Файл: Изучается порядок синтетического учета расчетов с подотчетными лицами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ускорение дебиторской и кредиторской задолженности свидетельствует о скорости превращения их в денежные средства и скорости расчета долгов.
При стабильном финансовом положении дебиторская задолженность должна приблизительно равняться кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность с подотчетными лицами предприятия за 2014 год составляет 192 тыс. руб., кредиторская – 25 тыс. руб. Дебиторская превышает кредиторскую задолженность с подотчетными лицами, что означает дефицит средств, необходимость привлечения дополнительных источников финансирования.
Если они не равны по срокам погашения, то возможны кассовые разрывы, что в свою очередь является отрицательной тенденцией для предприятия.
3 Анализ расчетов с подотчетными лицами в Курганском
нефтепроводном управлении АО "Транснефть-Урал"
3.1 Выявленные недостатки в организации ведения учета расчетов с
подотчетными лицами
Бухгалтерский учет в Курганском НУ полностью автоматизирован и осуществляется в программе "Галактика". Но модуль, на котором осуществляется учет расчетов с подотчетными лицами, не до конца доработан и содержит некоторые недостатки. Так, документы в нем не связаны, и открывая, например, авансовый отчет, нельзя посмотреть приказ о направлении работника в командировку. Это является недостатком, который работники бухгалтерии хотели бы исправить.
При расчетах с подотчетными лицами очень часто возникают множество различных противоречий в отнесении расходов подотчетных лиц на ту или иную статью расходов. Некоторые противоречия были выявлены в ходе проведения аудиторской проверки.
У бухгалтеров постоянно возникают вопросы об отнесении или не отнесении некоторых расходов по командировке на себестоимость. Например, сотрудник, находящейся в служебной командировке, по распоряжению
руководителя предприятия должен ежедневно информировать его по телефону о ходе выполнения задания. Возникает вопрос о том, за счет каких источников должны финансироваться затраты на телефонные переговоры.
Расходы на телефонные переговоры командированного работника возмещаются ему в случае предоставления в бухгалтерию предприятия распечатки, приложенной к счету гостиницей или предприятием связи, с указанием телефонных номеров, по которым звонил командированный, а также пояснительной записки командированного, в которой расшифровывается принадлежность телефонных номеров и характер переговоров. Расходы на телефонные переговоры относятся на счета учета затрат по статье "услуги связи".
Также было выяснено, что командировочное удостоверение не выписывается, если работник должен возвратиться из командировки на место постоянной работы в тот же день, в который он был командирован.
Нередко встречается следующая ситуация: сотрудник предприятия приобрел, например, авиабилет для поездки в командировку, которая впоследствии была отменена и сотрудник получил от авиакомпании за сданный билет сумму меньшую, чем та, которая была уплачена при приобретении билета. За счет каких источников может быть компенсирована указанная разница?
Руководитель предприятия зачастую принимает решение о компенсации работнику понесенных расходов, учитывая, что они связаны с исполнением трудовых обязанностей.
Учет расчетов с подотчетными лицами полностью автоматизирован, что позволяет механизировать обработку информации о командированных работниках, понизить вероятность ошибок при перенесении информации из первичных документов в регистры бухгалтерского учета, а также сократить количество первичной учетной документации, что, в свою очередь,

способствует повышению точности и оперативности учета расчетов с подотчетными лицами на предприятии.
3.2 Рекомендации по совершенствованию учета расчетов с
подотчетными лицами
В ходе проведения исследования в Курганском НУ были выявлены некоторые недостатки в учете расчетов с подотчетными лицами, ведь при расчетах с подотчетными лицами очень часто возникает множество различных противоречий. Далее приведены некоторые рекомендации по их устранению.
Так, сотрудник, находящейся в служебной командировке, по распоряжению руководителя предприятия должен ежедневно информировать его по телефону о ходе выполнения задания. Возникает вопрос о том, за счет каких источников должны финансироваться затраты на телефонные переговоры.
Если телефонные переговоры оплачиваются работнику без предоставления распечатки, приложенной к счету гостиницей или предприятием связи, с указанием телефонных номеров, по которым звонил командированный, а также пояснительной записки командированного, в которой расшифровывается принадлежность телефонных номеров и характер переговоров, то они относятся на счета учета затрат по субсчету "исключаемые из себестоимости при налогообложении". Затраты на производственные телефонные переговоры могут быть компенсированы работнику, но, поскольку компенсация не относится к командировочным расходам и не предусмотрена действующим законодательством, она должна производится из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, и включаться в совокупный облагаемый доход физического лица для исчисления налога на доходы и отчислений во внебюджетные фонды.
Учитывая недостаточность российской экономической базы по этому вопросу можно порекомендовать относить затраты командированного
сотрудника на телефонные переговоры за счет суточных во избежание штрафных санкций налоговых органов.
Если работник должен возвратиться из командировки на место постоянной работы в тот же день, в который он был командирован, то командировочное удостоверение можно не выписывать. Однако, рекомендуется все же оформить командировочное удостоверение, т. к. в п. 6 Инструкции № 62 написано, что фактическое время пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении. При отсутствии командировочного удостоверения могут возникнуть ненужные сложности с проверяющим предприятие налоговым инспектором по поводу обоснованности компенсационных выплат работнику.
Непростая ситуация складывается при приобретении материальных ценностей (работ, услуг) организациями для производственных нужд у граждан- предпринимателей (в том числе в розничной торговле). Дело в том, что получение от этих граждан-предпринимателей кассовых и товарных чеков, квитанций к приходным кассовым ордерам и иных документов, оформленных так же, как и при покупках у юридических лиц, и нередко даже заверенных печатью предпринимателя, по действующему НК РФ гл.23 "О налоге на доходы физических лиц" не освобождает организацию-покупателя от обязанности известить налоговую инспекцию о суммах дохода, полученных гражданами- предпринимателями от этой организации.
Организация-покупатель должна представить сведения по форме
Инструкции Госналогслужбы РФ.
Эти сведения включают в себя адрес постоянного местожительства гражданина-предпринимателя, его паспортные данные и иные данные, которые при покупках за наличный расчет, особенно в розничной торговле, далеко не всегда представляется возможным получить. В лучшем случае на печати

гражданина-предпринимателя указаны населенный пункт, в котором он зарегистрирован в этом качестве, и номер его регистрационного свидетельства.
Поэтому сотрудник организации, производящий закупки за наличный расчет, должен быть проинформирован о требованиях, предъявляемых налоговым законодательством, и при невозможности получить достоверные данные о гражданине-предпринимателе, продающем товары (работы, услуги), в том числе в розничной торговле с применением контрольно-кассовых аппаратов, – рекомендуется отказаться от покупок для нужд организации именно у этого продавца.
А в случае несостоявшейся командировки и сдачи авиабилета производится компенсация работнику понесенных расходов, учитывая, что они связаны с исполнением трудовых обязанностей. Однако данная компенсация не относится к командировочным расходам (так как командировка фактически не состоялась) и к другим видам компенсаций, предусмотренных действующим законодательством, следовательно, понесенные расходы рекомендуется возмещать за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
Выплаченная компенсация должна быть включена в совокупный годовой доход работника, облагаемый налогом на доходы.
Документальное оформление поступления и выбытия материалов является определяющим элементов в учете расчетов с подотчетными лицами, так как, в соответствии с требованием норм законодательства невозможно учесть данные расчеты, если нет подтверждающих документов.
Документооборот – движение документов на предприятии с момента их получения или создания до трансформации их в систему записей на бухгалтерских счетах или до завершения исполнения и сдачи в архив документов.

Схема документооборота – это порядок формирования, регистрации, хранения, обработки и трансформации документов в систему записей на бухгалтерских счетах.
При наличии такой схемы бухгалтер, обрабатывая входящие документы, преобразует их с помощью программы аппарата типовых операций в записи массива информации о хозяйственных операциях, которые отражаются в журнале хозяйственных операций при автоматизации учета и применении программы "Галактика".
Только после ввода операции документ формируется автоматически, либо по запросу бухгалтера. Сформированный документ можно отпечатать.
Документальное оформление операций по расчетам с подотчетными лицами в учете предполагает использование первичных документов.
Формы первичных документов закреплены Постановлением Госкомстата
России от 05.01.04 г.
График документооборота может быть оформлен в виде схемы, таблицы или приказа с перечнем работ по созданию, проверке и обработке документов.
Документальное оформление операций по расчетам с подотчетными лицами в учете является одним из основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета материалов на предприятиях, так как все записи ведутся в регистрах бухгалтерского учета на основе документов.
Соблюдение данных правил позволит усилить контроль за расчетами и за процессом составления отчетов подразделений организации, регулярно производить сверки расчетов.
При осуществлении бухгалтерского учета с использованием средств вычислительной техники указанные исправления должны быть внесены в используемую информационную базу – программу "Галактика".
Инвентаризация проводится с целью выявления соответствия фактических данных по расчетам с подотчетными лицами с данными учета. В

процессе инвентаризации составляется инвентаризационная опись фактического наличия остатков.
Далее в таблице 3.1 представлен пример акта инвентаризации задолженности по подотчету.
Таблица 3.1 – Акт инвентаризации задолженности по подотчету по
Курганскому НУ на 01.12.2014 г.
Полное наименование должника
Дата возникновения задолженности
Сумма задолженности, руб.
Симанов С.С.
10.11.2014 10000
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и величина остатков.
При осуществлении любой производственно-хозяйственной операции по расчетам формируется первичный документ, подтверждающий ее проведение.
Документальное оформление операций по расчетам с подотчетными лицами в учете является одним из основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета материалов на предприятиях, так как все записи ведутся в регистрах бухгалтерского учета на основе документов.
На рисунке 3 представлена схема этапов документооборота.

Рисунок 3 – Этапы документооборота
Работники бухгалтерии, руководители подразделений и другие контролирующие лица должны ежемесячно просматривать, анализировать оборотную ведомость, сформированную программой по подотчетным лицам для определения величины задолженности. При наличии превышения составить записку для руководства для принятия мер.
В случаях непредставления в установленный срок авансовых отчетов о расходе подотчетных сумм или не возврата в кассу остатков неиспользованных авансов Курганское НУ производит удержание этой задолженности из заработной платы лиц, получивших авансы, с соблюдением требований, установленных действующим законодательством.
Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами осуществляется по следующим основным направлениям: по каждому сотруднику в отдельности; по структурным подразделениям; по статьям расходов.
Многочисленные документы по учету поступают в бухгалтерию по графику. После поступления документов производится их группировка с целью
определения общих расходов по организации в целом и по категориям работающих. Основным сводным документом по расчетам является регистр №8
– Накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами за отчетный месяц. Основанием для составления расчетной ведомости служат следующие первичные документы: приходный или расходный кассовый ордер и авансовый отчет. Из них в накопительную ведомость по расчетам с подотчетными лицами за отчетный месяц переносятся сведения о произведенных расчетах за тот или иной период. В накопительной ведомости по расчетам с подотчетными лицами за отчетный месяц содержатся показатели, связанные с расчетами: фамилия, имя, отчество подотчетного лица, остаток по задолженности на начало месяца, выдано в подотчет, возврат подотчета и утвержденная сумма расхода по подотчету.
В Курганском НУ с помощью программы "Галактика" можно сформировать оборотно-сальдовую ведомость по каждому счету в том числе по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами", в которой можно посмотреть дебиторскую и кредиторскую задолженность. Но программа доработана не до конца, а именно просматривая данную ведомость нельзя увидеть подразделение, в котором работает подотчетное лицо. По словам начальника финансово-экономического отдела это является существенным недостатком в работе, т.к. на предприятии довольно большое количество подотчетных лиц
(более 900).
Для целей учета рекомендуется ввести Ведомость по расчетам с подотчетными лицами (таблица 3.2), с помощью которой будут контролироваться остатки на начало периода, а также подразделение, в котором обнаружена наибольшая задолженность и, следовательно, нарушение трудовой дисциплины.
Таблица 3.2 – Ведомость по расчетам с подотчетными лицами
Подразделение
Фамилия,
Д
Кр

имя, отчество ебет 71 едит 71
Цехтехнологического транспорта и спецтехники
Кирбабин В.В
1 400
-
Аппарат управления
Беспалов Е.Н.
-
50
Цехтехнологического транспорта и спецтехники
Сапрыко Р.Ю.
2 50
-
Итого
1 650 50
При формировании учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета на 2015 год Курганскому НУ следует обратить внимание на следующие вопросы:
1. Определить выбранный метод организации учетной работы.
2. Определить выбранную форму ведения бухгалтерского учета.
3. Определить выбранную технологию обработки информации.
4. Разработать график документооборота, содержащий состав документов по учетным участкам, срокам предоставления отчетности и исполнителям
(таблица 3.3).
5. Определить порядок внесения изменений в учетную политику.
Таблица 3.3 – График документооборота
Наименован ие документа
Создание документа
Обработка документа ответствен ный за оформление срок сдачи в бухгалтерию исполн итель срок обработки
Авансовый отчет
Подотчетн ое лицо
В течение
3 дней
Главны й специалист
По мере поступления
Путевые
Главный
1числа
Главны
3 дня
листы специалист следующего месяца й специалист
Ведомость на выдачу денег из кассы подотч. лицам
Главный специалист
За 1-2 дня до получения денег в кассе
Главны й специалист
3 дня
В учетной политике Курганского НУ нет прямых положений об учете расчетов с подотчетными лицами, в связи с этим рекомендуется внести определенные дополнения.
В учетную политику рекомендуется в соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций, внести следующее дополнение: "подотчетное лицо обязано рассчитаться по полученным в подотчет денежным средствам в течение
3 дней, предоставив документы, подтверждающие их расход, а остаток возвратить в кассу предприятия. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу".
Представительские расходы – это затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, участвующих в переговорах для установления и поддержания сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) организации.
Представительские расходы в Курганском НУ являются незначительными и отдельной статьей не учитываются. Но в соответствии с законодательством любая величина расходов должна быть учтена отдельно, а не включаться в состав командировочных либо хозяйственных расходов, как это происходит на самом деле.
В связи с этим одним из направлений совершенствования учета расчетов с подотчетными лицами является создание и утверждение
Сметы представительских расходов, в которой указываются дата расходов,