Файл: Общая характеристика античной политикоправовой мысли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В основе гражданского общежития лежит по мысли стоиков естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное, договорное образование.

Лучшей формой правления стоики считали аристократию и царскую власть, а также смешанную форму. Это было обусловлено тем, что мудрецы и правители добродетельны и свободны, поскольку они живут в соответствии с естественным законом.

В древности в Греции и Риме политическая мысль развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Существование полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, а это предполагает выбор оптимальных форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности до наших дней.

Греческий философ Платон (427–347 гг. до н. э.) в своих произведениях («Государство», «Политик», «Законы») считал, что государство возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждается в помощи.

Он сформулировал представление об идеальном государстве и его особенностях: а) власть принадлежит способным людям; б) присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; в) политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого выражается в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; г) принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Он дал характеристики реальных типов государственного устройства его времени, которые были искажением идеального образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (недостатком он считал обострение противоречий между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления).


Не менее актуальные для современности идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества. В «Кратком пособии для претендентов на выборные должности» Цицерона собрано немало советов, которые актуальны для использования в современной политической практике.

Вопрос 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ КАК ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯ.
Правовой (юридический) позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном обществе, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИДЕИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА

  • Признание носителя суверенной власти монопольным субъектом, полномочным устанавливать право. Право всегда позитивно.

  • Право представляет собой установленную и вмененную носителем суверенной власти действительность

  • Формальный подход к легитимности права: все легальное легитимно. Основание действительности права – властная позиция и вменение сувереном.

  • Действительность права не зависит от его оценок с позиции морали, религии и от его социальной действенности. Правом может стать любое правило поведения, если оно удовлетворяет формальным требованиям.

  • Признание дифференцирующим признаком права его обеспеченность мерами государственного принуждения.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЗИТИВИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ПРАВОПОНИМАНИЯ

  • Номинализм и эмпиризм

  • Утилитаризм

  • Философский позитивизм

  • Метафизика

  • Классическая научная рациональность

Аналитическая юриспруденция - течение позитивизма в англо-американской теории.

БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

  1. законы – это команды, отданные людьми;

  2. нет необходимой связи между правом и моралью, или правом каким оно должно быть и правом как оно есть на самом деле;

  3. анализ смысла правовых понятий важен сам по себе и может быть отделен от исторических, социологических и критических исследований правовых институтов;

  4. правовая система – это «закрытая логическая система», в которой правильные решения могут быть выведены средствами одной логики;

  5. моральные суждения не могут, в отличие от высказываний о фактах, быть установлены на основе рациональных рассуждений, свидетельств и доказательств.


ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА

  • Многовековая традиция догматической юриспруденции;

  • Завершение формирования национальной государственности и «бессословного» гражданского общества буржуазной эпохи;

  • Монополизация государственным регулированием важнейших сфер жизнедеятельности общества (XVII – XIX вв.);

  • Господство политического абсолютизма XVI – XVIII вв.;

  • Секуляризация общественного сознания в эпоху Нового времени;

  • Крушение философии естественного права в XIX столетии, веры интеллектуальной элиты в метафизику;

  • Стабилизация политической власти буржуазии в XIX столетии;

  • Позитивизация права как объекта исследований исторической школой юристов;

  • Господство культа позитивного (антиметафизического) научного знания.

Основоположники аналитической юриспруденции в Англии И. Бентам (1748 – 1832) и Дж. Остин (1790 – 1859) Основной труд – «Определение предмета юриспруденции» (1832) придерживались воззрений, выраженных в положениях (1), (2) и (3), однако не принимали (4) и (5); Г. Кельзен (1881- 1973 гг.) признавал положения (2), (3) и (5), однако отрицал (1) и (4).


Жан Луи Бержель: «Позитивизм правовой (юридический) состоит в том, чтобы признавать в качестве ценностей только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет».

Для основателей современной диалектики Г. Гегеля и К. Маркса «позитивизм» означал некритичное выведение нормативно должного из позитивно данного.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВОВЕДЕНИИ: УЧЕНИЕ Г.Ф. ШЕРШЕНЕВИЧА (1863-1912 гг.)

  • Строгая ориентация на «точное», «критически проверенное» знание;

  • Цель юридической деятельности – создание логически единой системы общих правовых понятий;

  • Задача определения основных правовых понятий решаема только формально. Существо воздействия норм права на поведение – не в том, какое именно поведение требуется, а в том, как оно требуется;

  • Право – нормы поведения, сопровождающиеся угрозой в случае их нарушения страданием, причиняемым органами государства;

  • Нормы права – единственный объект правоведения;

  • Государственная власть – «начальный факт, из которого исходят, цепляясь друг за друга, нормы права»;

  • Субъективное право – есть рефлекс права объективного.

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА В XX СТОЛЕТИИ

Неопозитивизм: аналитическая юриспруденция Г.Л.А. Харта (1907-1992 гг.)

  • Критика «командной теории права» Дж. Остина

  • Существование правовой системы – есть социальное явление

  • У нормы есть не только внешний, но и «внутренний аспект» - рациональные мотивы подчинения норме

  • Физическое социальное принуждение – отличительный признак права

  • Право как система первичных и вторичных правил. Правила признания, правила изменения и правила суда

  • Различение права и морали по формальным критериям: важность, иммунитет к сознательному изменению, сознательный характер моральных проступков и форма морального давления

КРИТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА С ПОЗИЦИЙ ЮСНАТУРАЛИЗМА И ЛИБЕРТАРНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА

  • Произвольность содержания права выхолащивает его сущность, отрицает его объективные основания – справедливость, свободу, равенство – фундамент правового статуса личности

  • Государство «октроирует» право; любой государственный произвол признается правом, отсутствуют гарантии против авторитарных и тоталитарных режимов

  • Своим принципом «закон – есть закон» юспозитивизм сделал немецких юристов бессильными перед лицом национал-социализма (Г. Радбрух)

  • Право становится исключительно средством осуществления политики, подчиняется изменчивой воле государственной власти

  • Принудительность не может являться сущностным свойством права. Если это так, то что отличает право от приказов разбойников?

  • Юриспруденция превращается в ремесло, изучение изменчивых и произвольных законов, отрицается собственная ценность права


КРИТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА С ПОЗИЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛ:

  • Отрицание связи права с менталитетом народа и историей его культуры

  • Сведение источников права к закону, отрицание «социальных источников права» - обычая, «права юристов»

  • Игнорирование социальной легитимности права

  • Отрицание правового плюрализма, сведение права к государственно оформленному, позитивному

  • Безосновательная вера в формальные источники права, сведение всех форм права к официально признаваемым

КРИТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА С ПОЗИЦИЙ МАРКСИЗМА:

  • Мнимая произвольность волеизъявления государственной власти, отрицание экономического базиса как объективной основы установления законов

  • Юспозитивизм служит классовым интересам буржуазии

  • Сведение права к закону, отрицание объективно обусловленной природы права

  • Формализм юридического позитивизма – иррациональная вера в источники права

  • Идеологический характер юридического мировоззрения

КРИТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА С ПОЗИЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРАВА

  • Игнорирование антропогенной природы права

  • Движущая сила права – психика, а не государственная власть

  • Логический круг в определении права через государство

ДОСТОИНСТВА И ЗНАЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА

  • Неразрывная связь права с государством соответствует установкам правосознания широких слоев населения во многих современных государствах

  • Акцентирует значимость системы общеобязательных норм, юридической догмы как фундамента правовой системы общества

  • Четко отделяет право от иных социальных нормативных регуляторов по формальным критериям, что позволяет:

  • проектировать социальные отношения, институты будущего с использованием права;

  • обеспечить единый правовой порядок в рамках государственно оформленного общества;

обеспечить юристам и юриспруденции свой собственный предмет исследования и самостоятельный статус юриспруденции как науки.

Билет 3. Сократ: общефилософские взгляды, основные политико-правовые идеи.
Сократ (469-399 до н.э.) - греческий философ из Афин, которого считают основателем западной философии и одним из первых философов-моралистов этической традиции мышления. О Сократе мы знаем из диалогов Платона. Был первым философом который выступил против софистов.