Файл: Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Югорский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-2 = 26,64 В

3) Определим ЭДС во вторичной обмотке при вращающемся роторе

Е2s = E2∙ s; Е2s = 26,64∙0, 04 = 1,066 В.

Экзаменационный билет № 21

З адание 1. Магнитная цепь асинхронной машины.

Магнитодвижущая сила обмотки статора создает магнитный поток, который замыкается через элементы магнитной системы машины. Магнитная система асинхронной машины неявнополюсная. Количество полюсов, создающих магнитное поле в ней, определяется числом полюсов в обмотке статора. На рисунке представлена магнитная цепь неявнополюсной машины. Здесь видны участки магнитной цепи: воздушный зазор δ, зубцовый слой статора hz1 и ротора hz2 ярмо статора La1 и ротора La2.

Каждый из этих участков оказывает магнитному потоку некоторое магнитное сопротивление. Поэтому на каждом участке магнитной цепи затрачивается часть МДС обмотки статора, называемая магнитным напряжением:

F0 = Fδ + Fz1 + Fz2 + F2

где F0– сумма магнитных напряжений участков магнитной цепи.

Расчет МДС обмотки статора на одну пару полюсов сводится к расчету магнитных напряжений на всех участках магнитной цепи.

Исходным параметром при расчете магнитной цепи является максимальная магнитная индукция Вδ в воздушном зазоре, которая определяет магнитную нагрузку двигателя: при слишком малой Вδ магнитная система двигателя недогружена, габаритные размеры двигателя получаются неоправданно большими; при чрезмерно большом значении Вδ резко возрастут магнитные напряжения на участках магнитной системы, особенно в зубцовых слоях статора и ротора, в результате возрастет намагничивающий ток статора I0 и снизится КПД двигателя.

Наибольшее магнитное напряжение приходится на воздушный зазор, поэтому ток холостого хода при U1 = U1ном значительно выше, чем в трансформаторе аналогичной мощности. Относительный ток холостого хода I0 для двигателей мощностью от 1 до 100 кВт лежит в диапазоне 0,25…0,5; в микродвигателях – 0,5…1,0.

В процессе работы асинхронного двигателя токи в обмотках статора и ротора создают две магнитодвижущие силы: МДС статора и МДС ротора. Совместным действием эти МДС наводят в магнитной системе двигателя результирующий магнитный поток, вращающийся относительно статора с синхронной частотой вращения n
1. Этот магнитный поток можно рассматривать состоящим из основного потока Ф0, сцепленного как с обмоткой статора, так и с обмоткой ротора (магнитный поток взаимоиндукции), и потоков рассеяния статора Фz1 и ротора Фz2 . Потоки рассеяния сцепляется только с собственными обмотками и наводят в каждой из них ЭДС рассеяния: в обмотке статора Ez1 , в обмотке ротора Ez2.
Задание 2. Принцип действия машин постоянного тока.

Характерным признаком коллекторных машин явля­ется наличие у них коллектора - механического преобразователя переменного тока в постоянный и наоборот. Необходимость в таком преобразователе объясняется тем, что в обмотке якоря коллекторной машины должен протекать переменный ток, так как только в этом случае в машине происходит непре­рывный процесс электромеханического преобразова­ния энергии.

Рассмотрим принцип действия коллекторного ге­нератора постоянного тока. На рисунке 1 изображе­на упрощенная модель такого генератора: между полюсами N и S постоянного магнита находится вращающаяся часть генератора - якорь, вал кото­рого посредством шкива и ременной передачи меха­нически связан с приводным двигателем (на рисун­ке не показан) - источником механической энергии. В двух продольных пазах на сердечнике якоря рас­положена обмотка в виде одного витка abсd, концы которого присоединены к двум медным изолирован­ным друг от друга полукольцам, образующим прос­тейший коллектор. На поверхность коллектора наложены щетки А и В, осуществляющие скользящий контакт с коллектором и связывающие генератор с внешней цепью, куда включена нагрузка сопротив­лением R.

Предположим, что приводной двигатель вращает якорь генератора против часовой стрелки, тогда в витке на якоре, вращающемся в магнитном поле постоянного магнита, наводится ЭДС, мгновенное значение которой е = 2Bl, а направление для по­ложения якоря, изображенного на рисунке, указано стрелками.

В процессе работы генератора якорь вращается и виток abсd занимает разное пространственное положение, поэтому в обмотке якоря наводится переменная ЭДС. Если бы в машине не было коллектора, то ток во внешней цепи (в нагрузке R) был бы переменным, но посредством коллектора и щеток переменный ток обмотки якоря преобразуется в пульсирующий ток во внешней цепи генератора, т.е. ток, неизменный по направлению. При положении витка якоря, показанном на рис. 1, ток во внешней цепи (в нагрузке) направлен от щетки
А к щетке В; следовательно, щетка А является положительной, а - щетка В - отрицательной. После поворота якоря на 180° направление тока в витке якоря изменится на обратное, однако полярность щеток, а сле­довательно, и направление тока во внешней цепи (в нагрузке) останутся неизменными. Объясняется это тем, что в тот момент, когда ток в витке якоря меняет свое направление. происходит смена коллекторных пластин под щетками. Таким образом, под щеткой А всегда находится пластина, соединен­ная с проводником, расположенным под северным магнит­ным полюсом, а под щеткой В - пластина, соединенная с про­водником, расположенным под южным полюсом. Благодаря этому полярность щеток генератора остается неизменной независимо от положения витка якоря. Что же касается пуль­саций тока во внешней цепи, то они намного ослабляются при увеличении числа витков в обмотке якоря при их равномерном распределении по поверхности якоря и соответ­ствующем увеличении числа пластин в коллекторе.

