Файл: 1в. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[6].

2. Соответствующий акт должен быть принят федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по регулированию общественных отношений в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

К числу указанных федеральных органов исполнительной власти могут быть отнесены, например, Роспатент, Минсельхоз России. Оспариваемый акт должен регулировать общественные отношения, связанные с объектами интеллектуальных прав, отнесенными к промышленной собственности. Это свидетельствует о том, что проверке в порядке, предусмотренном гл. 23 АПК, не подлежат нормативные правовые акты либо акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, которые хотя и приняты федеральными органами исполнительной власти, но регулируют общественные отношения в иных сферах, связанных с интеллектуальной собственностью.

Речь идет об актах, касающихся авторских и смежных прав, которые должны оспариваться в ВС РФ в порядке, предусмотренном КАС.

Установив, что заявление об оспаривании нормативного правового акта или акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, не подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражных судах, СИП на основании п. 1 ч. 1 ст. 127.1 АПК отказывает в его принятии.

3-в.Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностных лиц возбуждается на основании заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и лиц (далее – ненормативные акты). С таким заявлением вправе обратиться граждане, организации и другие лица, полагающие, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает другие препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов в случаях, предусмотренных АПК РФ.


Специфическим правилом для данной категории дел является положение о том, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Дела об оспаривании ненормативных актов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая время на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие по нему решения.

Если дело об оспаривании ненормативного акта отнесено к подсудности ВАС РФ, то оно рассматривается коллегиальным составом судей.

Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов рассматриваются в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц влечет наложение судебного штрафа

При рассмотрении дела арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли ненормативный акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения. В данном случае применяются положения АПК РФ об обеспечительных мерах. При этом необходимо учитывать, что приостановление действия ненормативного акта не означает признания его недействующим, а только влечет запрет на исполнение предусмотренных им мер.

Отмена оспариваемого акта или истечение срока его действия не препятствуют рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя. В этом случае арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт не нарушал законные права и интересы заявителя, прекращает производство по делу.


Если при рассмотрении заявления об оспаривании ненормативного акта будет установлено, что он является нормативным, арбитражный суд прекращает производство по делу, если оспаривание такого акта в арбитражном суде не предусмотрено федеральным законом. Однако в том случае, если федеральным законом дело об оспаривании данного акта отнесено к компетенции арбитражных судов, оно рассматривается коллегиальным составом судей по существу.

По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд принимает решение, которым либо признает ненормативный акт недействительным, решения и действия (бездействие) незаконными, либо отказывает в удовлетворении заявленного требования. Данное решение подлежит немедленному исполнению, если в нем не установлены иные сроки.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению
4-в.Рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Порядок судопроизводства

Арбитражный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, которые совершены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской, а также иной экономической деятельности и которые отнесены к подведомственности арбитражного суда.

Перечень дел об административных правонарушениях, подведомственных арбитражному суду, определен в КоАП. Это административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10-14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. 14.18,14.23, 14.27, 14.31– 14.33, 14.36, 14.37, ч. 1 ст. 15.10, ч. 2 и 2.1 ст. 17.14, ч. 6 ст. 19.5, ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП, совершенные юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями (производство или оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам; нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта; осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) и др.

Дела о перечисленных административных правонарушениях рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК с особенностями, установленными КоАП.


В соответствии со ст. 202 АПК рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляется арбитражным судом в форме производства по делам о привлечении к административной ответственности или в форме производства по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

В арбитражном процессе производство арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности и производство арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности согласно ст. 29 АПК являются самостоятельными разновидностями арбитражного судопроизводства.

Производство арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности

В арбитражном процессе дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства (ст. 202 АПК).

Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения. В нем должны быть указаны:

  • 1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

  • 2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

  • 3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

  • 4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

  • 5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.


К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа.

По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании обязан установить: имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к