ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №4
«Проектирование учебного занятия на основании примерной
рабочей программы по предмету»
Тема | «Морфема – наименьшая значимая часть слова» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель | знать понятие о морфемике как разделе языкознания, подведение к пониманию морфемы как значимой части слова.. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи | Обучающая: - знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова; - определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; - выстраивать композицию рассуждения; - выполнять морфемный разбор; - определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас. Развивающая: - развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, потребность в речевом самосовершенствовании;
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы обучения | фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Краткое учебное содержание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоопределение к деятельности (организационный момент) | Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на урок. Урок начинается с чтения следующих стихотворных строк: Учитель. Ребята! Готовы к уроку? Дети. Да! Учитель. На вас надеюсь я, друзья. Дети. Мы хороший дружный класс – Все получится у нас! Учитель. Сядьте, пожалуйста, девочки. Сядьте, пожалуйста, мальчики. -Ребята, проверьте, все ли лежит на парте: пенал, учебник, тетрадь. Записываем число, классная работа. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Цель: проверить знания детей по пройденному материалу с помощью тестирования (выбора правильного ответа из нескольких). -Мы с Вами уже изучили два больших раздела. Какие? (фонетика и лексикология). Повторение-мать учения, поэтому предлагаю вспомним фонетический разбор слова, нам его нужно будет выполнить на ВПР. Один у доски, остальные в тетради. Слово: Ясень | Повторение имеющихся у учащихся знаний и умений, но и на формирование личностных смыслов познания и на их рефлексию, что способствует активизации познавательной деятельности и разворачиванию мотивационных механизмов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения). Открытие знаний. | Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи). -Ребята, давайте разгадаем ребусы. СЛАЙД 2 и 3. (работа в парах) 1.МОРФЕМИКА. 2.МОРФЕМЫ 3.К-О-Р ЕНЬ 4.ПРИСТАВКА 5.СУФФИКС 6.ОКОНЧАНИЕ -Что такое морфемика? Забыли, где можно посмотреть? Какие морфемы знаете? -Какие это части слова? (Значимые). Слайд Как Вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (предположения детей) Записываем тему в тетрадь: Морфема – наименьшая значимая часть слова (слайд) А какова основная ЦЕЛЬ нашего урока? (научиться находить морфемы в слове) (слайд) -Поставьте на мишени 1 точку-выстрел, которая отражала бы ваши знания по этой теме на данном этапе. | Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление. Игра «Отгадай слово» | Цель: проверить усвоение обучающимися полученных знаний о морфемах -Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А слова сделаны из своего «строительного материала». Вспомните материал начальной школы и ответьте. Из каких частей состоят слова? -Слова состоят из приставки, корня, суффикса, окончания. -«Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика» (Чтение правила) - Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, слово ПОДСНЕЖНИКИ. Что обозначает это слово? (индивидуальная работа) -Какие здесь морфемы?(ответы детей) Игра «Отгадай слово!» (Слайд) На слайде слово тигрята, оно закрыто. Приоткрывается буква т. Учитель: Какое слово записано? (ответа нет) Раскрывается слог ти, (ответа нет) Раскрывается буквы тиг Ученики: Слово тигр. -Когда появляется важная информация о слове? - Когда появляется корень. -Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово КОРЕНЬ: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное. Самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными). - А суффикс –ЯТ - вносит в слово свой смысл, он показывает нам, что перед нами группа каких-то детёнышей. Приведите примеры. КОЗЛЯТЯ, ЛИСЯТА, ПОРОСЯТА, ВОЛЧАТА, РЕБЯТА, КОТЯТА. | Проверка результатов работы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа в группах с проверкой по эталону морфемный ящик «От морфемы - к словосочетанию» | Цель: организовать выполнение задания в парах с применением новых знаний, их проверку по ЭТАЛОНУ. -Ребята, а для чего нужны суффиксы и приставки? -Образуют новые слова. -Сейчас мы немного поиграем. В морской бой умеете играть? Перед вами морфемный ящик. Морфемный ящик "От морфем - к словосочетанию" С помощью морфемного ящика составьте сначала слова, а после - словосочетания. Слева записаны виды морфем (А-Г). Далее указаны сами морфемы(1-6). Ваша задача - следовать “шифру” и составить из указанных морфем слова, а затем из них словосочетания. Укажите в скобках тип связи слов в этих словосочетаниях.
– А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на записать слова. (Дети выполняют задание.) ПРОВЕРКА: Весело рассказывать, кирпичная постройка, вспоминать друзей . | ТАРАКАН Организация выполнения задания в парах с применением новых знаний о морфемах, их проверку по эталону. ПАУК БАБОЧКА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа в парах (взаимопроверка) | Цель: организовать самостоятельное выполнение заданий с применением новых знаний. Учащиеся исправляют ошибки в тексте и графически выделяет орфограммы. (слайд ) В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило. -Взаимопроверка по слайду. Поставьте + чья пара не допустила ошибку. Поднимите руку. -Какой вывод можно сделать, выполнив это задание? - Орфография и морфема тесно связаны между собой. Подчеркните грамматическую основу в 1 предложении. Дайте характеристику предложению. Начертите схему. | ТАРАКАН Организация выполнения задания в парах. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоконтроль и самопроверка по эталону. | «5»--нет ошибок «4»-1-2 ошибки «3»-3-4 ошибки «2»-5 и более ошибок
ЭТАЛОН
| Индивидуальная работа. Оценивание результатов обучения учителем. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Цель: способствовать выработке у учащихся способности к самоанализу. Ребята, давайте теперь подведем итоги: Что мы повторили? Что нового вы узнали? Для чего нужно уметь разбирать слово по составу? -Для развития чувства языка, орфографических умений -Легко ли находить в слове его части? - Давайте вернемся к нашей мишени. Куда вы сейчас поставите точку-выстрел? Изменилось место положения выстрела к концу урока? 10-9 – «Я легко справился со всеми заданиями урока» 8-7 – «Не все задания понятны, но основные морфемы я запомнил» 6-5 – «Большую часть заданий я не понял» 4-1 – «Нужна помощь, ничего не понял» | Оценивание результатов обучения учениками. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | |