Файл: Предмет учебной дисциплины Теория правосудия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Группа 228/20

Кафедра Теории и истории права и государства

Дисциплина «Теория правосудия»

Лекционное занятие на 21.10.2021 года

Преподаватель : Решетова Марина Анатольевна
Тема « Предмет учебной дисциплины «Теория правосудия». Признаки правосудия. Принципы судебной деятельности.»
Вопросы:

  1. Предмет учебной дисциплины «Теория правосудия».

  2. Признаки правосудия.

  3. Содержание правосудия и предпосылки его осуществления.

  4. Назначение судебной власти в современном обществе.

  5. Принципы судебной деятельности, их классификация.

  6. Антикоррупционные средства реализации правосудной деятельности.

Нормативные правовые акты

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"

3.Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"

4.Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" от 08.01.1998 N 7-ФЗ 14 г.

5. Федеральный конституционный закон от 07.12.2011 «О судах общей юрисдикции в РФ».

6. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;

7. Федеральный конституционный закон   28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Литература:

Правосудие: ориентация на Конституцию: монография / Бондарь Николай Семенович, Джагарян Армен Арменович. - 1. - Москва; Москва: ООО "Юридическое издательство Норма": ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 224 с.

Головко Л. В.

Суд и государство: Монография / Л.В. Головко, Б. Матье. - Москва: Издательство "Статут", 2018. - 272 с.

Лебедев В.А.

Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России: концепция, ограничения, механизм охраны и защиты / В.А. Лебедев. - Москва: Проспект, 2016. - 206.

Теория правосудия изучает закономерности судоустройственного, судопроизводственного и организационного порядков, связанных с осуществлением правосудной деятельности при рассмотрении и разрешении судами гражданских дел. Принципы правосудия отражают определенные политические, правовые, нравственные взгляды и государства и общества на то, каким должно быть правосудие.
Теория правосудия имеет собственный предмет познания, который связан с закономерностями осуществления правосудной деятельности, но не в абстрактном мире, а применительно к исторической эпохе, тому или иному политическому режиму, благоприятствующему правосудию либо несовместимому с ним.


При изучении курса теории правосудия следует особое внимание обратить на содержание таких институтов, как судебная власть (ее признаки), судебная реформа (предпосылки и достижения), судебная система (ее достоинства и возникающие проблемы), структура судебного учреждения и управление его деятельностью, правовой статус судьи, органы судейского сообщества, общие и специальные основания дисциплинарной ответственности судей, правосудие и судопроизводство (в их соотношении), конечные и промежуточные цели судопроизводства, независимость суда и условия ее реализации, соотношение истины, правды и правосудия, злоупотребление процессуальным правом, правотворческое значение судебной практики и роль судебного прецедента, проблемы обеспечения единства судебной практики, способы преодоления судебных ошибок проверочными судебными инстанциями.

Судебная власть –это самостоятельная ветвь государственной власти РФ, осуществляемая независимым судом. Это государственная функция, выполняемой судом, а не сам суд.

Это государственные властные отношения между судом, действующим от имени государства, поэтому это ветвь государственной власти, и иными процессуальными субъектами (физическими и юридическими лицами, организациями, органами государственной и муниципальной власти, государственными органами, должностными лицами и т.д., то есть всеми, между которыми возникает конфликт, подлежащий разрешению судом).

Судопроизводство –это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность суда по рассмотрению и разрешению дел и иных вопросов, отнесенных к компетенции суда.

Фактически, это средство осуществления судебной власти, то есть процедура, посредством которой реализуются государственные властные отношения между судом и иными процессуальными субъектами.

Виды судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное, административное, производство по делам об административных правонарушениях.

Форма, то есть процедура осуществления судебной власти, постоянное претерпевает изменения, так как меняются процесс. Нормы, регламентирующие порядок рассмотрения дел.

