Файл: Учебное пособие для среднего профессионального образования одобрено методическим советом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 352

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧУВАШПОТРЕБСОЮЗ
ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ
Н.Н. Барабаш
МЕНЕДЖМЕНТ
3-е издание, исправленное и дополненное
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одобрено методическим советом
Чебоксарского кооперативного техникума Чувашпотребсоюза
Чебоксары
2019

2
Рецензенты:
Иванова С.А. - зав. дистанционного отделения МО БОУ ЧР СПО «Чебоксарский электромеханический колледж», преподаватель экономических дисциплин 1 категории
Иванова Н.Н. – начальник финансового отдела Чувашпотребсоюза
Барабаш Н.Н.
Менеджмент: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н.Н. Барабаш;
Чебоксарский кооперативный техникум Чувашпотребсоюза. - 3-е изд., испр. и доп. –
Чебоксары: Единение, 2019. - 182 с.
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального
Государственного образовательного стандарта для студентов техникумов. Основное внимание уделено освещению функций менеджмента и проблем взаимодействия людей в организации.
В учебном пособии содержатся информационно-познавательный материал, ключевые понятия и термины, контрольные вопросы и практические задания, характеризующие различные аспекты менеджмента. Задания даны в форме реальных ситуаций, основанных на опыте работы российских фирм, в виде деловых игр, тестов и др.
Учебное пособие предназначено для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования и может быть полезно всем, кто интересуется вопросами управления предприятием и персоналом, функционирующим в рыночных условиях.
Новое издание существенно переработано, рассмотрен ряд прежде не затрагивавшихся вопросов.

3
ПРЕДИСЛОВИЕ
В связи с бурным развитием рыночных отношений в нашей стране возрастает потребность в качественной подготовке специалистов среднего звена.
Рынок предъявляет требования самостоятельно решать деловые проблемы, а это невозможно без знаний, умений, инициативы. Необходимо овладеть навыками использования экономических знаний на практике, формировать новое экономическое мышление. И одну из ключевых ролей в этом играет менеджмент – управление в рыночных условиях.
Менеджмент сегодня стал необходимой реальностью и к нему в российском обществе проявляется активный интерес. Это международная область знаний, которая сочетает в себе науку, специализированный вид деятельности и опыт, методы и формы управления, инновации, преумножаемые организационно-управленческим искусством.
Для существенного повышения качества обучения и приближения к практической деятельности в учебное пособие входят учебные материалы для самостоятельной работы, практические задания, тесты, контрольные вопросы.
В результате изучения материала, предлагаемого в этом издании, обучающийся должен знать:

сущность и характерные черты современного менеджмента;

внешнюю и внутреннюю среду организации;

цикл менеджмента;

процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;

функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

систему методов управления;

стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

этику делового общения и правила ведения переговоров;

дисциплину труда и внутренний трудовой распорядок.
Дополняя и перерабатывая учебное пособие автор стремился сделать его таким, чтобы он в равной мере был пригоден для обучающихся, как по очной, так и по очно-заочной форме обучения.


