Файл: Семинарского занятия 1 На пути к индустриальному обществу xix в в мировой и российской истории Вопрос 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История России



Группа
Студент

МОСКВА 2022

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №1 «На пути к индустриальному обществу: XIX в. в мировой и российской истории»

Вопрос 3. Особенности промышленного переворота в России. Экономические и социальные последствия промышленного переворота.

Ответ: Традиционно промышленный переворот в России делят на два этапа – до отмены крепостного права и после. Главной особенностью является неравномерность того, как проходил переворот – после реформы темпы ускорились в несколько раз. Другие особенности:

  • Более позднее начало переворота, чем в европейских странах.

  • Переворот начался при крепостном праве, что существенно замедляло его, как из-за неравномерного распределения предприятий, так и из-за того, что многие мелкие промышленники были крепостными и отдавали значительную часть дохода помещикам. Из-за этого также медленно формировались новые классы общества.

  • Государство принимало активно участие в промышленном перевороте, создавая свои предприятия и спонсируя частников.

Последствиями переворота являются: бурное развитие железнодорожного транспорта (как экономическое, так и социальное), обострение классовых противоречий, начало формирования новых классов общества, усиление вливания иностранных капиталов.

Задача 2. Александр II вошел в истории России как «царь-освободитель». Действительно, отменив в 1861 г. крепостное право, царь даровал свободу многомиллионному крестьянству. При этом само многомиллионное крестьянство осталось настолько недовольным своим освобождением, что после опубликования Манифеста об отмене крепостного права по всей центральной России вспыхивали крестьянские волнения. Об их масштабе говорит тот факт, что для «успокоения» населения властям пришлось использовать войска.


Как можно объяснить подобное недовольство крестьян?

Ответ: Недовольство крестьян реформой 1861-го года обуславливается следующими её недостатками:

  • Крестьяне получали небольшие наделы по сравнению с тем, какие территории обрабатывали раньше, что привело к голоду.

  • Помещики решали, какие наделы выдать крестьянам и оставляли лучшие участки себе.

  • Состояние временнообязанных, которое обозначало, что крестьяне, несмотря на личную свободу, продолжают нести прежние повинности в пользу помещика в обмен на полученную землю. Несмотря на то, что были установлены временные рамки барщины, это было одним из главных поводов для недовольства, ведь крестьяне ожидали полной свободы. Кроме того, помещик имел власть над общинами временнообязанных и мог смещать выбираемых ими должностных лиц. Альтернативой был выкуп, которой многие крестьяне не могли себе позволить несмотря , или могли лишь с государственной поддержкой, создавая крупные долги, которые долго не могли погасить.

Задание 2. Внимательно прочитайте следующий отрывок: «Реформаторский процесс конца 50-х – первой половины 60-х гг. XIX в. привел к трансформации и самой власти. Реформы как серия экстраординарных мер самодержавия в ответ на чрезвычайные обстоятельства, вызванные Крымской войной, постепенно становились результатом стремления верховной власти приспособиться к изменяющейся российской действительности, осознать новые задачи, вставшие перед страной. … Следствием реформ стала децентрализация самодержавной власти, которая, создавая новые институты, теряла часть своей властной монополии. Бесспорно, эта тенденция противоречила самой сущности самодержавия. … Всё это требовало продолжения преобразований политической системы. Печать двойственности, лежавшая на Великих реформах, проявлялась в том, что они способствовали утверждению начал гражданского общества (бессословность, выборность, равенство перед законом) и гражданскому раскрепощению общества при сохранении самодержавия как политического режима» (Н.А. Проскурякова «Россия в XIX веке». М., 2010).


Ответьте на следующие вопросы по тексту:

  1. О каких реформах идёт речь?

В тексте идёт речь о «Великих реформах» - отмена крепостного права, финансовая реформа, реформа высшего образования, земская реформа, судебная реформа, цензурная реформа, реформа городского самоуправления, реформа среднего образования и военная реформа.

  1. Почему эти реформы привели к трансформации власти?

«Великие реформы» коснулись всех сфер деятельности государства и всех слоев населения, отсюда и вытекает трансформация государства.

  1. Как связаны реформы и Крымская война?

Причины поражения в Крымской войне стали поводом для ряда реформ. Этими причинами были: отсутствие налаженной системы коммуникаций, разногласия между солдатами и офицерами (как сословные, так и связанные образованием) и в целом военно-техническое отставание от западных стран.

  1. Что такое «децентрализация верховной власти»?

Децентрализация верховной власти – это процесс перераспределения, рассеивания функций, сил власти от центрального местоположения или управляющего органа, в данном случае – императора.

  1. Почему это противоречит самодержавию?

Децентрализация противоречит самодержавию, так как власть монарха после её проведения ограничивается, в то время как самодержавие означает власть, сконцентрированную в руках одного человека, в лице монарха.

  1. В чём автор видит главное противоречие реформ?

По мнению автора, главным противоречием «Великих реформ» является то, что они по своей сути противоположны самодержавию как политическому строю и ограничивают власть императора, но при этом самодержавие остаётся.

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №2 «Послевоенный мир в условиях холодной войны (1946 – 1964 гг.)»

Вопрос 4. Крах колониальной системы и усиление конфронтации двух мировых систем.

Ответ: Мировая колониальная система - это одна из систем политического устройства, при которой наиболее развитые страны господствуют над странами, находящимися на низшем уровне развития. Наиболее крупными и влиятельными владельцами колоний были Великобритания и Франция, ранее к ним также принадлежала Испания.


После Второй Мировой войны несостоятельность колониальной системы была официально признан властями Британской империи, а затем и другими колониальными государствами. Вскоре свою независимость получили Индия и Пакистан, далее освобождались от своей зависимости Бирма и Шри-Ланка.

Конфронтация двух мировых систем, капитализма и социализма, была представлена в первую очередь конфликтом СССР и США. В данный период о нём свидетельствовали такие события, как Карибский кризис, Корейская война и участие СССР в ряде освободительных войн на стороне бывших колоний.

Задача 1. В поисках путей подъема сельского хозяйства в ССР ЦК КПСС и правительство использовали, причем неоднократно, и такую меру, как повышение закупочных и заготовительных цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, в 1953-1955 гг. цены на заготовляемые скот и птицу были повышены в 5,5 раза, на молоко и масло – 2 раза, на картофель – в 2,5 раза, на овощи в среднем на 25 – 40 процентов. Одновременно с колхозов была снята задолженность по обязательным поставкам государству продуктов животноводства и растениеводства и ликвидированы недоимки по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Однако коренных изменений к лучшему в решении продовольственной проблемы не произошло. Почему?

Ответ: Коренных изменений к лучшему в решении продовольственной проблемы не произошло потому, что несмотря на лояльную изначально политику к подсобным хозяйствам, впоследствии они пришли в упадок из-за массовой скупки скота, что довольно скоро привело к повышению цен на такие продукты, как мясо и масло. Кроме того, другой важной проблемой являлись неудачные попытки Никиты Сергеевича Хрущёва культивировать кукурузу в ущерб более стандартных зерновых, что привело к серьёзному снижению объёмов роста зерновых.