Файл: Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Югорский государственный университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 2 - Разложение пульсирующего магнитного потока на два вращающихся
При sпр = sобр = 1 моменты Мпр и Мо6р равны, а поэтому пусковой момент однофазного двигателя равен нулю. Следовательно, однофазный асинхронный двигатель не может самостоятельно прийти во вращение при подключении его к сети, а нуждается в первоначальном толчке, так как лишь при s≠ 1 на ротор двигателя действует вращающий момент М = Мпр- Мобр
Однофазный асинхронный двигатель не создает пускового момента. Чтобы этот момент появился, необходимо во время пуска двигателя создать в нем вращающееся магнитное поле. С этой целью на статоре двигателя помимо рабочей обмотки Априменяют еще одну обмотку - пусковую В. Эти обмотки располагают на статоре обычно так, чтобы их оси были смещены относительно друг друга на 90 эл. град. Кроме того, токи в обмотках статора İА и İВ должны быть сдвинуты по фазе относительно друг друга. Для этого в цепь пусковой обмотки включают фазосмещающий элемент (ФЭ), в качестве которого могут быть применены активное сопротивление, индуктивность или емкость. По достижении частотой вращения значения близкого к номинальному, пусковую обмотку Вотключают с по мощью реле. Таким образом, во время пуска двигатель является двухфазным, а во время работы - однофазным.
Для получения вращающегося магнитного поля посредством двух обмоток на статоре, смещенных относительно друг друга на 90 эл. град, необходимо соблюдать следующие условия:
а) МДС рабочей и пусковой обмоток и должны быть и равны и сдвинуты в пространстве относительно друг друга на 90 эл. град;
б) токи в обмотках статора İА и İВ должны быть сдвинуты по фазе относительно друг друга на 90°.
При строгом соблюдении указанных условий вращающееся поле статора является круговым, что соответствует наибольшему вращающему моменту. При частичном нарушении какого-либо из условий поле статора становится эллиптическим, содержащим обратную составляющую. Обратная составляющая поля создает тормозной момент и ухудшает пусковые свойства двигателя.
Задание 3. Пуск двигателей постоянного тока.
Ток якоря двигателя определяется формулой
Если принять U и Σr неизменными, то ток Iазависит от противо-ЭДС Еа. Наибольшего значения ток Iадостигает при пуске двигателя в ход. В начальный момент пуска якорь двигателя неподвижен (n = 0) и в его обмотке не индуцируется ЭДС (Еа= 0). Поэтому при непосредственном подключении двигателя к сети в обмотке его якоря возникает пусковой ток
I'a=U/Σr.
Обычно сопротивление Σr невелико, поэтому значение пускового тока достигает недопустимо больших значений, в 10…20 раз превышающих номинальный ток двигателя.
Такой большой пусковой ток весьма опасен для двигателя. Во-первых, он может вызвать в машине круговой огонь, а во-вторых, при таком токе в двигателе развивается чрезмерно большой пусковой момент, который оказывает ударное действие на вращающиеся части двигателя и может механически их разрушить. И наконец, этот ток вызывает резкое падение напряжения в сети, что неблагоприятно отражается на работе других потребителей, включенных в эту сеть. Поэтому пуск двигателя непосредственным подключением в сеть (безреостатный пуск) обычно применяют для двигателей мощностью не более 0,7…1,0 кВт. В этих двигателях благодаря повышенному сопротивлению обмотки якоря и небольшим вращающимся массам значение пускового тока лишь в 3…5 раз превышает номинальный, что не представляет опасности для двигателя. Что же касается двигателей большей мощности, то при их пуске для ограничения пускового тока используют пусковые реостаты (ПР), включаемые последовательно в цепь якоря (реостатный пуск).
Перед пуском двигателя необходимо рычаг Р реостата поставить на холостой контакт О. Затем включают рубильник, переводят рычаг на первый промежуточный контакт Iи цепь якоря двигателя оказывается подключенной к сети через наибольшее сопротивление реостата rпр = r1+ r 2 + r3 + r4.
Схема включения пускового реостата
Одновременно через рычаг Р и шину Ш к сети подключается обмотка возбуждения, ток в которой в течение всего периода пуска не зависит от положения рычага Р, так как сопротивление шины по сравнению с сопротивлением обмотки возбуждения пренебрежимо мало.
Пусковой ток якоря при полном сопротивлении пускового реостата
С появлением тока в цепи якоря Iп.мах возникает пусковой момент Мп.мах, под действием которого начинается вращение якоря. По мере нарастания частоты вращения увеличивается противо-ЭДС Еа= сеФп, что ведет к уменьшению пускового тока и пускового момента.
По мере разгона якоря двигателя рычаг пускового реостата переключают в положения 2, 3 и т. д. В положении 5 рычага реостата пуск двигателя заканчивается (rпр = 0). Сопротивление пускового реостата выбирают обычно таким, чтобы наибольший пусковой ток превышал номинальный не более чем в 2…3 раза.
Так как вращающий момент двигателя М прямо пропорционален потоку Ф, то для облегчения пуска двигателя параллельного и смешанного возбуждения сопротивление реостата в цепи возбуждения rрг следует полностью вывести (rрг = 0). Поток возбуждения Ф в этом случае получает наибольшее значение и двигатель развивает необходимый вращающий момент при меньшем токе якоря.
