Файл: 1в. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

В резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны содержаться:

  • 1) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

  • 2) нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;

  • 3) вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно нс изменено или нс отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном ст. 181 АПК.

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.


Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган (ст. 206 АПК).
5-в.Процессуальные особенности рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций

Российское законодательство, в частности ст. 57 Конституции РФ, закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, иначе государство оставляет за собой право вводить определенного рода санкции. Причем нормативные правовые акты, фиксирующие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В настоящее время в случае неуплаты в добровольном порядке законных платежей и санкций их взыскание осуществляется в принудительном судебном порядке посредством норм КАС и АПК при условии, если ст. 46 и 47 НК не предусмотрен иной внесудебный порядок их взыскания. Наряду с этим следует учитывать, что последний порядок не распространяется на бюджетные учреждения в рамках взыскания задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения.

Согласно правилам административного судопроизводства органы государственной власти и местного самоуправления, иные органы, наделенные функциями контроля за уплатой обязательных платежей могут обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании их с физических лиц (ст. 286 КАС). В свою очередь дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и другую экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций рассматриваются по требованиям названных выше органов арбитражным судом по общим правилам искового производства, либо в порядке приказного производства, если общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает 100 тыс. руб. (гл. 29.1 АПК), с учетом процессуальных особенностей гл. 26 АПК.

Таким образом, закон устанавливает различную подведомственность споров о взыскании обязательных платежей и санкций с физического лица в зависимости от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя. При отсутствии такого статуса названные дела подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции по правилам гл. 32 КАС. С момента прекращения действия государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя дела о взыскании обязательных платежей и санкций с участием такого гражданина, в том числе связанные с осуществлявшейся им ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда эти дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил подведомственности до прекращения государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
[1].

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судьей единолично с обязательным извещением всех заинтересованных лиц в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления надлежащего заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения. Неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Иначе они вызываются в судебное заседание для дачи объяснений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При непредставлении заявителем доказательств, необходимых для исследования дела по существу и принятия законного решения, орган правосудия может истребовать их по своей инициативе с целью верного формирования предмета доказывания, в который входят следующие обстоятельства:

  • — имеются ли основания для взыскания суммы задолженности;

  • — имеются ли формальные полномочия у органа, обратившегося с требованием о взыскании платежей и санкций;

  • — правильно ли произведен расчет и размер взыскиваемой суммы.

При рассмотрении заявления налогового органа о взыскании с нало-

гоплателыцика-организации или индивидуального предпринимателя недоимки, пеней, штрафа суд обязан исходить из того, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит специального указания на то, что непринятие налогоплательщиком мер к оспариванию решения налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения должно расцениваться как его согласие с заявленным требованием. Поэтому в том случае, когда налоговый орган пропустил срок на бесспорное списание сумм недоимки, пеней, штрафа и обратился с соответствующим заявлением в суд, данное требование подлежит рассмотрению по существу.

Кроме того, арбитражным судам нужно проверять, не истекли ли сроки для обращения налоговых органов в суд. Данные сроки могут быть восстановлены судом при наличии уважительных причин и по ходатайству налогового органа. В случае пропуска срока и отсутствия ходатайства либо при отказе в удовлетворении ходатайства суд выносит решение не в пользу налогового органа.

Не может восприниматься в качестве уважительных причин пропуска сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд надлежащего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.


При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения указываются наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации, а также общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкции. Если денежные средства взыскивались посредством приказного производства, то выносится судебный приказ, который должен отвечать положениям ст. 229.6 АПК.