Файл: Реферат по дисциплине Психология социального взаимодействия на тему Стадии профессионального становления личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Модель профессионального  развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью  в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию. Движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала — внутриличностное противоречие между «Я – действующим» и «Я – отраженным». Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления. 

Профессиональное  самосознание – в центре многих психологических исследований профессионального становления находится изучение самосознания как формы отражения и переживания человеком своего профессионального статуса.

В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее  по своему содержанию. Если самосознание формируется в жизнедеятельностиаа и ааобщенииаа саа окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических  качеств и т.д., то профессиональное самосознание – это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность. Традиционно важным в структуре самосознания считается осознание психических  качеств, особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание  именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного  выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств. Для разных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания  оказывает заметное влияние на выбор  задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе.

Профессиональное  самосознание (или профессиональная «Я-концепция») включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), в качестве которых могут выступать индивидуально – психологические свойства и отношения личности. К индивидуально – психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, имажитивные, моторные, коммуникативные. Отношения личности включают: отношение человека к профессии; к
себе как к субъекту деятельности; к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам); к объекту труда; к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда.

Поскольку профессиональная «Я – концепция» является частью общей «Я – концепции» личности, возникает вопрос об их соотношении. При решении этого вопроса учеными учитываются такие позиции, как место конкретной деятельности в жизни личности, место личности в этой деятельности, место личности в собственной жизнедеятельности, место профессионального самоопределения в жизненном самоопределении личности. Подчеркивается, что направление, в котором изменяется личность в процессе профессионализации, и движение личности к более общим целям и смыслам должны совпадать. При рассогласовании их ориентации возможна остановка личностного развития и расщепление сознания «для работы» и «для себя».

Е.аВ.аПрокопьевой была предложена возможная классификация профессиональных «Я – концепций», построенная на основании различных вариантов соотношения профессиональнойииии общей «Я – концепций» личности: 1)человек «шире» своей профессии, его профессиональная «Я – концепция»  приближается к общей «Я – концепции»; 2)человек «равен» своей профессии, его общая «Я – концепция» сужена до профессиональной «Я – концепций»; 3)человек «уже» своей профессии, в его общей и профессиональной «Я – концепциях» представлены лишь отдельные стороны профессии.

С. В. Васьковская трактует профессиональное самосознание как особый феномен  человеческой психики, обусловливающий  саморегуляцией личности своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности. А. К. Маркова определяет профессиональное самосознание как комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу.

Исследуя  природу и генезис профессионального  самосознания личности, О. В. Москаленко рассматривает четыре генеральных  фактора:

1.Мотивация к достижению высокого  уровня профессионального мастерства;

2. Профессиональное субъективно-ориентированное  обучение;

3. Направленность личности на овладение  данной профессией;


4. Оптимальный временной промежуток.

В процессе профессионального становления, по мере роста профессионализма меняется и профессиональное самосознание. От того, насколько адекватно сформирована у человека профессиональная «Я – концепция», зависит успешность его профессиональной адаптации. 

Считается также, что современный специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющаяся экономическая ситуация часто приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности. По этим причинам профессиональное образование сегодня выходит из узких рамок «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни. Этим задачам соответствует современная концепция непрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере.

Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.


Заключение

Процесс формирования личности начинается с момента выбора профессии  и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Так становится очевидно, что профессиональное развитие персонала играет огромную роль для любой организации. Вложенные в человеческие ресурсы инвестиции оправдывают себя всегда при разработке рациональной системы развития персонала. Каждая организация может таким образом воспитывать у себя именно таких сотрудников, какие ей нужны.

Краткий словарь терминов

Ликвидация – прекращение деятельности чего-либо.

Эквивалент – нечто равноценное или соответствующее в каком-либо отношении чему-либо, заменяющее его или служащее его выражением.

Профессиональноважныекачества (ПВК) – индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.


Мнемические свойства личности – это личностные особенности памяти, которые включают: индивидуальные для каждого человека сочетания видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения, типичные для каждого человека свойства памяти. Важной чертой является также профессиональная направленность памяти и ее место в структуре психических процессов и свойств личности.

Аттенционные свойства (внимание), к аттенционным свойствам относят следующие характеристики внимания, которые могут быть определены путем экспериментальных исследований: избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключения

Имажинитивные умения — процессы мыслительного построения образов таких предметов и явлений, которые непосредственно не воспринимаются, а проходят, опираясь на имеющиеся представления о родственных предметах и явлениях.

Перцептивные процессы – это те процессы, которые посредством органов чувств человека обеспечивают связь внутреннего и внешнего мира.

Ревизия – комплексная или выборочная проверка чего – либо и кого – либо.

Коллектив – группа лиц, объединенных какой-либо общей деятельностью, работой, учебой, решением определенной общественной задачи.


Список используемой литературы

  1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 2016. 512 с.

  2. Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 2015. 207 с.

  3. Маркова. А. К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд "Знание", 2016. 308 с.

  4. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 2017. 740 с.

  5. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Издво. МГУ, 2013. 284 с.

  6. Боброва Е. М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педагогического вуза: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2014. 220 с.

  7. Верховин В. И. Трудовое поведение. Учебное пособие. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов. 2013. 459 с.