ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Хороший пример морального воспитания, в общем - это образовательная система в школе. Возьмем уроки литературы.

"…То литературное произведение нравственно и должно быть отобрано для изучения в школе, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении" (К.Д. Ушинский)

Обладая огромной силой воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает нравственные или, как мы говорим, высокие чувства.

Традиционное изучение литературы, конечно, показывает, что приобретение учащимися специальных знаний по литературе еще не гарантирует их нравственной воспитанности, проявляющейся в общении и поведении. Усиление роли духовно-нравственного может проявляться в формировании умения воспринимать мир чувств и переживаний героев художественного произведения. Когда учитель обращается к личному жизненному опыту учащихся, они именно на основе собственных наблюдений, собственного опыта начинают постигать, что каждое событие дня, каждый рассказанный ими эпизод имел свое начало и свой конец, каждый из них был наполнен содержанием.

Задания, которые не имеют однозначных результатов выполнения (это такие вопросы как: "Кто я?", "Почему люди совершают подвиги?", "Почему человек способен унизить другого человека?" и т.п.) принципиально отличаются от традиционных вопросов, у которых есть "правильные" ответы. Ответ ученика на них всегда интересен и отражает степень творческого самовыражения в оценке моральных норм, правил и требований, лежащих в основе общения и деятельности людей.

Подростковый возраст - это один из самых трудных периодов жизни ребенка. Желание подростка самоутвердиться, доказать свою "взрослость" проявляется чаще всего в неумении и нежелании считаться с теми, кто с ним рядом. Именно в этот момент детям нужна поддержка и понимание взрослого. В школе, понимая всю важность нравственных проблем для учащихся, учитель, используя художественные тексты и акцентируя их
внимание на нравственные оценки героев, показывает множество "моделей" человеческого поведения и общения.

Так ребенок в первую очередь в рамках семьи (когда родители показывают модели поведения), а затем в рамках школы начинает постигать нормы общества, приучается сравнивать их со своими поступками и обретает возможность нравственного самоопределения.

4. Гуманизирующая функция. Мораль «приподымает» нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создает ориентир человечности. Существование морали свидетельствует, что каждый из нас достоин лучшей жизни. В моральном поведении мы можем преодолеть свою несовершенную человеческую природу: добрым может быть и калека. Любую «природу» мораль очеловечивает. Если мир, космос сами по себе ни добры, ни злы, то мораль и на них стремится распространить понятие добра, сделать мир добрым для человека, соразмерным человеку, уютным для осмысленного проживания.

Итак, гуманистическая задача морали – сделать мир подобающим человеку и человека – достойным своего имени. В процессе жизни мы постоянно играем социальные роли, в каждой ситуации мы проявляем лишь часть своего «я», выполняя соответствующие функции. В морали же мы предстаем вне частностей – как «люди вообще». Мораль возвращает человеку его целостность, олнокровность существования, в этом ее благородная гуманистическая роль.

Регулятивная функция. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества (особенности этой регуляции описаны в первом и втором вопросе этой лекции). Суть ее – в саморегуляции личности и саморегуляции социальной среды в целом.

Ценностно-ориентирующая функция. Моральная регуляция состоит в том, что личность самостоятельно ориентируется в жизни по нравственным ценностям. Мораль содержит такие важные для человека ориентиры, как представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого, гуманного. И хотя они не имеют непосредственного практического значения, они необходимы для того, чтобы придавать повседневности нашего бытия высший смысл, задавать его идеальную перспективу.

Познавательная функция. Моральное сознание отражает мир в категориях добра и зла, тем самым оценивая происходящее. Это не объективно-научное исследование мира, как он есть, это постижение человеческого смысла явлений. Нравственный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.