Для пуска двигателей большей мощности применять пусковые реостаты нецелесообразно, так как это вызвало бы значительные потери энергии. Кроме того, пусковые реостаты были бы громоздкими. Поэтому в двигателях большой мощности применяют безреостатный пуск двигателя путем понижения напряжения. Примерами этого являются пуск тяговых двигателей электровоза переключением их с последовательного соединения при пуске на параллельное при нормальной работе или пуск двигателя в схеме «генератор - двигатель».
Задание 4. Решение:
-
Определим число витков в первичной обмотке
w1 = k ·w2; w1 = 47·715= 33605 витков
-
Определим магнитный поток
;
2) Определим сечение магнитопровода
Экзаменационный билет № 3
Задание 1. Назначение, устройство и принцип действия трехфазных трансформаторов.
Трансформирование трехфазной системы напряжений можно осуществить тремя однофазными трансформаторами, соединенными в трансформаторную группу (рис.1, а).
Рисунок 1 - Трансформаторная группа (а) и трехфазный трансформатор (б)
Однако относительная громоздкость, большой вес и повышенная стоимость - недостаток трансформаторной группы, поэтому она применяется только в установках большой мощности с целью уменьшения веса и габаритов единицы оборудования, что важно при монтаже и транспортировке трансформаторов.
Рисунок 2 - Трехстержневой магнитопровод и векторные диаграммы
В установках мощностью примерно до 60 000 кВ-А обычно применяют трехфазные трансформаторы (рис.1, б), у которых обмотки расположены на трех стержнях, объединенных в общий магнитопровод двумя ярмами (см. рис. 2). Но полученный таким образом магнитопровод является несимметричным: магнитное сопротивление потоку средней фазы ФВ меньше магнитного сопротивления потокам крайних фаз ФА и Фс (рис. 2, а).
Так как к первичным обмоткам трехфазного трансформатора подводится симметричная система напряжений UА, UB и UС, то в магнитопроводе трансформатора возникают магнитные потоки ФА, Фв и Фс, образующие также симметричную систему (рис. 2, б). Однако вследствие магнитной несимметрии магнитопровода намагничивающие токи отдельных фазовых обмоток не равны: намагничивающие токи обмоток крайних фаз (I0А и I0С) больше намагничивающего тока обмотки средней фазы I0В. Кроме того, токи I0А и I0C оказываются сдвинутыми по фазе относительно соответствующих потоков ФA и ФC на угол а. Таким образом, при симметричной системе трехфазного напряжения, подведенного к трансформатору, токи х.х. образуют несимметричную систему (рис. 2, в).
Для уменьшения магнитной несимметрии трехстержневого магнитопровода, т. е. уменьшения магнитного сопротивления потокам крайних фаз, сечение ярм делают на 10…15% больше сечения стержней, что уменьшает их магнитное сопротивление. Несимметрия токов х.х. трехстержневого трансформатора практически не отражается на работе трансформатора, так как даже при небольшой нагрузке различие в значениях токов Iа, IВ и Iс становится незаметным.
Таким образом, при симметричном питающем напряжении и равномерной трехфазной нагрузке все фазы трехфазного трансформатора
, выполненного на трехстержневом магнитопроводе, практически находятся в одинаковых условиях. Поэтому рассмотренные выше уравнения напряжений, МДС и токов, а также схема замещения и векторные диаграммы могут быть использованы для исследования работы каждой фазы трехфазного трансформатора.
Обмотки трехфазных трансформаторов принято соединять по следующим схемам: звезда; звезда с нулевым выводом; треугольник; зигзаг с нулевым выводом.
Схемы соединения обмоток трансформатора обозначают дробью, в числителе которой указана схема соединения обмоток ВН, а в знаменателе - обмоток НН. Например, Y/∆ означает, что обмотки ВН соединены в звезду, а обмотки НН - в треугольник.
Соединение в зигзаг применяют только в трансформаторах специального назначения, например в трансформаторах для выпрямителей
Выводы обмоток трансформаторов принято обозначать следующим образом: обмотки ВН - начало обмоток А, В, С, соответствующие концы X, Y, Z; обмотки НН - начала обмоток а, в, с, соответствующие концы х, у, z.
При соединении обмоток звездой линейное напряжение больше фазного (Uл = Uф), а при соединении обмоток треугольником линейное напряжение равно фазному (Uф = Uл ).
Отношение линейных напряжений трехфазного трансформатора определяется следующим образом:
Схема соединения обмоток | Y/Y | ∆/Y | ∆/∆ | Y/Δ |
Отношение линейных напряжений | w1/w2 | w1/( w2 ) | w1/w2 | w1/w2 |
Таким образом, отношение линейных напряжений в трехфазном трансформаторе определяется не только отношением чисел витков фазных обмоток, но и схемой их соединений.
Задание 2. Схема и характеристики генератора постоянного тока смешанного возбуждения.
Более широкое применение находят генераторы постоянного тока, у которых магнитный поток возбуждения создается двумя обмотками: шунтовой и сериесной. Это генераторы смешанного возбуждения, или компаундные генераторы (рисунок 1), которые могут иметь согласно или встречно включенные обмотки возбуждения.