Файл: 1в. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1-в.Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Арбитражные суды рассматривают следующие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:

  • 1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

  • 2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

  • 3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

  • 4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций;

  • 5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Рассмотрение каждой из приведенных выше группы дел имеет свои особенности и специфику. Вместе с тем всем им присущи общие черты.

Указанные дела рассматриваются по правилам искового производства с особенностями, установленными в АПК РФ. Так же как в делах искового производства в данной категории имеет место спор о праве. Однако его участники находятся в неравном положении, так как одна из сторон наделена властными полномочиями.

Характерным признаком для рассматриваемых дел является закрепление правил, позволяющих компенсировать неравенство в спорных отношениях. Так, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие). В случае непредставления органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами, должностными лицами доказательств арбитражный суд истребует их от этих органов по своей инициативе.


Для ряда дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в отличие от общего порядка предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения, что позволяет не проводить предварительное судебное заседание по указанным делам.

Действующее процессуальное законодательство допускает примирение сторон при рассмотрении данных дел.

Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявлений о признании такого акта недействующим. С заявлением вправе обратиться граждане, организации и другие лица, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или какому-либо нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме этого, в случаях, предусмотренных АПК РФ, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими вправе обращаться прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы.

Как правило, дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны арбитражным судам субъектов РФ, за исключением дел, рассматриваемых ВАС РФ в качестве суда первой инстанции.

Данные дела рассматриваются коллегиальным составом судей в срок, нс превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие по нему решения.

В случае, если рассмотрение дела об оспаривании нормативного правового акта не относится к компетенции арбитражного суда, заявление возвращается либо прекращается производство по делу в зависимости от того, до возбуждения производства по делу или после будет установлено отсутствие компетенции арбитражного суда.

Арбитражным судом может быть признана обязательной явка в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт. Неявка указанных лиц является основанием для наложения судебного штрафа.


Характерной особенностью рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов является то, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Отказ лица, обратившегося с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не являются препятствием для рассмотрения дела по существу.

Арбитражный суд не вправе приостановить действие оспариваемого акта. Вместе с тем производство по делу прекращается, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему бо́льшую юридическую силу, а также если оспариваемый акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось.

Арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает его соответствие нормативным правовым актам, имеющим бо́льшую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших его.

По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает либо решение о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему бо́льшую юридическую силу, либо о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему бо́льшую юридическую силу, и не действующими полностью или в части с момента вступления в силу решения арбитражного суда.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после ею принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, за исключением решения ВАС РФ.

Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления решения в законную силу.

Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется в официальные издания органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями. Также решение публикуется в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ", а при необходимости в иных изданиях.
2. Рассмотрение и разрешение Судом по интеллектуальным правам дел об оспаривании нормативных актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.


 Глава 23 АПК в рамках производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, устанавливает порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, Судом по интеллектуальным правам.

Наделение СИП исключительной компетенцией по рассмотрению дел об оспаривании определенных видов нормативных правовых актов и изъятие из ведения иных арбитражных судов полномочий по абстрактному нормоконтролю привели к тому, что порядок производства, регламентированный гл. 23 АПК, применяется исключительно в данном суде.

СИП был учрежден в системе арбитражных судов в качестве специализированного суда, рассматривающего в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций. Независимо от субъектного состава правоотношений, из которых возник спор, СИП в судебных составах рассматривает в качестве суда первой инстанции те категории дел, которые указаны в ч. 4 ст. 34 АПК. Президиум СИП в качестве кассационной инстанции осуществляет проверку судебных актов, принятых СИП по делам, рассмотренным им в первой инстанции, и по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ, арбитражными апелляционными судами.

Специализация СИП обеспечивается не только за счет отнесения к его подсудности особых категорий дел, но и путем установления специальных требований к кандидатам на должность судьи1, более широ- [1] [2]

кими возможностями использования при рассмотрении дел специальных знаний посредством направления запросов (ч. 1.1 ст. 16 АПК), привлечения в качестве специалистов советников аппарата суда (абз. 2 ч. 1 ст. 87.1 АПК)[3].

Указанные обстоятельства послужили причинами отнесения к ведению СИП дел об оспаривании особых категорий нормативных правовых актов, а также актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами[4].

Правила подведомственности арбитражным судам этих дел раскрываются через нормы о подсудности СИП (п. 1 и 1.1 ч. 4 ст. 34 АПК). Правильное решение вопроса о возможности оспаривания акта в СИП в порядке, предусмотренном гл. 23 АПК, будет зависеть от того, обладает ли он следующими признаками.

1. Акт должен являться нормативным правовым либо актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами.


Нормативным правовым актом является акт, принятый органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которого составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы[5].

При этом положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения. Определяя юридическую природу оспариваемого акта, суд должен исходить, прежде всего из оценки его содержания, устанавливать наличие положений нормативного характера.

Правильное определение вида оспариваемого акта влияет на решение вопроса о том, в каком порядке подлежит рассмотрению соответствующее заявление. Так, если при принятии заявления к производству судья СИП придет к выводу о том, что оспариваемый акт является ненормативным правовым, и дело ему подсудно, заявление оставляется без движения, а заявителю разъясняется необходимость его оформления с соблюдением требований ст. 199 АПК. В случае неподсудности дела заявление возвращается (п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК). Если же ненормативный характер оспариваемого акта будет установлен после принятия заявления о его оспаривании к производству суда, тогда в случае подсудности дела СИП его рассмотрение будет продолжено в порядке гл. 24 АПК, а если дело СИП не подсудно, оно подлежит передаче на рассмотрение другого арбитражного суда (п. 3 ч. 2 ст. 39 АПК).

Судебная практика

Примером здесь может служить дело № СИП-82/2016, в котором заявитель оспаривал приказы Роспатента «О предоставлении права подписи документов» и «О распределении обязанностей между руководителем и заместителями руководителя Роспатента», полагая, что им присущи все признаки нормативных правовых актов. Определением СИП дело было передано по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда г. Москвы. Президиум СИП согласился с выводами суда первой инстанции и оставил кассационную жалобу заявителя на определение о передаче дела без удовлетворения (дело № СИП-82/2016).

К актам, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, относятся акты органов государственной власти, иных государственных органов, содержащие разъяснения законодательства, которые хотя и не облечены в форму нормативных правовых актов, но которые оказывают общерегулирующее воздействие на общественные отношения, содержат предписания о правах и обязанностях персонально не определенного круга лиц — участников соответствующих правоотношений и рассчитаны на многократное применение