Файл: Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Югорский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2 - Разложение пульсирующего магнитного потока на два вращающихся



При sпр = sобр = 1 моменты Мпр и Мо6р равны, а поэтому пуско­вой момент однофазного двигателя равен нулю. Следовательно, однофазный асинхронный двигатель не может самостоятельно прийти во вращение при подключении его к сети, а нуждается в первоначальном толчке, так как лишь при s≠ 1 на ротор двигателя действует вращающий момент М = Мпр- Мобр

Однофазный асинхронный двигатель не создает пускового мо­мента. Чтобы этот момент появился, необходимо во время пуска двигателя создать в нем вращающееся магнитное поле. С этой целью на статоре двигателя помимо рабочей обмотки Априменяют еще одну обмотку - пусковую В. Эти обмотки располагают на статоре обычно так, чтобы их оси были смещены относительно друг друга на 90 эл. град. Кроме того, токи в обмот­ках статора İА и İВ должны быть сдвинуты по фазе относительно друг друга. Для этого в цепь пусковой обмотки включают фазосмещающий элемент (ФЭ), в качестве которого могут быть применены активное сопротивление, индуктивность или емкость. По достижении частотой вращения значения близкого к номинальному, пусковую обмотку Вотключают с по мощью реле. Таким образом, во время пуска двигатель является двухфазным, а во время работы - однофазным.

Для получения вращающегося магнитного поля посредством двух обмоток на статоре, смещенных относительно друг друга на 90 эл. град, необходимо соблюдать следующие условия:

а) МДС рабочей и пусковой обмоток и должны быть и равны и сдвинуты в пространстве относительно друг друга на 90 эл. град;

б) токи в обмотках статора İА и İВ должны быть сдвинуты по фазе относительно друг друга на 90°.

При строгом соблюдении указанных условий вращающееся поле статора является круговым, что соответствует наибольшему вращающему моменту. При частичном нарушении какого-либо из условий поле статора становится эллиптическим, содержащим об­ратную составляющую. Обратная составляющая поля создает тормоз­ной момент и ухудшает пусковые свой­ства двигателя.

Задание 3. Пуск двигателей постоянного тока.

Ток якоря двигателя определяется формулой



Если при­нять U и Σr неизменными, то ток Iазависит от противо-ЭДС Еа. Наибольшего значения ток Iадостигает при пуске двигателя в ход. В начальный момент пуска якорь двигателя неподвижен (n = 0) и в его обмотке не индуцируется ЭДС а= 0). Поэтому при непосредственном подключении двигателя к сети в обмотке его якоря возникает пусковой ток

I'a=U/Σr.

Обычно сопротивление Σr невелико, поэтому значение пус­кового тока достигает недопустимо больших значений, в 10…20 раз превышающих номинальный ток двигателя.

Такой большой пусковой ток весьма опасен для двигателя. Во-первых, он может вызвать в машине круговой огонь, а во-вторых, при таком токе в двигателе развивается чрезмерно большой пус­ковой момент, который оказывает ударное действие на вращаю­щиеся части двигателя и может механически их разрушить. И на­конец, этот ток вызывает резкое падение напряжения в сети, что неблагоприятно отражается на работе других потребителей, вклю­ченных в эту сеть. Поэтому пуск двигателя непосредственным подключением в сеть (безреостатный пуск) обычно применяют для двигателей мощностью не более 0,7…1,0 кВт. В этих двигате­лях благодаря повышенному сопротивлению обмотки якоря и не­большим вращающимся массам значение пускового тока лишь в 3…5 раз превышает номинальный, что не представляет опасности для двигателя. Что же касается двигателей большей мощности, то при их пуске для ограничения пускового тока используют пуско­вые реостаты (ПР), включаемые последовательно в цепь якоря (реостатный пуск).

Перед пуском двигателя необходимо рычаг Р реостата поста­вить на холостой контакт О. Затем включают рубиль­ник, переводят рычаг на первый промежуточный контакт Iи цепь якоря двигателя оказывается подключенной к сети через наиболь­шее сопротивление реостата rпр = r1+ r 2 + r3 + r4.



Схема включения пускового реостата
Одновременно через рычаг Р и шину Ш к сети подключается обмотка возбуждения, ток в которой в течение всего периода пус­ка не зависит от положения рычага Р, так как сопротивление ши­ны по сравнению с сопротивлением обмотки возбуждения пренеб­режимо мало.


Пусковой ток якоря при полном сопротивлении пускового реостата



С появлением тока в цепи якоря Iп.мах возникает пусковой мо­мент Мп.мах, под действием которого начинается вращение якоря. По мере нарастания частоты вращения увеличивается противо-ЭДС Еа= сеФп, что ведет к уменьшению пускового тока и пуско­вого момента.

По мере разгона якоря двигателя рычаг пускового реостата переключают в положения 2, 3 и т. д. В положении 5 рычага рео­стата пуск двигателя заканчивается (rпр = 0). Сопротивление пус­кового реостата выбирают обычно таким, чтобы наибольший пус­ковой ток превышал номинальный не более чем в 2…3 раза.

Так как вращающий момент двигателя М прямо пропорциона­лен потоку Ф, то для облегчения пуска двигателя па­раллельного и смешанного возбуждения сопротивление реостата в цепи возбуждения rрг следует полностью вывести (rрг = 0). Поток возбуждения Ф в этом случае получает наибольшее значение и двигатель развивает необходимый вращающий момент при мень­шем токе якоря.