Правосудие: (ч.1 и ч.2 ст.118 Конституции) –это правовое содержание судебной власти. Это осуществление исключительных полномочий суда самостоятельно и независимо судить о праве, его соблюдении или нарушении на основании права (закона). Это содержание судебной власти, основное предназначение суда как органа судебной власти.


Судопроизводство, то есть форма, порядок осуществления суд. власти может иметь разные формы (в зависимости от отрасли права), а содержание судебной власти (то есть правосудия) одинаково для всех категорий дел, так как по любому делу суд формирует суждения о праве и его нарушении на основании закона.

Правосудия осуществляется:

-при разрешении спора о праве

-при разрешении иных дел, не связанных со спором о правах (особое производство)

- при осуществлении судебного контроля в апел. и касс.инстанциях

-при осуществлении контроля за деятельностью органов предварительного расследования и дознания;

-при осуществления контроля за государственными органами и должностными лицами.

Правосудие является основным видом судебной деятельности, под которой понимается реализация процессуальных полномочий судьи и суда, а также создание условий для реализации этих полномочий.

Правосудие, это одно из основных направлений государственной деятельности правового государства, которым, согласно статьи 1 Конституции, является Российская Федерация. Оно также относится к числу важнейших полномочий судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.

Для того, чтобы понять различие правосудия и судебной власти, необходимо определить понятийное их содержание. Судебная власть и правосудие – понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.

Судебная власть – это ветвь государственной власти. Ее наиболее существенной особенностью является то, что она может реализоваться только государственными судами, входящими в состав судебной системы, закрепленной в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе. К определению понятия «правосудие» в разных идеологических системах имеются разные подходы.

Правосудие – это вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой проявляется судебная власть. Согласно определению любое решение, любой приговор суда –уже заведомо справедливый и законный, каким бы он ни был.

Правосудие – это рассмотрение дела судьями по совести и вынесение справедливого решения или приговора. Правосудие – это положительный результат деятельности судебной системы.


Роль и значение правосудия обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести, прежде всего, то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздействия. Такое же слово принадлежит ему и при определении юридических последствий по спорам, связанным с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав граждан. Правосудие также является способом разрешения споров имущественных и некоторых других, возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них — общеобязательность. Оно означает, что вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации [6]. Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются автоматически. Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия. Но если, к примеру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всей территории страны.

К отличительным признакам правосудия относится, также то, что оно может осуществляться только особым органом— судом. Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность. Как уже отмечено, специфика полномочий судебной власти требует, чтобы осуществляющий ее орган строился и имел возможность действовать так, как этого требуют интересы законности и справедливости.


Отсюда особенности порядка образования судов, их взаимоотношений с государственными учреждениями, реализующими другие ветви власти — законодательную и исполнительную. Отсюда также стремление установить особый порядок судебной деятельности, а равно стремление всемерно повышать авторитет судов, чтобы они прочно занимали свое место на вершине пирамиды правоохранительных органов.

Eще одним отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особой процедуры, которая детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях, а это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении правил гражданского, арбитражного, административного или уголовного судопроизводства, предусмотренного соответствующим законодателем. Правила эти регулируют практически наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания это порядок формирования законного состава, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, условия и последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств. Все они, в конечном счете, направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения, по существу.

Правосудие осуществляется в особой строго формали­зованной процессуальной форме в целях разрешения спора о праве и завершается актом правоприменения, исполнение которого гарантируется посредством государственного при­нуждения. Любая процессуальная правоприменительная деятельность судов (судей) по поводу спора о праве, в том числе арбитражная, есть правосудие, организуемое и осу­ществляемое в соответствии с присущими ему принципами.

Таким образом, основными, определяющими признака­ми правосудия являются следующие:

- правосудие осуществляется специальными органами государственной власти, именуемыми судами, в лице судей и привлекаемых в предусмотренных законом случаях при­сяжных и арбитражных заседателей;

- правосудие осуществляется посредством конститу­ционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства;