Файл: Статья doi 10. 1559322249354 Удк 316. 624. 3 Н. В. Вяткина, Р. И. Щукина, П. Федотова, М. Т. Гаджиева 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
».

Тема безопасности в учебных заведениях активно обсуждалась в комментариях. Так, 50% оценок пользователей были о том, что после предыдущих трагедий ничего системно не поменялось, параметры безопасности школ, колледжей, университетов не были системно улучшены: «После случаев в Казани и в Перми ничего не изменилось». 31% комментариев были наполнены возмущением и недоверием к словам министра просвещения России С. Кравцова, который дал такой комментарий с места событий: «Убийца состоял на учете. Страдал шизофренией… Он играл в компьютерные игры и, на мой взгляд, нужно внимательно обсуждать общее влияние компьютерных игр. И соответствующее решение, уверен, мы в ближайшее время с министерством цифрового развития примем» [20]. Пользователи говорили о необходимости повышение безопасности в учебных учреждениях и контроля за продажей огнестрельного оружия, а не акцента на иных факторах, которые привели к трагедии: «Конечно, виноваты игры, а не психиатры, которые не провели должный контроль, не те, кто продал оружие, и не те, кто дал ему разрешение на оружие с шизофренией, да-да». Недостатки надзора и контроля за людьми с психиатрическими заболеваниями отмечали 20% комментирующих.

Оценивая ситуацию в целом, 41% читателей новостных телеграм-каналов связывают произошедшее с началом специальной военной операции как фактора дополнительной напряженности в социуме, 30% комментариев описывают состояние страха, ужаса, неуверенности в безопасности от произошедшего, 29% суждений ссылаются на предыдущие случаи скулшутинга, отмечая увеличение частоты таких преступлений в российском социуме и недостаточность принятых ранее мер безопасности: «Ещё раз доказывает, не пускающие родителей, якобы для безопасности, в школу охранник один ничем не может помочь при реальной угрозе. Когда мы ходили в школу, была толпа родителей, даже если кто-то хотел совершить теракт родители могли спасти своих и ещё чужих детей, а одна учительница, иди один охранник ничего не могут сделать?!?»

Таким образом, анализ комментариев читателей новостных каналов показывает, что члены социума не чувствуют себя в безопасности и негативно оценивают принятые ранее меры для предотвращения инцидентов скулшутинга в нашей стране. Необходима разработка комплексной программы безопасности, направленная на профилактику насилия и девиантного поведения, предотвращение моббинга и буллинга в учебных заведениях, формирование системы выявления и коррекции учащихся с выраженными поведенческими проблемами и трудной жизненной ситуацией в семье, контроль и ужесточение требований при продаже огнестрельного оружия, обеспечение учебных заведений работающими автоматическими системами безопасности.

Список литературы

Список литературы

  1. Плотников В.В., Самойлов С.Ф. Проблема скулшутинга (колумбайна) в российской науке // Общество и право. 2021. №2 (76). C. 161-168.

  2. Протопопова Е.Г., Казенная Е.В. Нападения на учебные заведения: феномен «скул шутинг» (скулшутинг) и психологические аспекты безопасности образовательной среды // Образование личности. 2019. № 1. С. 12–19.

  3. Мартиросян C.А., Овруцкая Г.К., Безвербная Н.А. Cкулшутинг в эпоху цифровизации // Caucasian Science Bridge. − 2021. − №4(14). С. 121-122

  4. Malkki L. Political Elements in Post-Columbine School Shootings in Europe and North America // Terrorism and Political Violence. − 2014. − Vol. 26 (1). P. 185 – 210.

  5. Суходольская Ю.В. Скулшутинг как самостоятельный криминологический феномен // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020. № 3 (77). С. 117 – 120.




  1. Клейберг Ю.А. Шуттинг как психолого-девиантологический феномен // Вестник экспериментального образования. 2020. №1 (22). С.42 49.

  2. Новый словарь русского языка / сост. Ефремова Т.Ф. Т. 1: П-Я. Москва: Русский язык, 2000. ­ 1084 с.

  3. Гусев С. Н. Детерминанты совершения актов скулшутинга // Вестник Волгоградской академии МВД России. ­2022. ­ № 3 (62). С. 15—20. Doi: 10.25724/VAMVD.A013

  4. Шпильман В.В. Почему происходят шутинги в школах? 30.09.2021 [Электронный ресурс]. https://vc.ru/u/720331-vadim-shpilman/299930-pochemu-proishodyat-shutingi-v-shkolah (дата обращения 28.11.2022).

  5. Карпова А.Ю., Чайковский Д.В. «Пост-Колумбайн эффект»: стохастический терроризм.// Вестник Национального антитеррористического комитета. 2019. № 2(22). С. 45-53.

  6. Stompe T, Ortwein-Swoboda G, Schanda H. Schizophrenia, delusional symptoms, and violence: the threat/control override concept reexamined. Schizophr Bull. 2004;30(1):31-44. [Электронный ресурс]. https://www.researchgate.net/publication/8529636_Schizophrenia_Delusional _Symptoms_ and _Violence_The_ThreatControl-Override_Concept_Reexamined (дата обращения 26.11.2022)

  7. Гадельшин А.А., Потапов Е.А. Оружейная культура в РФ. Причины скулшутинга и пути его предотвращения // Вопросы российской юстиции. 2021. №13. :С.183-189

  8. Карпова А.Ю., Максимова Н.Г. Скулшутинг в россии: что имеет значение? // Власть. 2021. №1. С. 93-108

  9. Jenni R., Sveinung S. Atte O. The bullying-school shooting nexus: Bridging master narratives of mass violence with personal narratives of social exclusion // Deviant Behavior. 2019. Vol. 40. P. 96-109.

  10. C. S. Newman Rampage: The Social Roots of School Shooting, New York: Basic Books, 2004. 352 pp.

  11. Каллен Д. Колумбайн, М.: Like Book, 2022. 608 с.

  12. Количество единиц оружия в США на 67 млн превысило численность населения, 20.06.2018 [Электронный ресурс].
    https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b29bbd69a79479de93bdd81 (дата обращения 24.11.2022)

  13. Малюшина Ю.А., Шатилович С.Н., Федорова О.Б Изучение психологического механизма насильственных преступлений как один из аспектов профилактики скулшутинга // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2021. №3. С.86-96

  14. Ижевскую школу атаковал выпускник со свастикой, 26.09.2022 [Электронный ресурс]. https://www.kommersant.ru/doc/5581965 (дата обращения 24.11.2022)

  15. Министр просвещения России Сергей Кравцов рассказал о героизме учителей 88-й школы Ижевска, 26.09.2022 [Электронный ресурс]. https://izhlife.ru/incidents/ministr-prosveshcheniya-rossii-sergey-kravtsov-vyrazil-semyam-pogibshikh-v-shkole-88-goroda-izhevska.html (дата обращения 24.11.2022)


References

1. Plotnikov V.V., Samojlov S.F. Problema skulshutinga (kolumbajna) v rossijskoj nauke [The Problem of Schoolshooting (Columbine) in Russian Science]. Obshhestvo i parvo, 2021, №2 (76), pp. 161-168.

2. Protopopova E.G., Kazennaya E.V. Napadeniya na uchebny`e zavedeniya: fenomen «skul shuting» (skulshuting) i psixologicheskie aspekty` bezopasnosti obrazovatel`noj sredy` [Attacks on educational institutions: the phenomenon of "school shooting" (school shooting) and the psychological aspects of the safety of the educational environment]. Obrazovanie lichnosti, 2019, № 1, pp. 12–19.

3. Martirosyan C.A., Ovruczkaya G.K., Bezverbnaya N.A. Ckulshuting v e`poxu cifrovizacii [Schoolshooting in the digital age]. Caucasian Science Bridge, 2021, №4(14), pp. 121-122

4. Malkki L. Political Elements in Post-Columbine School Shootings in Europe and North America // Terrorism and Political Violence. − 2014. − Vol. 26 (1). P. 185 – 210.

