Файл: Русь между Востоком и Западом в середине xiixv вв..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
более подчиненную роль китайскому населению, хотя и инкорпорировали китайскую элиту в государственный аппарат, но строго на вторых и третьих ролях.

Но даже подобная практика интеграции покоренных народов в империи Цин, а тем более в культурно более терпимых империях Османской и Российской, было немыслимым в европейских колониальных империях, где представители туземной знати всегда считались людьми «низшего сорта» и поэтому не могли быть допущены в общеимперскую знать. Последнее было зарезервировано исключительно за представителями белого населения метрополии.

В евроазиатских империях все был наоборот, главное считалось лояльность и преданность к имперскому центру и в этом случае за туземной знатью могли ставить все их привилегии и льготы и даже дать возможность служить в самой столице империи. Таких примеров в истории Российской, Османской, Персидской и Могольской империй было немало.

Геополитика также играла ведущую роль в подъеме, могуществе и упадке империй как западноевропейских, так и евроазиатских. Войны между империями велись непрерывно, заставляя одних с боями отступать и терять территории, других овладевать новыми территориями, их осваивать. В XVIII веке, особенно Португальская, но также Испанская и даже буржуазная Нидерландская империи пребывали в состоянии упадка или неуклонного падения своего влияния и могущества. Весь XVIII век вели масштабную (на всех континентах) ожесточенную геополитическую дуэль: Французская и Британская империи. С 1763 г. чаша весов все больше склонялась в пользу более буржуазной Англии, чем сословно-династической Франции.

Для Российской империи XVIII век был самым «славным веком», когда русские войска вышли к берегам Балтики и Черного моря, дважды стояли в центральной Европе (во время Северной и Семилетней войн) и неоднократно разгромили в войнах еще могущественную Османскую империю. Для Османской империи XVIII столетие стало началом длительного упадка, сопровождавшееся рядом проигранных войн России, постоянными мятежами провинций. И все равно, это была тогда еще могущественная империя.

Чего не скажешь о шиитской Персии, которая после смерти шаха Надира (1747), пребывала в состоянии глубокого политического упадка
, в которой феодально-клановые междоусобицы в течении нескольких десятков лет сотрясали страну. А вот империя Великих Моголов в XVIII веке и вовсе развалилась на части, что облегчило завоевание всего многокультурного Индостана англичанами. Зато для Цинской империи Китая XVIII век стал веком имперского могущества и расцвета и покорения целого ряда территорий (Джунгарии, Тибета, Восточного Туркестана).

И, тем не менее начало XIX века все евроазиатские континентальные империи, за исключением в военном и бюрократическом отношении модернизированной империи Романовых, вошли в состоянии структурного кризиса. Этот кризис облегчал колониальную экспансию против них модерных европейских держав Англии и Франции, которые продолжали расширять свои заморские империи за счет африканских и азиатских территорий. Причем все возрастающее колониальное давление со стороны буржуазных империй Запада еще больше усугубила кризис власти континентальных и традиционных империй Востока.


6.Концепт нации и национализм.

Нация (Сталинское определение) – высшая форма социально-политической общности, характеризующаяся общностью экономической жизни, языка, территории, своеобразием культуры и быта.

Ряд исследователей стремились теоретически обосновать проблемы возникновения, сущность наций. Довольно удачно проблематику нации и национализма исследовал украинский ученый Георгий Касьянов. Среди богатого разнообразия теорий нации он выделяет коммуникативный, этатистский, этнологический и инструменталистский подходы.

1.Коммуникативная теория нации. Наиболее полно и четко эта теория была сформулирована Карлом Дойчем в работе "Национализм и социальное взаимодействие". Одно из базовых понятий К. Дойча - взаимное соответствие или "комплиментарность", способность элементов определенной структуры взаимно дополнять, заменять друг друга.

Сообщество, которое претендует на собственную общую историю, утверждает К. Дойч, является сообществом комплиментарных способов и средств коммуникации, общения. Необходимыми компонентами для этого процесса есть историческая память, символы, привычки, образ мышления, которые понятны всем членам сообщества. Комплиментарность коммуникативных навыков является первоосновой внутреннего единства народа-нации. Следовательно, степень развития нации зависит от степени общественной коммуникации индивидов.

2.Этатистская теория нации. Эта теория основана на принципе отождествления нации с государством, территориально-политическому признаку сообщества. Британский исследователь Энтони Гид-денс утверждает, что нация существует только тогда, когда государство охватывает своим влиянием всю территорию, которую считает объектом своего суверенитета. Подобная трактовка дается и в современной отечественной научной литературе: "Нация - это народ, или стремится иметь собственное государство, или имеет ее.

