Файл: Статья doi 10. 1559322249354 Удк 316. 624. 3 Н. В. Вяткина, Р. И. Щукина, П. Федотова, М. Т. Гаджиева 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Научная статья
DOI: 10.15593/2224-9354/????.?.?

УДК 316.624.3

Н.В.Вяткина, Р.И. Щукина, П.Федотова, М.Т.Гаджиева1

СКУЛШУТИНГ В РОССИИ: ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ОБЫВАТЕЛЕЙ

Аннотация: Скулшутинг – опасное социальное явление, которое в последние годы коснулось и нашей страны. Зародившись в США, этот тип деликвентного поведения распространился по всему миру, в том числе и благодаря сформировавшей субкультуре «колумбайнеров». Исследователи - психологи, психиатры, криминологи, юристы, социологи, педагоги – ищут эффективные механизмы предотвращения таких преступлений. Проведено множество исследований, выявляющих факторы скулшутинга, и важнейшими вопросами становятся исследование психологических/психиатрических особенностей стрелков, либо социальных факторов их жизни. Психологический подход концентрируется на исследовании индивидуальных психологических и психических особенностей, обеспечивающих саморегуляцию. Но несмотря на то, что в социуме распространены идеи о психических проблемах стрелков, данные показывают, что около 6% имели психиатрические особенности. Поэтому именно социальные факторы становятся основополагающими в выявлении причин инцидентов скулшутинга, а коррекция социальной среды признается главным направлением эффективной профилактики таких трагедий. Предыдущий опыт насилия (морального, физического, сексуального), нарушение социальных связей в референтных группах (буллинг, издевательства, отвержение, одиночество) являются важными предикторами преступлений, связанных со скулшутингом. Анализ историй подготовки актов стрельбы в учебных заведений показывают, что преступники часто годами испытывали негативные эмоции, и скулшутинг становится символическим, демонстративным актом, своеобразным способом передачи сообщения обществу или какой-либо социальной группе. При этом большинство стрелков погибает, совершая суицид на месте преступления, или попадая под пули полицейских. Поэтому скулшутинг часто называют «демонстративным суицидом».

Инциденты скулшутинга вызывают острую общественную реакцию, порождая социальное напряжение, отсутствие чувства безопасности, страх за детей. Поэтому изучение скулшутинга как через призму профессиональных исследований
, так и исследуя общественные реакции, является актуальным.
Ключевые слова: скулшутинг, факторы скулшутинга, психологические причины скулшутинга, социальные причины скулшутинга, буллинг, профилактика скулшутинга, контент-анализ комментариев в социальных сетях
3 февраля 2014 года, 5 сентября 2017 года, 17 октября 2018 года, 11 мая 2021 года, 20 сентября 2021 года, 26 сентября 2022 года… Что объединяет эти даты?

В эти дни в нашей стране происходили трагические преступления – стрелки с оружием врывались в учебные учреждения (школы, университеты, колледжи), оставляя после себя смерть, кровь, раненых и убитых детей, подростков, учителей, полицейских, ввергая всю Россию в ужас, отчаяние, страх и ощущение бессилия от невозможности это предотвратить.

Поскольку скулшутинг (англ. – school shooting) – относительно новое для России социальное явление (в отличие от США, где оно возникло впервые в 20х годах 20 века), отечественные исследователи – криминологи, юристы, психологи, психиатры, социологи – стремятся выявить факторы и специфику его возникновения в российском социуме. В то же время, отмечается недостаточный уровень исследования данной проблематики в российской науке: «Высокая степень актуальности угрозы развития скулшутинга в российском обществе сочетается с крайне низким уровнем разработанности данной проблемы». [1, с.166].

Под скулшутингом (англ. school shooting – стрельба в школе) понимается «массовая стрельба, вооруженное нападение учащегося (группы учащихся) или стороннего человека на обучающихся и педагогов в учреждении образования» [2, с.12]. Основные характеристики таких инцидентов, в отличие от других преступлений, связанных с террором, следующие: преступники как правило учились в учебном заведении, на которое нападали; корыстные мотивы нападения не обнаруживались, главная цель – убить и ранить максимальное количество людей; тщательное планирование демонстративного нападения; использование разных типов оружия, как правило огнестрельного [3, с.121].

Многие исследователи отмечают символический (преступник как будто оставляет какой-то месседж) [4, с.194] и демонстративный (стрелки часто используют специфические атрибуты, одежду, создают особый образ) [5, с. 118] характер действий шутеров.