4
Раздел 1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩ НОСТЬ МЕ НЕДЖ МЕНТА
Термин «управление» относится ко всем объектам, процессам, системам. Управление – это глобальный процесс, который затрагивает все сферы жизни человека.
Слово «менеджмент» в переводе с английского звучит как «управление».
Менеджмент – это область человеческих знаний, которые позволяют осуществлять управленческую функцию. Менеджмент - это социально-гуманитарная дисциплина, т.к. в центре ее внимания – человек.
Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.
Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.
Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.
Менеджмент понимают, как аппарат управления коммерческого предприятия.
Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.
«Эффективность» означает конкретный положительный результат какой-либо деятельности. Это может быть прирост прибыли, или сумма сэкономленных средств, или сокращение продолжительности производственного процесса благодаря новой технологии,
(формула): Эффективность = Эффект/ Затраты.
Виды управления:
- техническое (управление техническими процессами, например обработкой деталей на станках);
- государственное (управление жизнью общества через различные инструменты правовую систему, органы власти);
- идеологическое (внедрение в сознание членов общества различных концепций, идеологий);
- негосударственное и неполитическое управление социальными процессами (например, движением в защиту окружающей среды);
- хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций.
Управление – это оказание целенаправленного воздействия субъекта управления на объект для получения желаемого результата.
Цель – это желаемое состояние, которое необходимо получить.
Субъект и объект управления могут меняться местами. Субъектами управления являются люди, а объектами управления – деньги, ресурсы, отношения, группы и т.д.
Объект управления (то, чем управляют), а субъект управления (тот, кто управляет).
В теории управления социально-экономическими и производственно-хозяйственными системами рассматриваются три уровня:
1) Макроуровень – управление народным хозяйством государства, объединениями государств;
2) Мезоуровень – управление отраслями или регионами;
3) Микроуровень – управление отдельной организацией.
Менеджмент – умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.


5
- Умение. Умение применять свои знания на практике. Это принципы, методы, средства производства с целью повышения его эффективности и прибыльности.
- Достигать. Пока не добились желаемого результата, не можем считать, что научились управлять.
- Поставленных целей. Цели должны быть выбраны и поставлены, верно. Ф.Тейлор определял умение ставить и реализовывать цели как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом.
- Используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Предприятие – это, прежде всего, люди. Поэтому менеджмент – это организация работы людей, сотрудников. И она должна быть такой, чтобы в максимальной степени соответствовать потребностям сотрудников, активизировать и повышать их работу, а также повышать эффективность их труда.
Менеджмент – это управление в условиях рынка, направленное на удовлетворение потребностей клиентов, через эффективное использование человеческого, производственного, денежного капиталов, а также информации для получения максимально возможной прибыли.
Основоположником этой науки считается американский инженер и исследователь
Фредерик Уинслоу Тейлор, а лидером науки – Соединенные Штаты Америки, где насчитываются сотни школ бизнеса, тысячи консалтинговых фирм, более 70 периодических изданий по управлению и бизнесу.
Цели менеджмента:
- получение (увеличение) прибыли;
- повышение эффективности работы;
- удовлетворение потребностей рынка;
- решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
- организация производства конкурентоспособных товаров;
- совершенствование производственного процесса;
- внедрение новейших технологий;
- повышение качества продукции;
- снижение затрат на производство;
- улучшение условий труда.
Менеджер – человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации.
Труд менеджера заключается в следующем: ставить цели, строить план действий, организовывать работу, заинтересовывать людей в ее результатах, проверять, все ли идет так, как следует, предвидеть последствия своих решений.
Главная задача менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных. Работая в коллективе, он должен постоянно выполнять функции информирования, мотивации, воспитания и контроля.
Общая черта управленческой работы – это выполнение руководителем роли, которая определяется его должностью. Выделяется 10 ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители. Эти роли разбиты на 3 группы:
- межличностные роли,
- информационные,
- роли по принятию решений.
Роли руководителя организации:
- Главный руководитель – руководитель, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера.
- Лидер – ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных.
- Связующее звено – обеспечение работой саморазвивающейся сети внешних контактов
(переписка, участие в совещаниях на стороне и т.п.).