3.Этнологическая теория нации. Полно этнологическая (етницистська) концепция нации сформулирована Энтони Смитом. Он выделяет следующие признаки нации:

• отличные культурные черты, позволяющие отличить "своих" и "чужих";

• наличие исторически унаследованной общей территории;

• относительно большая численность населения;

• внешнеполитические отношения с другими сообществами
;

• наличие общих коллективных чувств;

• непосредственное членство в группе с различными правами гражданства для всех ее членов;

• вертикальная экономическая интеграция с общей системой разделения труда. Тезис этницистив заключается в том, что нациогенеза требует этнического основания. Существования этноса является необходимой предпосылкой

Ученый-этнолог Михаил Тиводар утверждает, что нация - это особое состояние развития этноса, связанный с созданием государственности, национальногосударственных атрибутов, национального сознания и культуры. То есть, нация - это политизированная этничность.

4. Инструменталистская теория нации. Наиболее известными представителями этой концепции является Эрик Гобсбаум и Бенедикт Андерсон. Критикуя объективистские концепции, они формулируют Субъективистский подход. Прежде всего, формулируется идея о том, что "нация - это воображаемое сообщество". Исследователи обратили внимание на факторы формирования нации. По их мнению, нации конструируются, поскольку государственная власть стремится "втиснуть" в массовое сознание общие цели, идеи, ценности, символы сообщества. Поэтому нация - это продукт представления, сконструирована сообщество.

Национализм - это естественное и открытое демонстрации, отстаивание и защита этносами своей самобытности и неповторимости, стремление к государственно-политической независимости (Михаил Тиводар).

Энтони Смит расширяет рамки значений слова "национализм". Он имеет несколько вариантов:

1.национализм - процесс формирования и утверждения наций или национальных государств;

2.национализм - осознанное понимание принадлежности к нации;

3.национализм - языковые и символизованих определение нации;

4.национализм - идеология нации, п стремлений и воли;

5.национализм - общественно-политическое движение, задача которого состоит в достижении определенной цели нации.

Среди исследований национализма выделяют три ведущие школы: Примордиализм утверждает, что прототипы наций и национализм существовали всегда как данность с самого начала человеческой истории и что людям, принадлежащим к одной этнической общности, изначально и навсегда присущ некий набор культурных свойств, обусловливающих их поведение. Целью примордализма является поиск некого «подлинного» этнического фундамента. В настоящее время среди специалистов по национализму сторонников примордализма почти не осталось. Как показывают исследования, по-настоящему древних традиций не существует, а культурные нормы и ценности устойчивы настолько, насколько сохраняются формирующие их социальные институты.


С точки зрения модернизма нации и национализм есть исторические явления, появившиеся на заре индустриальной эры и связанные с усилением государств и развитием капитализма. Согласно этой теории, по мере усиления прямого правления государства над жителями, культура и повседневная жизнь стали всё больше зависеть от страны проживания. Развитие коммуникационных технологий и экономического рынка способствовало возникновению общественных связей между людьми, никогда не общавшимися друг с другом напрямую. В результате в пределах каждой страны жизнь начала становиться всё более однородной, а между странами начали нарастать контрасты. Сторонники этого направления не отрицают, что этническая принадлежность играет роль в происхождении национализма, а культура- на финальной стадии формирования нации, но в целом находят связь национализма с этнической принадлежностью совпадением. Они считают, что национальная принадлежность определяется современным государством, осуществляющим единый контроль над ясно очерченной территорией, а существующие этнические отношения пересматриваются, чтобы они совпадали с границами государства или наоборот, чтобы в борьбе за власть они послужили основанием для формирования новых государств.

Этносимволизм (перенниализм) отстаивает точку зрения, что корнем национализма, наряду с экономикой, является этническая принадлежность. Хотя этносимволисты не считают нацию исконным или естественным образованием, они полагают, что в её основе лежит относительно древняя история и национальное самосознание. Согласно этой теории, ещё в доиндустриальную эпоху возникло множество этнических сообществ, представлявших собой население с общими элементами культуры, историческими воспоминаниями, мифами о предках и обладавшими определённой мерой солидарности. Границы этнических территорий не были чётко обозначены. Поскольку мифы, символы, воспоминания и ценности переносятся медленно меняющимися элементами культуры и жизнедеятельности, то этнические сообщества весьма долговечны. Некоторые из этих сообществ перешли

вновую фазу культурно-экономической интеграции и стандартизации, стали привязаны к определённой исторической территории и выработали отличительные законы и обычаи, — то есть, стали нациями. Появление же идеологии национализма