Психологический подход к анализу этого явления состоит в необходимости понимания «медико-биологических, индивидуально-психологических особенностей психических процессов, отвечающих за саморегуляцию, специфику личностной направленности и социального опыта у лиц, совершивших нападение» [6, с. 45]. Исследование процессов и проявлений насилия и жестокости в обществе, в особенности по отношению к подросткам, обосновывает возрастание количества девиантных реакций молодых людей, приводящих к насильственным преступлениям, в том числе, к скулшутингу. В психологии к анализу феномена скулшутинга подходят с позиций теорий фрустрации и депривации, агрессии и насилия, социальной эксклюзии, рассматривая поведение стрелков как проявление крайней формы девиации.


В общественном мнении после эпизодов скулшутинга, кстати определяемого Новым словарем русского языка как «внезапно возникающее психическое расстройство, проявляющееся в возбуждении с агрессией и бессмысленными убийствами» [7, с. 1152], распространена позиция, что стрелки – это личности с психическими заболеваниями. Есть даже специальное уточнение к этому термину: RampageSchoolShooting — школьные расстрелы в приступе безумства [8, с.17]. Как еще с позиции здравого смысла можно объяснить такие ужасные поступки? Однако мировая статистика опровергает эту распространенную точку зрения – только 6% стрелков после психиатрического обследования признаются не отдающими отчет в своих действиях [9]. Большинство преступников заранее готовятся к атаке, тщательно планируют.

Поэтому ведущими причинами в возникновении инцидентов скулшутинга являются социальные факторы. Исследования показывают, что факторами риска возникновения такой формы социального насилия выступают пережитое тяжелое насилие, предыдущие насильственные поступки, вспышки гнева, проблемное поведение в детском возрасте, низкий социально-экономический статус. Протест и демонстративное насилие отмечаются как важнейшие причины [10, с.46]. В то время как факторы, связанные с психиатрией, не продемонстрировали высокого уровня корреляции с проявлением насилия в социуме. Также не была выявлена связь шутинга с основными психиатрическими диагнозами [11, с. 31].

Насилие с применением огнестрельного оружия является актуальной, сложной и многогранной социальной проблемой. Сложная и изменчивая совокупность факторов риска и защиты делает людей более или менее склонными к использованию огнестрельного оружия против себя или других. По этой причине не существует единого профиля, который мог бы надежно предсказать, кто будет использовать оружие при совершении насильственных действий. Вместо этого насилие с применением огнестрельного оружия связано со слиянием индивидуальных, семейных, школьных, сверстнических, общественных и социокультурных факторов риска, которые взаимодействуют с течением времени в детстве и подростковом возрасте. Наиболее последовательным и мощным предиктором будущего насилия является история насильственного поведения.

Внимание исследователей сосредоточено на возможностях профилактики скулшутинга, для чего изучаются причины, влияющие на возникновение этого явления.

Поведение шутеров можно проанализировать в рамках теории социальной интеграции, сформулированной Эмилем Дюркгеймом в книге «Самоубийство». Избыток, либо недостаток интеграции и регуляции – главных движущих сил социальной солидарности в социуме - сказывается негативно на количестве и качестве социальных связей, что повышает уровень суицидов в обществе. Скулшутинг связывают с демонстративным суицидом, поскольку 90% преступников погибают в следствие перестрелки с сотрудниками правоохранительных органов, либо убивают себя после содеянного [12, с. 185]. Исследования причин скулшутинга подтверждают эти выводы. Так, проведенные интервью у подростков, кто активно интересовался скулшутингом показали почти стопроцентную корелляцию с темой буллинга. Авторы исследования делают вывод, что, месть за унижения, издевательства и буллинг - главные мотивы скулшутинга [13, с. 99]. когда ученики сталкиваются с травлей, издевательствами, отвержением, одиночеством, - это значительно повышает вероятность преступления [14, с. 96].


Социолог Кэтрин Ньюман в книге «Буйство: социальные корни стрельбы в школах» [15, с. 114] предложила комплексную теорию школьных расстрелов, включающую пять «необходимых, но недостаточных факторов»:

  • самоощущение социальной изоляции, рассмотрение себя как изгоя;

  • наличие психологических трудностей или расстройств (необязательно психических заболеваний);

  • распространенность культурных сценариев, в которых насилие рассматривается как средство решения проблем;

  • отсутствие системы выявления потенциальных стрелков в школе;

  • доступность оружия.

