ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теперь традиционные формы внеклассной работы должны быть наполнены новым содержанием, ориентироваться на социальные аспекты жизни общества, включать социально значимую деятель¬ность школьников, так как именно эта деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие личности. Поэтому, не оста¬навливаясь на описании традиционных форм, сосредоточим вни¬мание на наиболее актуальных формах, организация которых в наибольшей мере обогащает эмоциональную сферу личности уча-щихся и их социальный опыт.

§ 3. Социально значимая направленность внеклассной работы

Социально значимая деятельность школьников, прежде всего, может быть связана с созданием, укреплением и расширением ма¬териальной базы обучения географии. В состав этой базы входят кабинет географии, школьный краеведческий музей, географичес¬кая площадка, экологическая тропа, школьный заповедник, плане¬тарий, школьный дендрарий. Весь этот комплекс может быть со¬здан силами членов географического кружка, общества, клуба в те¬чение нескольких лет работы. Как правило, эту сложную по содер¬жанию и организации работу выполняют учащиеся одной паралле-ли или даже одного класса. Под руководством учителя разрабатыва¬ется общий план, к выполнению которого помимо школьников привлекаются их родители, учителя других предметов, спонсоры и все желающие помочь школе. Например, группа учащихся под ру-ководством художников, дизайнеров, архитекторов (из числа роди¬телей) может изготовить для кабинета фризы (горизонтальные пан¬но) с изображением ландшафтов основных природных зон мира другая группа оборудует потолок кабинета - обозначит местный меридиан и параллель, ромбическое кольцо, сделает изображение наиболее крупных созвездий неба, видимых в окружающей школу местности. Географическая площадка также оборудуется членами географического кружка, которые ведут на ней систематические наблюдения, накапливают материал для проведения на уроках прак-тических работ, требующих сравнения погодных и климатических условий своей местности за несколько лет. Географические пло¬щадки, которые когда-то были при каждой школе, теперь имеются не везде. О дискуссии по поводу необходимости географической площадки можно узнать из публикаций.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ


Рис. 18

Особый интерес у школьников вызывает работа по оборудова¬нию экологической тропы. Ее создание начинается с выбора ме¬ста, доступного для учащихся, которое включает разнообразные природные объекты. Общественно полезная работа связана с маркировкой тропы, уборкой территории вокруг нее, проклад¬кой ступенек на склонах, уборкой мусора и т. д. Подробнее о создании тропы см. гл. IV.

Школьный заповедник, дендрарий, планетарий создаются на межпредметной основе в содружестве с учителями биологии, физики, труда и др. Этой работой, как правило, занят весь педа¬гогический коллектив и самые активные школьники.

Большую социальную значимость имеет работа школьников по декоративному садоводству. Она важна как в сельской, так и в городской школе. Эта работа связана с выращиванием комнат¬ных растений, а также рассады для клумб и газонов. Эту работу целесообразно начинать с озеленения школьного здания. Состав¬ляется план озеленения и эстетического оформления кабинетов, рекреаций, лестничных площадок, где будут размещаться расте¬ния с учетом их происхождения из различных географических центров. Работа может проходить под девизом "Карта мира на окне" по направлениям: комнатные растения субтропиков се¬верного и южного полушария, растения пустынь, тропических лесов и т. д. Каждое растение снабжается этикеткой с указанием названия, родины, биологии, условий по уходу. На карте мира школьники дают информацию о растениях, обозначают районы их происхождения. Работа по озеленению может быть перенесе¬на за пределы школы. Можно проектировать разбивку газонов, клумб в микрорайоне школы, во дворе жилого массива, отдель¬ного дома и т. д.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРУЖКА (КЛУБА, ОБЩЕСТВА)

Рис. 19

Учащиеся могут выращивать рассаду газонных растений и овощных культур, распространять ее среди жителей своего мик¬рорайона.

Социальная деятельность школьников вне уроков во многом зависит от региональных особенностей местности, от условий, в которых находится школа. В сельской школе эта деятельность проявляется ярче, так как учащиеся лучше знают окружающую их природу, могут составлять прогнозы погоды, принимают ак¬тивное участие в сезонных работах на полях, в лесу, активно охраняют природные объекты, ведут экологические наблюдения и могут предупреждать жителей о неблагоприятных природных явлениях и экологической опасности.

Одно из направлений социальной деятельности — труд школь¬ников с целью заработка для себя и для школы (средства на по¬ходы, экспедиции и др.). Кружковцы, как правило, работают на почте, в жилищных конторах, в лесничествах, охотохозяйствах, теплицах, в розничной торговле, в учреждениях, дающих работу на дом, участвуют в сборе вторичного сырья. Социальный аспект имеет и деятельность, связанная с изучением отдельных компо¬нентов природы, например минералов и горных пород. Кружки юных геологов работают обычно в школах, расположенных в рай¬онах с особыми геологическими условиями. Помимо сбора об¬разцов для кабинета географии, школьного музея, члены кружка по заданиям соответствующих организаций проводят описания выходов коренных пород, обнажений полезных ископаемых, а иногда самостоятельно открывают новые месторождения, выяв¬ляют геологические памятники природы. Заявки, которые дела¬ют члены геологических кружков о своих открытиях, убедитель¬но свидетельствуют о большой общественно полезной работе школьников.


К социально значимой деятельности школьники могут быть подготовлены посредством развития у них хозяйственной сме¬калки, привычки наблюдать и исследовать явления окружающей жизни, делать на этой основе хозяйственные выводы и предло-жения. Например, учащиеся могут изучить географию поставок в магазины микрорайона школы продуктов питания, тканей, книг, одежды, обуви, школьных принадлежностей и других товаров. В течение года каждый школьник может вести исследование одно¬го вида продукции, например поступления консервированной рыбы, овощей и др., затрат на их доставку и хранение, измене¬ние цен. На основе подобного исследования возможны выводы и предложения по изменению специализации некоторых приго¬родных сельскохозяйственных предприятий, снабжающих город, поселок продуктами питания. Целесообразно провести изучение географии отходов производства. При этом школьники обследу¬ют такие объекты, как большие стройплощадки, котельные, ле¬сопилки, карьеры по добыче строительных материалов, заводы по их производству. Кружковцы не только наносят их на карту микрорайона, но и составляют описания, формулируют предло¬жения по использованию отходов и улучшению экологической ситуации в районе обнаружения отходов производства.

Виды деятельности школьников во внеклассной работе необ¬ходимо тесно увязывать с жизнью семьи. Возможны исследова¬ния таких вопросов: из чего складывается бюджет семьи? За счет чего его можно увеличить? Что при этом может дать такая черта членов семьи, как бережливость? Какие расходы могут помочь сократить сами учащиеся? Какую роль в улучшении бюджета се¬мьи играет изучение цен на потребительские товары? Члены гео¬графического кружка обсуждают эти вопросы не только на засе¬даниях кружка, где делятся опытом сбережения в семье хлеба, электроэнергии, газа и т. д., но и выступают перед младшими школьниками с сообщениями на темы "Экономным быть обязан каждый", "Цена одной минуты" и др.

Социальная деятельность школьников может быть связана с изучением особенностей планировки и застройки микрорайона города, поселка, села, деревни, фермы, лесничества, железнодо¬рожного разъезда и т. д. Школьники изучают архитектурные осо¬бенности построек, маршруты транспорта, размещение объектов социального характера. Беседы с жителями, с депутатами мест¬ных советов, с руководителями отделов совета, отвечающих за организацию работы различных служб, собственные наблюдения позволяют учащимся вносить разумные и обоснованные предло¬жения по улучшению деятельности отдельных служб, делают школьников непосредственными участниками общественной жизни, помогают им ориентироваться в окружающей среде.


Внеклассная работа осуществляется и в каникулярное время, когда учащиеся выполняют летние задания по географии: вычер¬чивают планы садовых, дачных участков, семейной фермы, де¬ревни, составляют описания поверхностных и подземных вод (их выходов), выявляют степень изменения первозданной природы под влиянием человека, предлагают меры охраны и восстановления.

Социальная деятельность школьников летом может быть реа¬лизована по линии оказания помощи малоимущим и престаре¬лым жителям путем рекомендаций по использованию огородных участков (анализ состава почв, рекомендации по ее обработке, определение глубины залегания грунтовых вод и т. д.).

Таким образом, традиционные формы внеклассной работы наполняются новым содержанием; в центре оказывается соци¬альная деятельность школьников, которая в наибольшей мере готовит их к жизни.