Файл: Тесты разработаны доктор психол наук Маланов Сергей Владимирович Могут использоваться с целью.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Деятельность – это направление жизненной активности субъекта подчиненное реализации определенного мотивационного отношения (мотива) к предметным условиям окружающего мира. -
Деятельность – это индивидуальная или совместная активность людей, направленная на достижение определенного конечного результата или получение определенного продукта. -
Деятельность – это присущие только человеку формы активности – игровая, учебная, трудовая (производственная). -
Деятельность – это система развернутых в последовательность действий, обеспечивающих получение определенного конечного результата.
Какое отношение между психическим образом и действиями субъекта в окружающем мире сформулировано неверно (формулировка носит ошибочный характер), если придерживаться позиций «психологической теории деятельности»?
-
Предметный образ исходно формируется в результате воздействий на органы чувств разнообразных внешних раздражителей и фиксируется в форме воспроизводимых в мозге представлений и понятий. -
Ориентировочно-исследовательские операции в составе действий являются исходной причиной формирования психического образа. -
Вторичный образ (представление) – это результат актуализации и сокращенного выполнения определенных ориентировочно-исследовательских операции и действий в отсутствие объекта. -
В процессы решения различных задач в организацию действий психический образ включается в качестве ориентировочной основы.
Какое из теоретических положений противоречит (не соответствует) теории А.Н. Леонтьева об историческом развитии психических функций человека в общественной деятельности?
-
На ранних этапах исторического развития люди создавали язык, благодаря чему появилась возможность планировать способы выполнения совместной деятельности и распределять между членами сообщества отдельные действия. -
Исторически первична совместная практическая деятельность, где имеется общий мотив для всех участников деятельности и общие цели действий. -
Специализация субъектов в выполнении отдельных действий ведет к разделению труда и дифференциации новых видов человеческой деятельности. -
В процессе развития человеческой деятельности отдельные субъекты начинают специализироваться в выполнении действий планирования, организации, исполнения, контроля. В результате формируются производные виды человеческой деятельности, которые оказываются отделенными во времени и пространстве от деятельности практической, исполнительной.
Какое из определений сознания человека не соответствует соответствует контексту психологической теории деятельности (является ошибочным)?
-
Сознание представляет собой особые функции высокоразвитого головного мозга, которые формируются и развиваются только у людей. -
Сознание это присущий только человеку высший уровень психической ориентировки, реализуемый на основе образа окружающего мира, который обеспечивает опосредствованную знаками произвольную и рефлексивную организацию действий. -
Сознание обеспечивает социальные формы и социальные законы существования сообществ людей (нравственность и мораль). Умение ориентироваться в социальных отношениях, считаться с интересами других людей. -
Сознание это совокупность совместных знаний об окружающем мире и о себе, которые используются людьми для организации совместной деятельности и общения.
Какие из указанных компонентов соответствуют психологическим составляющим в функциональной структуре человеческой деятельности, если опираться на теоретические основания «психологической теории деятельности»?
-
Любая активность человека: а) по отношению к мотивам выступает в качестве деятельности; б) по отношению к предполагаемым целям – в качестве действия или системы действий; в) по отношению к психической ориентировке, планированию и исполнению в конкретных условиях – как система операций. -
Получение конечного результата в любой человеческой деятельности предполагает выполнение множества взаимосвязанных и согласованных действий, каждое из которых предполагает получение промежуточного результата или продукта и состоит из конкретных двигательных приемов – операций. -
Любая человеческая деятельность предполагает определенное количество затраченного на изготовление продукта труда – использование и затрату временных, психологических и энергетических ресурсов, которыми располагает человек, включаясь в общественное производство. -
В основе выполнения человеком любого действия или деятельности лежат разные психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление и другие.
Какое из определений соответствует термину «мотив» в отечественной психологии?
-
Это «опредмеченная потребность» – предмет (воспринимаемый или представляемый), направляющий деятельность и служащий удовлетворению потребности. -
Это внутреннее побуждение организма к активности, в основе которого лежит нужда организма в каких-либо внешних предметах или условиях. -
Это внутренние неосознаваемые субъектом побуждения к различным типам поведения и направленности активности во внешней среде. -
Это врожденные предрасположенности организма к реализации определенных направлений жизнедеятельности и способов их реализации.
Какое из положений является ошибочной (неверной) характеристикой теоретического понятия «действие»?
-
Действия представляют собой автоматизированные способы ориентировки, планирования, реализации и контроля целенаправленной активности. -
Всякое действие и всякую цель можно рассматривать в объективных предметных связях и отношениях – как имеющее объективное значение. -
Всякое действие и всякую цель можно рассматривать в отношении к потребностям и мотивам субъекта – как имеющее личностный смысл. -
В действии, на основе ориентировочных операций порождается и развивается психический образ. По мере своего формирования психический образ, в свою очередь, начинает во многом предопределять протекание подобных действий и ориентировать их в процессе реализации.
Что выступает в качестве основного источника развития высших психических функций человека в «культурно-исторической теории развития высших психических функций» Л.С. Выготского?