Журналист Д.Каллен, исследовавший случаи скулшутинга в США, отразил в своей книге «Колумбайн» несколько причин таких инцидентов [16, с. 58]. Во-первых, он отметил, что большинство стрелков находились в подавленном или депрессивном состоянии, у многих из них были мысли о суициде. Важно отметить, что такие эмоциональные состояния как правило формируются на протяжении достаточно длительного времени – не внезапно, поэтому окружение (семья, школа, друзья) могли замечать изменения в мироощущении и поведении, однако это происходит далеко не всегда.

Следующая причина, способствующая тому, что стрелки приходят с террором в учебные учреждения, - простой доступ к оружию. Журналист пишет о ситуации в США, которая является самой вооруженной страной в мире - на 100 жителей США приходится около 120,5 единиц оружия; в Соединенных Штатах живут около 4% от всех людей на планете, однако в их распоряжении находится почти 46% всего огнестрельного оружия планеты [17]. Однако и в нашей стране, как показывают последние случаи скулшутинга в Казани, Перми, Ижевске, у преступников нет проблем с приобретением огнестрельного оружия, как законным , так и не законным путем.

Еще одной важнейшей причиной распространения Д.Каллена является «глорификация «колумбайнов» в медиа».Средства массовой информации активно распространяют информацию о таких преступлениях, поскольку этот сенсационный контент привлекает читателей и комментаторов и повышает рейтинг СМИ. Акцентируя внимание на подробностях, деталях, моментах плана и подготовки преступления, идеологии преступника, масс-медиа превращают стрелков в знаменитостей. Цифровое общество моментально распространяет эту информацию по огромному количеству каналов (сайты СМИ, телевидение, интернет, форумы, социальные сети, мессенджеры), вовлекая огромное количество людей в обсуждение, споры, репосты информации о преступлении.


Широкое освещение в медиа инцидентов нападения на учебные заведения, разбор подробностей, мотивов, деталей произошедших трагедий порождает синдром Вертера (подражательный синдром) в социуме, что провоцирует новые случаи нападений [18, с.98].

Для понимания восприятия инцидентов скулшутинга в российском обществе был проведен контент-анализ комментариев к новостным публикациям в телеграм-каналах о нападении стрелка на ижевскую школу 26 сентября 2022 года. Анализировались суждения пользователей в крупнейших новостных телеграм-каналах страны: ВПШ – более миллиона подписчиков, Shot – 630 тысяч подписчиков, RBC-news – 359 тысяч подписчиков.

Все собранные в рамках контент-анализа комментарии были разделены на 4 группы по смысловому наполнению.

В первую группу вошли комментарии, где обсуждалась личность стрелка, причины его поступка, пользователи социальной сети публиковали свои суждения о преступнике. 35% комментариев были посвящены последствиям скушутинга для самого стрелка: пользователи обсуждали, каким должно быть наказание на преступление (какой срок, либо необходимость прекращения моратория на смертную казнь), чтобы причинить стрелку максимальные страдания, чтоб он мучился как можно сильнее и как можно дольше. Встречались комментарии такого рода: «Пока не будет кровной мести за такие преступления, мы не решим проблему. Расстрелять его родителей в первую очередь, вырастили душегуба». Около 30% комментариев – эмоциональные оскорбления преступника, в том числе с использованием ненормативной лексики. 18% оценок события касались вопросов законности, легальности и возможности приобретения стрелком огнестрельного оружия. 9% суждений связывали его поступок с наличием психического заболевания: «У всех психически больных осенью обострение агрессии», а 7% возлагали вину за преступление на общество.

Следующая группа комментариев, выделенных в рамках анализа, относилась к пострадавшим в результате стрельбы в школе. Напомним, что жертвами нападения стали 17 человек, в том числе 11 детей [19]. 87% комментариев содержали выражение глубокого сочувствия убитым и пострадавшим: «Господи сохрани детей! … бедные дети и учителя…». Авторы 12% реплик обсуждали вопрос выплат жертвам и пострадавшим в трагедии в контексте, что никакие деньги не могут заменить погибших детей: «О Боже. Родителям погибших детей при казанском стрелке тоже выдавали деньги, а мать со слезами на глазах просто умоляла вернуть ребенка и не понимала зачем эти деньги