Для пуска двигателей большей мощности применять пусковые реостаты нецелесообразно, так как это вызвало бы значительные потери энергии. Кроме того, пусковые реостаты были бы громозд­кими. Поэтому в двигателях большой мощности применяют без­реостатный пуск двигателя путем понижения напряжения. Приме­рами этого являются пуск тяговых двигателей электровоза переключением их с последовательного соединения при пуске на параллельное при нормальной работе или пуск двига­теля в схеме «генератор - двигатель».
Задание 4. Решение:

  1. Определим число витков в первичной обмотке

w1 = k ·w2; w1 = 47·715= 33605 витков


  1. Определим магнитный поток

;
2) Определим сечение магнитопровода


Экзаменационный билет № 3

Задание 1. Назначение, устройство и принцип действия трехфазных трансформаторов.

Трансформирование трехфазной системы напряжений можно осуществить тремя однофазными трансформаторами, соединен­ными в трансформаторную группу (рис.1, а).




Рисунок 1 - Трансформаторная группа (а) и трехфазный трансформатор (б)
Однако относительная громоздкость, большой вес и повышенная стои­мость - недостаток трансформаторной группы, поэтому она при­меняется только в установках большой мощности с целью умень­шения веса и габаритов единицы оборудования, что важно при монтаже и транспортировке трансформаторов.



Рисунок 2 - Трехстержневой магнитопровод и векторные диаграммы

В установках мощностью примерно до 60 000 кВ-А обычно применяют трехфазные трансформаторы (рис.1, б), у которых обмотки расположены на трех стержнях, объединенных в общий магнитопровод двумя ярмами (см. рис. 2). Но получен­ный таким образом магнитопровод является несимметричным: магнитное сопротивление потоку средней фазы ФВ меньше магнитного сопротивления потокам крайних фаз ФА и Фс (рис. 2, а).

Так как к первичным обмоткам трехфазного трансформатора подводится симметричная система напряжений UА, UB и UС, то в магнитопроводе трансформатора возникают магнитные потоки ФА, Фв и Фс, образующие также симметричную систему (рис. 2, б). Однако вследствие магнитной несимметрии магнитопровода намагничивающие токи отдельных фазовых обмоток не рав­ны: намагничивающие токи обмоток крайних фаз (I и I) больше намагничивающего тока обмотки средней фазы I. Кроме того, токи I и I0C оказываются сдвинутыми по фазе относи­тельно соответствующих потоков ФA и ФC на угол а. Таким образом, при симметричной системе трехфазного напряжения, подведенного к трансформатору, токи х.х. образуют несиммет­ричную систему (рис. 2, в).

Для уменьшения магнитной несимметрии трехстержневого магнитопровода, т. е. уменьшения магнитного сопротивления потокам крайних фаз, сечение ярм делают на 10…15% больше сечения стержней, что уменьшает их магнитное сопротивление. Несимметрия токов х.х. трехстержневого трансформатора практически не отражается на работе трансформатора, так как даже при небольшой нагрузке разли­чие в значениях токов Iа, IВ и Iс становится незаметным.

Таким образом, при симметричном питающем напряжении и равномерной трехфазной нагрузке все фазы трехфазного трансформатора
, выполненного на трехстержневом магнитопроводе, практически находятся в одинаковых условиях. Поэтому рассмотренные выше уравнения напряжений, МДС и токов, а также схема замещения и векторные диаграммы могут быть использованы для исследования работы каждой фазы трехфазного трансформатора.

Обмотки трехфазных трансформаторов принято соединять по следующим схемам: звезда; звезда с нулевым выводом; треугольник; зигзаг с нулевым выводом.

Схемы соединения обмоток трансформатора обозначают дробью, в числителе которой указана схема соединения обмоток ВН, а в знаменателе - обмоток НН. Например, Y/∆ означает, что обмотки ВН соединены в звезду, а обмотки НН - в треугольник.

Соединение в зигзаг применяют только в трансформаторах специального назначения, например в трансформаторах для выпрямителей

Выводы обмоток трансформаторов принято обозначать сле­дующим образом: обмотки ВН - начало обмоток А, В, С, соответствующие концы X, Y, Z; обмотки НН - начала обмоток а, в, с, соответствующие концы х, у, z.

При соединении обмоток звездой линейное напряжение больше фазного (Uл = Uф), а при соединении обмоток треугольником линейное напряжение равно фазному (Uф = Uл ).

Отношение линейных напряжений трехфазного трансформа­тора определяется следующим образом:

Схема соединения обмоток

Y/Y

/Y

/∆

Y/Δ

Отношение линейных напряжений

w1/w2

w1/( w2 )

w1/w2

w1/w2

Таким образом, отношение линейных напряжений в трехфазном трансформаторе определяется не только отношением чисел витков фазных обмоток, но и схемой их соединений.
Задание 2. Схема и характеристики генератора постоянного тока смешанного возбуждения.

Более широкое применение находят генераторы постоянного тока, у которых магнитный поток возбуждения создается двумя обмотками: шунтовой и сериесной. Это генераторы смешанного возбуждения, или компаундные генераторы (рисунок 1), которые могут иметь согласно или встречно включенные обмотки возбуждения.