6
- Распространитель информации – рассылка почты по организациям с целью получения информации и т.п.
- Представитель – участие в заседаниях, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации.
- Предприниматель – изыскание возможности внутри самой организации, разработка и осуществление проектов по совершенствованию деятельности.
- Устраняющий нарушения – обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы.
- Распределитель ресурсов –составление графиков, действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов.
- Ведущий переговоры – ответственный за представительство организации на переговорах.
Пример для подражания. К. Мацусита – основатель японской компании Мацусита
Электроник Интернешнл (торговой марки – Panasonic). Его считают одним из гениев менеджмента, он сформировал основные цели бизнеса: «Через производство товаров высокого качества, удовлетворяющих требованиям потребителей, служить прогрессу, вносить вклад в общественное благосостояние и в дальнейшее развитие культуры». Он разработал семь основных положений менеджмента:
- не хитри, будь честным;
- будь хозяином на своем месте;
- не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои познания;
- относись с уважением и вниманием к окружающим;
- все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к законам его развития;
- с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь – мы все берем у общества в долг.
Г. Форд – старший говорил: «Если предприятие нуждается в деньгах вследствие дурного руководства, нужно убрать руководителей. «Надо лечить недуг изнутри, а не накладывать пластырь снаружи».
Принцип фирмы IBM гласит: «Вы можете свалять дурака в чем угодно и вам дадут шанс исправиться. Но если вы хоть немного схалтурите в том, что касается управления людьми, то вам конец. Здесь все просто: либо высший уровень работы, либо нам придется расстаться».
Эту же точку зрения разделяют и в фирме General Motors: «Руководитель не может позволить себе роскошь учиться на ошибках». И еще: «Успех нашего бизнеса тесно связан с дарованием и преданностью наших менеджеров. Прибыль течет туда, где есть мозги».
«Модель современного менеджера»
Менеджер должен уметь: нестандартно мыслить, находить необходимые решения в условиях высокой степени риска; осуществить бизнес-проектирование; корректировать и реализовывать бизнес-план; осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учетом потребностей рынка.
Личные качества менеджера: широкий кругозор; профессионализм и творческий подход к работе; инициативность, изобретательность; уверенность в себе, целеустремленность; коммуникабельность; самообладание, стрессоустойчивость; психологическая способность влиять на людей; ответственность; внутренняя потребность к саморазвитию; вера в свои способности и успех.
Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:
Руководители низового звена – младшие начальники (бригад, групп, секторов).
Типичной должностью на этом уровне являются мастер, старший мастер, начальник участка, мастер смены.
Основными функциями, выполняющими руководителями низшего звена управления являются:
- планирование деятельности подчиненных;


7
- организация производственного процесса;
- мотивация труда персонала;
- контроль за рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил техники безопасности;
- сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения.
Менеджеры различаются также по служебным функциям. Наиболее распространенной позицией является sales manager – менеджер по продажам: если он отвечает за работу с регионами – региональный менеджер; если за распространение какой-то группы товаров – продукт менеджер; если за распространение и продвижение какой-либо марки товара – бренд менеджер; если же менеджер участвует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения - это проект менеджер.
Руководители среднего звена – координируют и контролируют работу руководителей низового звена. Типичные должности на этом уровне: руководители управлений, отделов, цехов. Характер работы руководителя определяется содержанием работы вверенного ему подразделения (отдела), за практическую реализацию решений, в том числе:
- за изменение организационных структур;
- разработку систем производства и сбыта продукции;
- организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;
- своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией;
- координирование и управление работой руководителей низшего звена.
Выполнение таких задач требует от менеджеров среднего звена способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способность быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умения видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения.
Высший уровень управления – руководители определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи. Высшее руководство практически целиком ориентируется на формулирование общей политики и стратегии предприятия. Как показывает практика работы крупных компаний, такой менеджер более 80% рабочего времени отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать технологию производства. Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую очередь руководящих, т.е. менеджеров среднего и низшего звеньев. В сфере бизнеса можно назвать президента, вице- президента корпорации, генерального директора.
Специфические особенности управленческого труда:
- умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно- административной, аналитической, информационной;
- участвует в создании материальных благ;
- предметом труда является информация;
- средством труда – организационная и вычислительная техника;
- результат труда – управленческое решение.
Виды менеджмента:
Общая теория управления дает основные идеи как нужно управлять. Однако эти знания не достаточны для налаживания эффективной работы предприятия, поэтому в менеджменте выделяют:
Стратегический менеджмент – это разработка долгосрочных перспективных планов фирмы;