-
Источник развития человеческой психики находится во внешнем мире – в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах организации человеческих действий и общения, которыми необходимо овладеть каждому ребенку с момента рождения. -
Источником психического развития человека выступают естественные психические функции, которые носят врожденный характер и передаются по наследству. -
Источником развития психических функций человека выступает высокоорганизованный головной мозг, а также высокоспециализированные органы чувств. -
Источником развития человеческой психики выступают врожденные формы накопленного коллективного бессознательного опыта, который передается по наследству.
Какое положение не соответствует (противоречит) закономерностям формирования новых высших психических функций (ВПФ) человека в теории Л.С. Выготского?
-
ВПФ формируются на основе осознания субъектом способов организации своих собственных действий и психических процессов по мере овладения речью. -
ВПФ формируются по мере овладения субъектом культурно-историческим опытом на основе включения в организацию естественных психических функций орудийных и знаково-символических средств. -
ВПФ первоначально возникают во внешней, разделенной с другими людьми деятельности и в общении, и лишь затем становятся индивидуальными и приобретают умственные формы – интериоризируются. -
Высшие психические функции исходно формируются в составе действий организованных с помощью внешней речи к действиям организованных с помощью внутренней речи.
Какое положение не связано с интерпретацией (является ошибочной интерпретацией) часто цитируемого положения Л.С. Выготского «обучение ведет за собой развитие»?
-
Чем более комфортно и эмоционально позитивно для ребенка организован процесс обучения, тем большее влияние он оказывает на личностное и интеллектуальное развитие детей. -
Обучение и воспитание – это основные и необходимые детерминанты развития высших психических функций человека. -
При обучении ребенка взрослому следует ориентироваться не на то, что ребенок может выполнять самостоятельно («зона актуального развития») а на то, что ребенок способен выполнить с помощью взрослого в совместных действиях, что составляет «зону ближайшего развития». -
Высшие психические функции человека исходно формируются во внешних, разделенных с другими людьми действиях, и лишь затем становятся индивидуальными и приобретают умственные формы.
Какое из указанных направлений преобразования человеческих действий не соответствует психологическому механизму интериоризации?
-
От подчинения действия сознательной цели к его последующему преобразованию в самостоятельную деятельность. -
От разделенного (совместного) действия к действию произвольному и индивидуальному. -
От внешних материальных (практических) форм действий к умственным, «идеальным» действиям над значениями. -
От совместных с другими людьми форм целеполагания и достижения результатов к индивидуальным самостоятельным формам целеполагания и выполнения действий.
Какое из теоретических положений о сознании человека не соответствует (противоречит) системно-деятельностному культурно-историческому подходу к анализу и объяснению психических явлений?
-
Исторически (и онтогенетически) сознание развивается от индивидуальных форм к формам общественным, совместным и представляет рефлексию субъектами индивидуальных, а затем и совместных действий и деятельностей. -
Зарождение и формирование сознания человека, как высшей формы психической ориентировки связано с переходом предков человека к жизни в обществе, основанном на совместной трудовой деятельности опосредствованной орудиями труда и языком (речью). -
Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования знаков и символов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями и их последующей интериоризации. -
Индивидуальное сознание формируется на основе совместных с другими людьми форм ориентировки и организации действий, которые опираются на способы использования знаково-символических средств.
Какие психологические механизмы лежат в основе формирования умственных действий человека?
-
Процессы интериоризации ориентировочных компонентов предметно-практических действий, состав которых фиксируется с помощью языковых (знаково-символических) средств. -
Умение человека использовать графические знаково-символические средства – овладение чтением и письмом. -
Нейропсихические функции головного мозга человека. -
Многократное установление межпредметных связей и отношений в сходных ситуациях, которые образуют представления и понятия и составляют основу умственных действий.
В состав любого предметно-практического или умственного действия человека включаются (по П.Я. Гальперину):
-
Ориентировочно-исследовательские операции и операции планирования, исполнительные операции, операции контроля и коррекции. -
Предметная отнесенность, значение и смысл действия, а также его возможных результатов, как для субъекта, так и для других людей. -
Потребность, которая побуждает субъекта к выполнению действия, и мотив, который направляет действие. -
Разнообразные психические функции: ощущения, восприятие, мышление, воображение память, внимание, эмоции и др.
Какая из указанных закономерностей психического развития является отличительной особенностью формирования и развития только человеческой психики?
-
Формирование и развитие психики детерминировано присвоением (усвоением) общественно-исторического опыта в совместной деятельности и общении. -
Биологическое созревание мозга является только необходимым условием для формирования и развития психики. Причиной формирования и развития психических функций выступают активные взаимодействия с внешним предметным миром. -
Необходимым условием для развития психических функций в онтогенезе выступает головной мозг. -
Необходимым этапом развития является игровой период, в течение которого идет овладение разнообразными операциями и действиями, результаты которых не имеют непосредственного биологического или социального значения.
Какое из определений восприятия в наибольшей степени соответствует системно-деятельностному подходу к анализу и объяснению психических явлений?