Файл: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов очнозаочной формы обучения по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Степень концентрации рынка, или индекс Херфиндаля — Хиршмана:

где Pi — это процентная доля на рынке каждой фирмы, или удельный вес фирмы в рыночном предложении отрасли, n — количество фирм в отрасли. Чем больше удельный вес фирмы в отрасли, тем больше возможность для возникновения монополии. Если в отрасли только одна фирма, то n =1, Pi =100%, тогда H = 10.000. 10.000 — это максимальное значение показателя концентрации рынка. Если H < 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н? ≥ 1800, то отрасль считается высокомонополизированной. Нужно иметь в виду, что данный показатель не дает полной картины, если не учитывать удельный вес импортируемых товаров [1. С. 18-20].

Задания практической части контрольной работы.

  1. Рассчитать показатели рыночной концентрации:

- индекс концентрации CR3;

- индекс Херфиндаля-Хиршмана;

- дисперсия долей фирмы.

На основе полученных показателей рыночной концентрации определить тип отраслевого рынка..

Таблица 1

Объем реализованной продукции

Вариант

4

8061

1596

3689

7942

7117

9648

10




  1. На основе данных о рентабельности продаж рассчитать параметры эффективной диверсификации производства, т.е. провести группировку товаров и выбрать стратегию, максимизирующую эффективность деятельности и снижающую финансовый риск.

Исходные данные для расчета брать из таблицы 2.

Таблица 2

Показатели рентабельности продаж

Вариант

Годы

Товар A

Товар B

Товар C

Товар D

4

2015

0,88

0,84

0,51

0,92

2016

0,52

0,52

0,51

0,93

2017

0,39

0,95

0,49

0,19

2018

0,37

0,17

0,86

0,53

2019

0,78

0,55

0,74

0,83



Объем реализованной продукции


Фирма

1

2

3

4

5

6

7

Объем

8061

1596

3689

7942

7117

9648

10



CR

Объем реализованной продукции

Доля на рынке

1

8061

(8061/38083)*100 = 21,17


2

1596

(1596/38083)*100 =
4,19


3

3689

(3689/38083)*100 =
9,69


4

7942

(7942/38083)*100 =
20,85


5

7117

(7117/38083)*100 =
18,69


6

9648

(9648/38083)*100 =
25,33


7

10

(10/38083)*100 =
0,08

Итого

38083

100


Индекс концентрации рынка определяется как сумма долей трех самых крупных компаний:

CR3 = 25,33+21,17+20,85=67,35%

Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

HHI = 21,172 + 4,192 + 9,692 + 20,852 + 18,692 + 25,332 + 0,082 = 1985,275%

HHI = 96482 + 80612 + 79422 + 71172 + 36892 + 15962 + 102 = 287946715

Поскольку HHI> 1800, то данный рынок относится к высококонцентрированным рынкам (концентрация на рынке высокая).

Дисперсия долей фирмы

Дисперсия определяется как отклонения рыночных долей всех фирм рынка:

где — средняя рыночная доля; N — число фирм в отрасли.

yср = 38063/7=5438

Дисперсия = 1/7 *(8061-5438)2+(1596-5438)2+(3689-5438)2+(7942-5438)2+(7117-5438)2 +(9648-5438)2+(10-5438)2=80976434*0,14 = 11568061,96

Чем больше величина дисперсии, тем более неравномерным и, следовательно, более концентрированным является рынок, тем слабее конкуренция и тем сильнее власть крупных фирм на рынке.

На основе данных о рентабельности продаж рассчитать параметры эффективной диверсификации производства, т.е. провести группировку товаров и выбрать стратегию, максимизирующую эффективность деятельности и снижающую финансовый риск.


Исходные данные для расчета брать из таблицы 2.

Таблица №2 Показатели рентабельности продаж

годы

Товар А

Товар В

Товар С

Товар D

2015

0,88

0,84

0,51

0,92

2016

0,52

0,52

0,51

0,93

2017

0,39

0,95

0,49

0,19

2018

0,37

0,17

0,86

0,53

2019

0,78

0,55

0,74

0,83


Для группировки видов продукции необходимо составить корреляционную матрицу группировки видов продукции (таблица 2.1), значения в которой равный arcos rij (rij – коэффициенты корреляции видов парных группировок товара.

