Файл: Содержание Введение 6 Сущность и особенности аттестации персонала предприятия 10.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Объект исследования - система аттестация персонала предприятия
1. Сущность и особенности аттестации персонала предприятия
1.1. Понятие системы аттестации персонала предприятия
1.2. Виды и формы аттестации персонала
КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИИ аттестации ПЕРСОНАЛА
КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ОЦЕНКИ
2. Анализ системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО «МТС»
2.2. Исследование состава и структуры кадровой политики в ОАО «МТС»
2.3. Анализ существующей системы аттестации персонала в ОАО «МТС»
Как видно из таблицы 3, в 2008 году на в офисе продаж ОАО «МТС» среднесписочная численность персонала снизилась как по сравнению с прошлогодним уровнем - на 1 человека, или на 1.8 %, так и по сравнению с 2007 г. – на 8 чел., или на 19 %. Снижение среднесписочной численности персонала офиса продаж ОАО «МТС» произошло в основном за счет продавцов-консультантов. Это произошло по причине перевода части персонала в дочернее предприятие. Среднесписочная численность обслуживающего персона в отчетном году по сравнению с уровнем прошлого года не изменилась.
Таблица 4.
Структура персонала офиса продаж ОАО «МТС»
Категории персонала | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||||
численность, чел. | Уд. вес, % | численность, чел. | Уд. вес, % | численность, чел. | Уд. вес, % | |||
Специалисты | 8 | 19.0 | 7 | 20.0 | 7 | 20.6 | ||
Продавцы-консультанты | 15 | 35.7 | 10 | 28.6 | 10 | 29.4 | ||
Вспомогательный персонал | 9 | 21.4 | 8 | 22.9 | 8 | 23.5 | ||
менеджеры | 7 | 16.6 | 7 | 20.0 | 6 | 17.6 | ||
Обслуживающий персонал, в т.ч. уборщица программист слесарь оборудования | 3 1 1 1 | 7.1 2.3 2.3 2.3 | 3 1 1 1 | 8.5 2.9 2.9 2.9 | 3 1 1 1 | 8.9 2.9 2.9 2.9 | ||
Итого | 42 | 100 | 35 | 100 | 34 | 100 |
Структура персонала офиса продаж ОАО «МТС» для наглядности изображена на рисунке 5. Наибольший удельный вес в структуре персонала занимают продавцы-консультанты, однако их удельный вес в 2008 г. по сравнению с 2007 г. очень значительно снизился – с 35.7 % до 29.4 %. Удельный вес специалистов также высок, при этом данный показатель имеет тенденцию к росту - с 19 % в 2006 г. до 20.6 % в 2008 г. Удельный вес вспомогательного персонала на исследуемом предприятии высок (22.9 % и 23.5 % в 2006 г. и в 2005 г. соответственно). В 2008 г. по сравнению с прошлым годом произошло снижение удельного веса таких категорий персонала, как специалисты (с 20.0 % в 2007г. до 17.6 % в 2005 г.). Наименьший удельный вес в структуре персонала офиса продаж ОАО «МТС» занимает обслуживающий персонал (8.5 % в 2007 г., 8.9 % в 2008 г.).
Рассмотрим, какой стаж работы имеют сотрудники исследуемого офиса продаж ОАО «МТС». Как видно из таблицы 5, в офисе продаж ОАО «МТС» большинство работников работает от 6 до 10 лет.
Самый большой стаж характерен для специалистов – 2 работника имеют стаж работы на предприятии свыше 15 лет.
Рис. 5. Структура персонала офиса продаж ОАО «МТС»
Самый маленький стаж работы на изучаемом предприятии имеет обслуживающий персонал. Так, 2 человека, или 25 % имеют стаж работы менее 1 года, и ни один рабочий не имеет стажа более 10 лет.
Таблица 5.
Стаж работы персонала офиса продаж ОАО «МТС» в 2008 г.
Категории персонала | Численность персонала | Стаж работы | ||||
До 1 года | 2-5 лет | 6-10 лет | 10-15 лет | Свыше 15 лет | ||
Специалисты | 7 | - | 2 | 3 | 2 | 1 |
продавцы | 10 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 |
Вспомогательные рабочие | 8 | 2 | 3 | 2 | 1 | - |
Обслуживающий персонал | 3 | 1 | 1 | 1 | | |
Итого | 34 | 5 | 9 | 10 | 6 | 4 |
Процентное соотношение | 100 | 14,7 % | 26,4 % | 29.4 % | 17.7 % | 11.7 % |
Обобщая вышесказанное, исследуемый офис продаж ОАО «МТС» имеет удовлетворительную и стабильную структуру персонала. В качестве недостатка можно отметить тот факт, что большинство продавцов имеют небольшой стаж работы на предприятии. Следовательно, основным направлением совершенствования работы с кадрами на исследуемом предприятии может быть улучшение адаптации, обучение и повышение квалификации данной категории персонала. Кроме того, предприятию необходимо совершенствовать методику подбора персонала.
Коллектив предприятия по численному составу, уровню квалификации не является постоянной величиной, он всё время изменяется: увольняются одни работники, принимаются другие. Анализ движения персонала включает изучение форм движения, причин движения и результатов движения. Для характеристики движения персонала офиса продаж ОАО «МТС» рассчитываем и проанализируем динамику следующих показателей:
-
Коэффициент оборота по приему = .