5. Suxodol`skaya Yu.V. Skulshuting kak samostoyatel`ny`j kriminologicheskij fenomen [Schoolshooting as an independent criminological phenomenon]. Vestnik Universiteta prokuratury` Rossijskoj Federacii, 2020, № 3 (77), pp. 117 – 120.
6. Klejberg Yu.A. Shutting kak psixologo-deviantologicheskij fenomen [Shutting as a Psychological and Deviantological Phenomenon]. Vestnik e`ksperimental`nogo obrazovaniya, 2020, №1 (22), pp. 42 − 49.

7. Novy`j slovar` russkogo yazy`ka / sost. Efremova T.F. T. 1: P-Ya. − Moskva: Russkij yazy`k, 2000. ¬ 1084 s.

8. Gusev S. N. Determinanty` soversheniya aktov skulshutinga [Determinants of committing acts of schoolshooting]. Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii, 2022, № 3 (62), pp. 15—20. Doi: 10.25724/VAMVD.A013

9. Shpil`man V.V. Pochemu proisxodyat shutingi v shkolax? 30.09.2021 [E`lektronny`j resurs]. − https://vc.ru/u/720331-vadim-shpilman/299930-pochemu-proishodyat-shutingi-v-shkolah (data obrashheniya 28.11.2022).

10. Karpova A.Yu., Chajkovskij D.V. «Post-Kolumbajn e`ffekt»: stoxasticheskij terrorizm. ["Post-Columbine effect": stochastic terrorism]. Vestnik Nacional`nogo antiterroristicheskogo komiteta, 2019, № 2(22), pp. 45-53.

11. Stompe T, Ortwein-Swoboda G, Schanda H. Schizophrenia, delusional symptoms, and violence: the threat/control override concept reexamined. Schizophr Bull. 2004;30(1):31-44. [E`lektronny`j resurs]. − https://www.researchgate.net/publication/8529636_Schizophrenia_Delusional _Symptoms_ and _Violence_The_ThreatControl-Override_Concept_Reexamined (data obrashheniya 26.11.2022)

12. Gadel`shin A.A., Potapov E.A. Oruzhejnaya kul`tura v RF. Prichiny` skulshutinga i puti ego predotvrashheniya [Weapon culture in the Russian Federation. Reasons for schoolshooting and ways to prevent it]. Voprosy` rossijskoj yusticii, 2021, №13, pp.183-189

13. Karpova A.Yu., Maksimova N.G. Skulshuting v rossii: chto imeet znachenie? [Schoolshooting in Russia: what matters?]. Vlast`, 2021, №1, pp. 93-108

14. Jenni R., Sveinung S. Atte O. The bullying-school shooting nexus: Bridging master narratives of mass violence with personal narratives of social exclusion // Deviant Behavior. 2019. Vol. 40. P. 96-109.

15. C. S. Newman Rampage: The Social Roots of School Shooting, New York: Basic Books, 2004. 352 pp.

16. Kallen D. Kolumbajn, M.: Like Book, 2022. – 608 s.

17. Kolichestvo edinicz oruzhiya v SShA na 67 mln prevy`silo chislennost` naseleniya, 20.06.2018 [E`lektronny`j resurs]. −

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b29bbd69a79479de93bdd81 (data obrashheniya 24.11.2022)

18. Malyushina Yu.A., Shatilovich S.N., Fedorova O.B Izuchenie psixolo-gicheskogo mexanizma nasil`stvenny`x prestuplenij kak odin iz aspektov profilaktiki skulshutinga [The study of the psychological mechanism of violent crimes as one of the aspects of the prevention of school shooting]. Vestnik MGOU. Seriya: Psixologicheskie nauki, 2021, №3, pp.86-96


19. Izhevskuyu shkolu atakoval vy`pusknik so svastikoj, 26.09.2022 [E`lektronny`j resurs]. − https://www.kommersant.ru/doc/5581965 (data obrashheniya 24.11.2022)

20. Ministr prosveshheniya Rossii Sergej Kravczov rasskazal o geroizme uchitelej 88-j shkoly` Izhevska, 26.09.2022 [E`lektronny`j resurs]. − https://izhlife.ru/incidents/ministr-prosveshcheniya-rossii-sergey-kravtsov-vyrazil-semyam-pogibshikh-v-shkole-88-goroda-izhevska.html (data obrashheniya 24.11.2022)