В соответствии с принципом обратимости электрических ма­шин упрощенная модель машины постоянного тока может быть использована в качестве двигателя постоянного тока. Для этого необходимо отключить нагрузку генератора R и подвести к щет­кам машины напряжение от источника постоянного тока.



Рисунок 1 - Упрощенная модель коллекторной машины
Напри­мер, если к щетке А подключить зажим «плюс», а к щетке В – «минус», то в обмотке якоря появится ток I. В результате взаимодействия этого тока с магнитным полем постоянного магнита (полем возбуждения) появятся электромагнитные силы Fэм, создающие на якоре электромагнитный момент М и вращающие его против часовой стрелки. После поворота якоря на 180° электромагнитные силы не изменят своего направления, так как одновременно с перехо­дом каждого проводника обмотки якоря из зоны одного магнит­ного полюса в зону другого полюса в этих проводниках меняется направление тока.
Задание 3. Назначение, основные технические ха­рактеристики и классификация предохранителей. Устройство и принцип действия предохранителей.

Предохранители - это коммутационные электрические аппараты, предназначенные для защиты электрических цепей от аварийных режимов, защиты электрических сетей, электрооборудования общепромышленных установок, вагонов метрополитена и др. от токов перегрузки и коротких замыканий. Они отключают защищаемую цепь посредством разрушения специально предусмотренных для этого токоведущих частей под воздействием тока, превышающего определенное значение.


Основными частями предохранителя являются плавкая вставка и основание для ее установки.

Плавкая вставка – часть предохранителя, в которой происходит отключение электрического тока, подлежащая замене после срабатывания предохранителя. Она представляет собой корпус, в котором расположен плавкий элемент, расплавляющийся при срабатывании предохранителя, и дугогасительное устройство, представляющее собой наполнитель, для гашения возникающей при перегорании плавкого элемента электрической дуги.

Держатель плавкой вставки – съемная часть предохранителя, предназначенная для удержания его плавкой вставки.

Контакты плавкой вставки – токоведущая часть, обеспечивающая электрическую связь контактов плавкой вставки с подводящими проводниками.

Держатель предохранителя – сочетание основания предохранителя с держателем плавкой вставки.

Боек предохранителя – механическое устройство в конструкции плавкой вставки предохранителя, которое при срабатывании предохранителя освобождает энергию, необходимую для срабатывания других аппаратов (или указателей) или для воздействия на свободные контакты предохранителя.

Параметры и характеристики предохранителей


Номинальный ток Iном предохранителя – ток, определяемый его теплофизическими и геометрическими параметрами.

Номинальный ток держателя (или основания) предохранителя представляет собой наибольший номинальный ток плавкой вставки, которая может быть использована в предохранителе.

Номинальное напряжение предохранителя – максимальное напряжение электрической цепи (действующее значение), при котором обеспечивается надежное отключение предохранителей этой цепи.

Классификация предохранителей низкого напряжения


Предохранители классифицируются по конструктивным, функциональным и параметрическим признакам.

 По конструкции плавких вставок предохранители подразделяются на:

  • разборные – предохранители, допускающие замену плавких элементов после срабатывания на месте эксплуатации;

  • неразборные – предохранители, у которых замене подлежит вся плавкая вставка.

По наличию наполнителя различаются плавкие вставки:

  • без наполнителя;

  • с наполнителем.

 По форме корпуса плавкие вставки подразделяются на:

  • цилиндрические (или трубчатые) – с плавкой вставкой цилиндрической формы;

  • призматические – с плавкой вставкой в виде прямоугольного параллелепипеда.

По виду плавких вставок в зависимости от быстродействия:

  • небыстродействующие (плавкие вставки типа g и а) – характеристики их обеспечивают защиту устройств с относительно большой постоянной времени нагрузки (трансформаторы, электрические машины, кабели);

  • быстродействующие (плавкие вставки типа aR и gR) характеристики их обеспечивают защиту устройств с относительно малой постоянной времени нагрузки (силовые полупроводниковые приборы).

 По напряжению:

  • низковольтные;

  • высоковольтные.


Задание 4. Решение:

Определим ЭДС, наводимую в обмотке якоря


Экзаменационный билет № 22

Задание 1. Рабочий процесс трехфазного асинхронного двигателя.

Как следует из принципа действия асинхронного двигателя, обмотка ротора не имеет электрической связи с обмоткой статора. Между этими обмотками существует только магнитная связь, и энергия из обмотки статора передается в обмотку ротора магнитным полем. В этом отношении асинхронная машина аналогична трансформатору: