производственный язык, лабораторный жаргон), который служит для повседневного общения людей, работающих в данной отрасли;

3) распределяющий язык (язык продавцов, язык торговцев, язык агитации, язык рекламы).