Оригинальность
Поступила ??.??.???? Одобрена ??.??.???? Принята к публикации ??.??.????
N.V. Vyatkina, R.I. Schukina, P. Fedotova, M.T. Gadzhiyeva., 2022

SCHOOLSHOOTING IN RUSSIA: A LOOK AT THE PROBLEM OF RESEARCHERS AND PEOPLE

Abstract: Schoolshooting is a dangerous social phenomenon that has affected our country in recent years. Originating in the United States, this type of delinquent behavior has spread throughout the world, including thanks to the formed subculture of "Columbiners". Researchers - psychologists, psychiatrists, criminologists, lawyers, sociologists, teachers - are looking for effective mechanisms to prevent such crimes. A lot of research has been done to identify the factors of schoolshooting, and the most important issues are the study of the psychological / psychiatric characteristics of the shooters, or the social factors of their life. The psychological approach focuses on the study of individual psychological and mental characteristics that provide self-regulation. But despite the fact that ideas about the mental problems of shooters are common in society, the data shows that about 6% had psychiatric features. Therefore, it is social factors that become fundamental in identifying the causes of school shooting incidents, and the correction of the social environment is recognized as the main direction of effective prevention of such tragedies. Previous experience of violence (moral, physical, sexual), disruption of social ties in reference groups (bullying, bullying, rejection, loneliness) are important predictors of crimes associated with school shooting. An analysis of the stories of preparing acts of shooting in educational institutions shows that criminals often experienced negative emotions for years, and school shooting becomes a symbolic, demonstrative act, a kind of way of conveying a message to society or some social group. In this case, most shooters die, committing suicide at the scene of the crime, or falling under the bullets of the police. Therefore, schoolshooting is often referred to as "demonstrative suicide."

Schoolshooting incidents cause a sharp public reaction, generating social tension, lack of a sense of security, and fear for children. Therefore, the study of school shooting, both through the prism of professional research and by examining public reactions, is relevant.

Key words: schoolshooting, schoolshooting factors, psychological causes of schoolshooting, social causes of schoolshooting, bullying, prevention of schoolshooting, content analysis of social media comments

Vyatkina Natalya Vladimirovna – Ph.D of sociological sciences., Associate Professor, Department of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University, Perm, е-mail: zxcx1@yandex.ru

Shchukina Raisa Ivanovna – Ph.D of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work and Conflictology, Perm State National Research University, Perm, e-mail: raisa.schukina@mail.ru

Fedotova Polina – 3rd year student of the specialty “Sociology” , “Perm National Research Polytechnic University”, Perm, е-mail: polin030330@gmail.com.

Gadzhieva Margarita Tokhidovna - 3rd year student of the specialty "Sociology", "Perm National Research Polytechnic University", Perm, е-mail: m_gadzhieva02@mail.ru

Received ??.??.???? Accepted ??.??.???? Published ??.??.????
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.


Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Н.В.Вяткина, Р.И.Щукина, П.Федотова, М.Т.Гаджиева. Скулшутинг в россии: взгляд на проблему исследователей и обывателей// Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2023 – № 1. – С. 0–00.
Please cite this article in English as:

N.V. Vyatkina, R.I. Schukina, P. Fedotova, M.T. Gadzhiyeva. Schoolshooting in russia: a look at the problem of researchers and people// PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 20??, no. ?, pp. 0-00 (In Russ).

1 Н.В.Вяткина, Р.И.Щукина, П.Федотова, М.Т.Гаджиева., 2022

Вяткина Наталья Владимировна – канд. cоциол. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Пермь, е-mail: zxcx1@yandex.ru

Щукина Раиса Ивановна – кандидат филос. наук, доцент кафедры социальной работы и конфликтологии ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Пермь, e-mail: raisa.schukina@mail.ru

Федотова Полина – студентка 3 курса специальности «Социология» ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Пермь, е-mail: polin030330@gmail.com.

Гаджиева Маргарита Тохидовна– студентка 3 курса специальности «Социология» ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Пермь, е-mail: m_gadzhieva02@mail.ru