-
Коэффициент оборота по выбытию = .
-
Коэффициент общего оборота = .
-
Коэффициент текучести персонала = .
Исходные данные для анализа движения персонала ОАО «МТС» за 2006 - 2008 гг. приведены в таблице 5, а сами показатели для наглядности обобщены в таблице 6.
Как видно из таблицы 6, в 2008 году число выбывших работников превысило число принятых работников (коэффициент оборота по выбытию составил 0.34, что больше коэффициента оборота по приему – 0.14). Как уже отмечалось, это произошло по причине перевода части персонала в дочернее предприятие. В 2007 г. В офисе продаж ОАО «МТС» выбыло 7 человек, в то время как было принято на работу 6 человек. При этом оборот по выбытию составил 21 %, что больше оборота по приему – 18 %. Таким образом, в течение 2008 г. численность персонала офиса продаж ОАО «МТС» увеличивалась.
Таблица .6.
Исходные данные для анализа движения персонала офиса продаж ОАО «МТС»
Категории персонала | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||||||
принято | выбыло | среднеспис.численность | принято | выбыло | среднеспис. численность | принято | выбыло | среднеспис. численность | |
Специалисты | - | - | 8 | - | 1 | 7 | - | - | 7 |
Продавцы-консультанты | 3 | 3 | 15 | 2 | 7 | 10 | 2 | 2 | 10 |
Вспомогательные рабочие | 2 | 2 | 9 | 2 | 3 | 8 | 3 | 3 | 8 |
Менеджеры | - | - | 7 | - | - | 7 | - | 1 | 6 |
Обслуживающий персонал | - | - | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 |
Итого | 5 | 5 | 42 | 5 | 12 | 35 | 6 | 7 | 34 |
Коэффициент общего оборота и коэффициент сменяемости персонала используются при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных подразделениях. Так, увеличение общего оборота персонала офиса продаж ОАО «МТС» с 0.24 в 2007 г. до 0.39 в 2008 г. можно оценить отрицательно, так как данная тенденция свидетельствует о нестабильности персонала предприятия. Однако, по мнению экспертов, если на предприятии абсолютно отсутствует текучесть кадров, это свидетельствует о необоснованном завышении заработной платы по сравнению с аналогичными предприятиями отрасли. Следовательно, такой уровень мобильности можно признать приемлемым для офиса продаж ОАО «МТС».
Как показало исследование, наиболее нестабильной является такая категория персонала, как продавцы-консультанты. Однако для этой категории характерно равенство поступивших и выбывших работников. Нестабильность работников данной категории может объясняться низким уровнем оплаты труда данной категории персонала.
Таблица 7.
Показатели движения персонала офиса продаж ОАО «МТС».
Показатели | категории персонала | |||||
Специа-листы | Менеджеры | Прдавцы-консультанты | Работники | Обслуж. персонал | Всего | |
2006 год | ||||||
Коэффициент оборота по приему | - | 0.20 | 0.22 | - | - | 0.12 |
Коэффициент оборота по выбытию | - | 0.20 | 0.22 | - | - | 0.12 |
Коэффициент общего оборота | - | 0.40 | 0.44 | - | - | 0.24 |
Коэффициент текучести персонала | - | - | - | - | - | - |
2007 год | ||||||
Коэффициент оборота по приему | - | 0.20 | 0.25 | - | 0.33 | 0.14 |
Коэффициент оборота по выбытию | 0.14 | 0.70 | 0.38 | - | 0.33 | 0.34 |
Коэффициент общего оборота | 0.14 | 0.90 | 0.63 | - | 0.67 | 0.49 |
Коэффициент текучести персонала | 0.14 | 0.50 | 0.13 | - | - | 0.20 |
2008 год | ||||||
Коэффициент оборота по приему | - | 0.20 | 0.38 | - | 0.33 | 0.18 |
Коэффициент оборота по выбытию | - | 0.20 | 0.38 | 0.17 | 0.33 | 0.21 |
Коэффициент общего оборота | - | 0.40 | 0.75 | 0.17 | 0.67 | 0.39 |
Коэффициент текучести персонала | - | - | - | 0.16 | - | 0.3 |
Сегодня текучесть кадров в офисах продаж ОАО «МТС» — одна из многих проблем, с которыми сталкиваются современные предприятия. Следует различать ее естественный уровень в пределах 3—5% от численности персонала и повышенный, вызывающий значительные экономические потери. Естественный уровень способствует обновлению производственных коллективов. Этот процесс происходит непрерывно и не требует каких-либо чрезвычайных мер со стороны кадровых служб и руководства. Часть работников уходит на пенсию, часть увольняется по различным причинам, на их место приходят новые сотрудники — в таком режиме живет каждое предприятие. Но, на рассматриваемом предприятии уровень текучести гораздо выше естественного среди продавцов-консультантов исследуемого офиса продаж ОАО «МТС». В этом случае издержки становятся значительными и возрастают с увеличением оттока кадров. Издержки связаны с затратами на обучение принятого на работу сотрудника, потерями вызванными проведением процедуры найма работников на вакантное рабочее место, потерями рабочего времени.