Файл: Русь между Востоком и Западом в середине xiixv вв..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Русь между Востоком и Западом в середине XII-XV вв.»

План:

  1. Проблема феодального порядка в Западной Европе и русских землях.

  2. Политическая раздробленность в Европе и русских землях: общее и особенное.

  3. Кризис общинных институтов на Руси.

  4. Становление «вотчинного государства».

  5. Роль города в истории Европы и Руси.

  6. Вариации социально-политического развития русских земель: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Великий Новгород.

  7. Монгольское нашествие на русские земли.

  8. Золотая Орда и эволюция политической системы и экономической модели русских земель. «Запад и Восток» в политике Александра Невского.

  9. Князья Московского дома и их политика.

  10. Специфика политических процессов в Европе и на Руси.

  11. Причины возвышения Москвы.

  12. Складывание сословно-представительных учреждений в Западной Европе.

  13. Падение Византии.

  14. Освобождение Московской Руси от ордынской зависимости.

  15. Альтернативы развития русской государственности.

Проблема феодального порядка в Западной Европе и русских землях.

В наиболее узком, традиционном смысле феодализм можно определить как особый строй поземельных и служебных отношений в средние века — длительную эпоху в истории человечества между античностью и новым временем. В западноевропейской и русской историографии феодализм начал изучаться в XVIII в. Французские просветители Вольтер и Монтескье писали о «феодальных законах», «феодальном праве», «феодальном правлении». Законы эти регулировали систему платы землей за исполнение военной службы. Под феодальным правлением Монтескье понимал правовой аспект взаимоотношений между монархией и военно-земледельческим сословием. Автор «Духа законов» считал феодализм явлением, общим для всей Европы — от Московии до Испании. Всюду были сеньоры — владельцы крупных латифундий, то есть феодальная знать.

Феодальная система основывалась на преобладании аграрного сектора экономики и формировалась на следующих принципах:

1) господство крупной земельной собственности феодалов;

2) непосредственный производитель - крестьянин ведет самостоятельное индивидуальное хозяйство на земле, полученной от феодала во временное или наследственное пользование;


3) внеэкономическое принуждение, которое является формой зависимости крестьянина от феодала;

4) рентные отношения - крестьянин платил феодалу ренту за пользование землей в натуральной (барщина, оброк) или в денежной форме;

5) сословное неполноправие крестьян (судебная, поземельная, личная зависимость);

6) господство натурального хозяйства и мелкого производства;

7) примитивный уровень техники, применяемой в производстве;

8) сословный характер общества;

9) иерархическая структура феодального сословия.

Феодальная система в Западной Европе прошла в своем развитии три этапа:

1) V-IX вв. - эпоха генезиса и развития феодализма, время образования крупной земельной собственности, превращения свободных земледельцев в зависимых крестьян, установления вассально-ленных отношений;

2) X-XV вв. - расцвет феодализма в странах Западной Европы, отмеченный экономическим подъемом, основанным на освоении новых земель, развитии животноводства, возрождении городов - центров ремесленного производства и торговли, кредитного дела, банков, внедрением ветряных мельниц, доменных печей, артиллерии, книгопечатания, формированием централизованных государств;

3) XVI-XVII вв. - время разложения феодальной системы и начало зарождения индустриального общества, развития товарно-денежных отношений, освобождения крестьян из личной зависимости, развития мануфактурного производства, обострения социальных противоречий, перераставших в буржуазные революции.

Изменения происходили и в политической жизни. В раннефеодальный период государство представляло собой крупное, но непрочное объединение (например, империя Карла Великого). В Х-XII вв. преобладали мелкие политические образования - княжества, герцогства, графства, располагавшие значительной политической властью над своими подданными. Иногда они были полностью самостоятельными, иногда номинально объединялись под властью слабого короля. В XIII-XV вв. во многих странах шел процесс централизации государства, завершившийся оформлением сословной монархии. В этих государствах относительно сильная королевская власть сочеталась с существовавшими сословно-представитель-ными собраниями. Лишь в Византии в период Средневековья сохранялось сильное централизованное государство. Наконец, в XVI-XVII вв. феодальное государство приняло свою последнюю, централизованную форму абсолютной монархии.


Как и все феодальные общества, общество Древней Руси было строго стратифицировано, то есть оно состояло из сословий, страт, права и обязанности которых четко были определены законом как неравные по отношению друг к другу и государству. Однако для Древнерусского государства характерна слабая социальная дифференциация и поэтому основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, что не отменяло существование промежуточных и переходных категорий.

Главную массу населения составляли смерды: это было общее название для свободных жителей городов и сел, хотя существует мнение, что смерды -- это сельское население, земледельческое, противоположное горожанам. Другое общее название для них было люди, в единственном числе людин.

Историк Д.И. Иловайский свидетельствует, что городское население в Древней Руси составляло главную основу государственного быта и решительно преобладало над сельским. Летописи упоминают в дотатарскую эпоху до трехсот городов. Но без сомнения это число далеко не соответствует их действительному количеству, если под городом понимать всякое укрепленное или огороженное поселение. Города эти были собственно городки или небольшие селитьбы, окопанные валом и рвом. В мирное время население их занималось земледелием, скотоводством, рыбным и звериным промыслом в окрестных полях, лесах и водах.