Найдем коэффициент корреляции для данных видов продукции: rAB=0,0904/√0.2135*0.3737=0,32

Находим arcos(rAB)=arcos(0,32) =1,25

Аналогично находятся arccos остальных коэффициентов корреляции, значения которых формируют симметрическую матрицу S:

Симметрическая матрица расстояний




А

В

С

D

А

0,00

1,25

1,75

0,77

В




0,00

2,57

1,77

С







0,00

1,61

D










0,00


Имея необходимые данные, можно приступить к группировке основных видов продукции.

Теперь, когда виды продукции сгруппированы, можно построить дендограмму группировки основных видов продукции.

1) ; h1 = 1,25;

2) ; h2 = (1,25+1,75+2,75)/3 =1,9;

3) ; h3 = (1,25+1,75+2,75+0,77+1,77+1,61)/6 =1,65;



Рисунок 1

Дендрограмма группировки основных видов продукции

Экономико-математическая группировка основных видов продукции показала существование трех вариантов диверсификации продукции на анализируемом предприятии.

Уровни диверсификации по вариантам продукции различны, начиная от

минимального (для <А, B>) и заканчивая максимальным (для всех видов продукции).

Таким образом, оценка финансового риска должна проводиться по трем вариантам группировки оснвных видов продукции в соответствии с данными о рентабельности продаж.

Для того, чтобы провести оценку эффективности и финансового риска (по данным показателей рентабельности продаж) от диверсификации продукции, необходимо построить ряд матриц: ; ; .

Матрица группировки

j

A

B

n



Rj

0,59

0,6

Rp

0,76

σ j

0,09

0,1

σp

0,515


В табл. Rj– средняя рентабельность продукта j за пять лет.

Следовательно:

Rj = (R2015+R2016+…R2019)/5

где Rp − средняя рентабельность диверсифицированного портфеля; j −количество видов продукции; σp – риск, связанный с диверсификацией. По формуле рассчитываем среднюю рентабельность продуктов А и B:

RА = (0,88+0,52+0,39+0,37+0,78) /5 = 0,59;

RB = (0,84+0,52+0,95+0,17+0,55) /5 = 0,6.

По формуле рассчитывается средняя рентабельность диверсифицированного портфеля:

RA,B= =0,595

По формуле рассчитывается риск по продуктам А и B:

=0,09

=0,1

Риск, связанный с диверсификацией рассчитывается по формуле




Результаты расчетов записываются в обобщенную таблицу, на основании данных которой делается вывод об эффекте и финансовом риске диверсификации:

Оценка эффективности и финансового риска диверсификации продукции

Группировка видов продукции

Ожидаемый эффект от диверсификации

Финансовый риск %



51,9→max

0,09



51,5

0,007



49,7

0,010→min


Следовательно, наилучшей группировкой видов продукции по показателю максимальной эффективности продукции является вариант диверсификации <А, B>. По критерию наименьшего финансового риска предпочтение следует отдать варианту диверсификации <А, B, C, D>. Таким образом, возникает проблема выбора вариантов диверсификации по двум критериям. Чтобы решить ее, необходимо сопоставить выигрыш от повышения эффекта в случае предпочтения варианта <А, B>, с выигрышем от снижения риска в случае выбора варианта <А, B, C, D>.

Предприятию необходимо сосредоточиться на производстве всех видов продукции, но исключая иногда продукты C и D. На рисунке показано соотношение, в котором должны производиться два варианта группировки видов продукции на основе показателей рентабельности продаж.

Список используемых источников:

1. Алексейчева Е. Ю., Магомедов М. Д., Костин И. Б. Экономикаорганизации (предприятия). Учебник. — М.: Дашков и Ко. 2020. 290 с.

2. Баскакова О.В., Мачабели М.Ш. Экономика организации. — М.:Дашков и Ко. 2019. 306 с.

3. Грибов В. Д., Грузинов В. П. Экономика предприятия. Учебник. — М.:

Инфра-М, КУРС. 2017. 448 с.

4. Загребельная Н. С., Ефимова Н. В., Шевелева А. В. Основы экономики

фирмы. Учебное пособие. — М.: МГИМО (У) МИД России, МГИМО- Университет. 2016. 480 с.

5. Коршунов В. В. Экономика организации. Учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 314 с.

6. Мокий М. С., Азоева О. В., Ивановский В. С. Экономика организации. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2018. 284 с.

7. Новашина Т. С., Карпунин В. И., Косорукова И. В. Экономика и финансы предприятия. Учебник. — М.: Синергия. 2020. 336 с.