Файл: Понятия эмпирического и теоретического(основные признаки).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятия эмпирического и теоретического(основные признаки)

Понятия эмпирического и теоретического(основные признаки)

По проблеме теоретического и эмпирического имеется обширная методологическая литература.

Достаточно чёткая фиксация этих уровней была осуществлена уже в позитивизме 30-х годов, когда анализ языка науки выявил различие в смыслах эмпирических и теоретических терминов. Такое различие касается средств исследования. Но кроме этого можно провести различение двух уровней научного познания, принимая во внимание специфику методов и характер предмета исследования.

Эмпирические знания

Теоретические знания

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.

В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.


Эмпирический уровень научного познания – это научная практическая деятельность.

Теоретический уровень научного познания – это вид знания, который представлен различными видами и методами познавательной деятельности, способами организации знания, характеризующиеся определённой степенью опосредованности и обеспечению создания, построения и разработке научной теории, которая представлена логикой организованного знания об объективных законах и иных существенных – общих и необходимых – связях и отношениях в объективном мире.

1. Производственный эксперимент - служит для практической проверки отдельных теорий и научных предложений, касающихся развития конкретных сторон туриндустрии и социокультурного сервиса.

2. Познавательный эксперимент - способствует выявлению функционирования турпредприятия в условиях конкуренции в сегменте рынка услуг. В современном маркетинге создаются сложные модели действий и изучаются их различные стороны в контролируемых и управляемых условиях. Такого рода эксперимент проводится по заранее составленному плану; его задачи определяются в условиях конкретного сегмента рынка в соответствии с назревшими проблемами и возможностями их разрешения.

Индуктивно-дедуктивный метод - есть способ познания, предполагающие:

- первоначальное накопление эмпирического базиса,

- последующие теоретические обобщения (индукция).

Теоретические обобщения могут выстраиваться в несколько

уровней:

- эмпирические законы и теоретические законы,

- затем эти полученные обобщения могут быть распространены на все объекты и явления, охватываемые данной теорией (дедукция).

Экспериментальные исследования в туризме определяется как:

  • - сбор первичной информации путем выбора однотипных групп обследуемых,

  • - выдачи группам разных заданий,

  • - контроля над факторами, которые влияют на результаты.

Так, например, посредством эксперимента можно выявить реакцию клиентов на цены турпакетов.

Независимые переменные (цены, затраты на рекламу) экспериментатор может менять по своему усмотрению.

Теоретические обобщения могут выстраиваться в несколько

уровней:

  • - эмпирические законы и теоретические законы,

  • - затем эти полученные обобщения могут быть распространены на все объекты и явления, охватываемые данной теорией (дедукция).

Посредством индуктивно-дедуктивного метода строится большинство теорий в науках:

  • - о природе,

  • - об обществе и человеке: физика, химия, биология, геология, география, психология, педагогика и т.д.

Применение такого метода, например, в изучении туристских явлений предполагает наличие у исследователя определенных теоретических знаний об общих характеристиках, которые им свойственны. Исследователь при этом вскрывает характерные черты и присущие им закономерности развития