Поэтому жители множества городков могли постепенно расселяться по окрестным местам в неукрепленных хуторах и поселках, чтобы было удобнее заниматься сельским хозяйством; сами городки нередко приобретали более мирный характер, постепенно превращаясь в открытые селения. Отсюда все больше увеличивалось сельское население, преданное земледелию и другим хозяйственным занятиям.

Со временем города сделались значительнее и стали вмещать в себя население, более разнообразное по своему делению на классы и сословия.

Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода.

I период (IX - середина X в.): формирование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава).

II период (вторая половина X - первая половина XI в.): эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

III период (вторая половина XI - начало XII в.): время территориально-политической раздробленности.


Важнейшая черта создававшегося государства - завоевание славянских племен и подчинение их киевскому политическому центру. При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912-945) и Ольги (945-957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян, отказавшихся при Игоре платить двойную дань. Жена Игоря, Ольга, упорядочила сбор дани, установив "уроки" -размер дани и "погосты" -места сбора дани. Игорь и Ольга, вероятно, укрепили дворы княжеских управителей, превратившиеся затем в опорные центры княжеской власти.

Становление государства продолжалось при Святославе (964- 972). Исследователи расходятся в оценках его личности: одни считают его талантливым полководцем и видным государственным деятелем, другие - разбойником варяжских кровей, видевшим цель жизни в военных походах. Но, так или иначе, Святослав стремился расширить владения Руси и наладить торговые связи с другими странами. Он нанес поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, совершил успешные походы на Северный Кавказ, Азовское побережье, овладев Тмутараканью на Тамани, отразил натиск печенегов, заключил с Византией договор о ненападении. В 972 г. он попал в засаду к печенегам и был убит. По сохранившейся доныне легенде, печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, чтобы пить из нее на пирах в надежде, что к нему перейдет слава князя. Осталась в истории и знаменитая фраза Святослава, которой он предупреждал противников: "Иду на вы".

При Владимире (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси, а сам князь, окончательно подчинив каганат, принял титул "каган", т.е. царь. Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского региона, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат.

Владимир переносит центр тяжести в своей деятельности с организации дальних грабительских походов на упрочение власти Киева над восточнославянскими племенами. Переход к оседлой жизни в столице был серьезным шагом в направлении феодализации государства. Королевские монархи того времени в основном управляли своими странами из столиц. Владимир же, хотя и совершал военные походы, никогда не оставался на завоеванных землях, а возвращался в Киев. Его походы диктовались нуждами государства. Строительство оборонительных сооружений по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне также говорило о том, что он намерен постоянно жить в столице и защищать ее от кочевников. Спокойная обстановка в столице была залогом успешных государственных реформ.


Киевскую Русь большинство историков рассматривают как раннефеодальное государство. Во главе его стоял наследственный князь, державший "стод" в Киеве. Ему подчинялись князья подвластных земель. Княжеские сыновья и старшие дружинники получали в управление крупнейшие центры, ставшие столицами уделов, на которые была разделена Русь. Удельные князья продолжали оставаться вассалами великого киевского князя. Первоначально насчитывалось шесть уделов, затем число их выросло, но все удельные князья были из рода Рюриковичей. Принцип наследования в те времена был таков: престол передавался от брата к брату, от дяди к племяннику (но он часто нарушался отцом, передававшим престол сыну или другим родственникам). В целом такой принцип наследования не способствовал укреплению политической устойчивости государства.

Киевский князь выполнял функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался с дружиной. В его руках дружина была средством принуждения, управления, сбора дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов. Можно говорить о государственно-образующей деятельности дружины в эпоху становления восточнославянской государственности. Вплоть до конца X в. князь зависел от дружины, считался с нею. Однако Владимир уже в начале своего правления перестал пополнять дружину скандинавами. По словам Р.Г. Скрынникова, он "разорвал пуповину, прочно связывавшую Киевское княжество со Скандинавией". На эпохе Владимира дружинная форма государственности заканчивается. Князья племенных княжений, великие бояре, видимо, составляли верхушку дружины, которая постепенно превратилась в военно-административный спой общества, а позднее - в класс феодалов. Что же касается норманнов, то их полная ассимиляция местным славянским населением завершилась к началу XI в.

Экономической основой социального строя Древней Руси было феодальное землевладение. Но земля на Руси не представляла собой ценность, воплощенную в стоимостном выражении, она не была предметом купли-продажи, а выступала как вотчина - общая, коллективная собственность рода. Феодальная вотчина ("отчина") передавалась по наследству от отца к сыну. Владел вотчиной князь или боярин. Главной функцией князя было "держать отчину". Бояре являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске. Они же, как хозяева своей территории, имели в подчинении менее знатных вассалов. Такие же отношения были характерны для Западной Европы, что свидетельствовало о близости тенденций развития Руси и Запада. Бояре формировались из родовой и племенной знати или верхушки княжеской дружины. Жесткое обособление феодальной элиты на Руси отсутствовало, сохранялся патриархальный быт, институт частной собственности был не развит.