Файл: Психологические требования к менеджеру по персоналу (Психологические требования к менеджеру по персоналу).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образ жизни - устойчивый, сформировавшийся в определенных социально-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, удовлетворения ими физиологических и внутренних потребностей, общепризнанные нормы поведения -является определяющим фактором человеческого здоровья.

Выбрать в тех или иных обстоятельствах здоровый образ жизни мы можем. Представление о психическом здоровье в психологии не получило до сих пор развернутой оценки. Согласно взглядам отечественного врача психиатра С.С. Корсакова, оно связано с понятием о человеке как о психическом целом. В нем объединены все без исключения значительные качества, составляющие личность, придающие ей стабильность, уравновешенность и способность препятствовать влияниям, стремящимся эту целостность нарушить. Психологическое состояние здоровье человека зависит от социального здоровья среды, в которой он был рожден. Общественные связи, такие как близкие, семья, родные, сотрудники, приятели, и т.д могут оказывать воздействие как хорошее, так и отрицательное.

Систематический подход к оценке психологического здоровья человека выделяет следующие психические проявления:

  • свойство личности - оптимистичность, концентрированность (отсутствие суетливости), уравновешенность, адекватная степень требований, нравственность, уверенность в себе, чувство долга, не обидчивость, не леность, непринужденность (естественность), чувство юмора, терпеливость, дружелюбность, самоконтроль, самоуважение;
  • психическое состояние - эмоциональная устойчивость (самообладание), свободное, естественное проявление чувств и эмоций, зрелость чувств соответственно возрасту, совладание с отрицательными эмоциями (гнев, страх, скупость, зависть), сохранность привычного (оптимального) самочувствия, способность радоваться;
  • психический процесс - адекватное восприятие самого себя, адекватность психического отражения (схожесть субъективных образов к отражаемым объектам действительности), удержание информации в памяти, способность концентрации внимания на предмете или виде деятельности, критичность мышления, способность к логической обработке информации, новаторство мышления, понимания себя, дисциплина ума (управление мыслями).

К объективным факторам эффективного управления относятся его статус в обществе и полученное образование, социально-экономическое положение человека. Исследования доказали прямую зависимость занятия управляющих должностей от социального происхождения и статуса человека. Ф. Е. Фидлер говорил, что «лучший способ стать президентом компании - родиться в семье, которая владеет компанией». Мир узнает немало обратных примеров, однако взаимозависимость между социально-экономическим положением и занимаемой должностью имеется.


Образование занимает промежуточное положение среди объективных и субъективных факторов эффективной менеджерской работы, таким образом прочное усвоение познаний и результативное их применение не покупается за деньги, а зависит от качеств личности, умственных и личных способностей. Выяснению воздействия конкретных качеств на эффективность управления были посвящены довольно многочисленные эмпирические исследования. Р.М.Стогдилл (США) обобщил результаты 163 таких трудов, пытаясь определить наличие и характер зависимости между успехом и отдельными чертами руководителя.

Он объединил индивидуальные качества руководителя в шесть групп:

  1. физические характеристики;
  2. социальное происхождение;
  3. способности - рассудительность, интеллект, знания, умение выражать свои мысли;
  4. личные особенности - доминирование, приспособляемость, оригинальность, независимость, уверенность в себе;
  5. отношение к задачам – инициатива, ответственность, трудовая мотивация, ориентация на производственные задачи, упорство;
  6. социальные способности и навыки - навыки общения, готовность к кооперации с другими, популярность.

Прямая взаимосвязь между отдельными особенностями человека и занятием им управляющей должности подтверждается, согласно взгляду Стогдилла, все же крайне редко, так как на их значимость значительно воздействует определенная обстановка.

Основными психологическими инструментами в менеджерской деятельности связанных с решением самых разнообразных задач являются:

Мышление

Как психический процесс оно ориентированно на выявление взаимосвязей между предметами и явлениями действительности. Мыслительные операции по осуществлению основных функций менеджмента (организация, планирование, контроль и мотивация) происходят двумя моделями мышления – креативным и логическим, творческим мышлением.

Логическое мышление используется при решении задач с определенным комплексом информации и при маленькой степени неопределенности, оно приводит к единственному правильному результату посредством операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Креативное мышление функционирует в ситуациях недостаточности конкретной информации и большой степени неопределенности. Не дает верного результата, а предлагает ряд равносильных, один из которых может быть предпочтительней других. Креативное мышление применяет способы сравнения, анализа, синтеза, но они не являются главными.


Помимо опыта, огромную роль в принятии результативного менеджерского решения играет психологическое состояние - подъем сказываются положительно на генерировании интуитивных решении, бодрость. Еще один из факторов - это индивидуально-психологические особенности человека: некоторые предрасположены действовать практически всегда исходя только из фактов и применяя логическое мышление, другие довольно часто полагаются исключительно на свою интуицию. Один из важнейших инструментов современного менеджера - креативное мышление, его нужно и можно развивать путем тренировок (быстроту, гибкость и прогностичность интеллекта). Быстротой ума можно назвать способность за один период решить такое количество задач, с какими в состоянии справиться при случайной выборке приблизительно 40 человек из 100 исследуемых.

Гибкостью - называют умение быстро перестраиваться и отказываться от усвоенных ранее шаблонов.

Оригинальностью мышления - является умение отыскать новое, нестандартное решение трудностей. Прогностичность представляет собой умение человека предугадать наступление вполне конкретных событий.

Управляющие абсолютно всех рангов принадлежат к категории сотрудников, страдающих чаще, нежели остальные, серьезными хроническими заболеваниями. Показатель гипертонической болезни у руководителей-мужчин (в 40-49 лет) превышает 50% обследованных. По общему мнению, исследователей, причиной всему является стресс.

Стрессоустойчивость

Стрессоустойчивость — понятие более узкое. Однако исходя из данных HR-деятельности, мы выделяем стрессоустойчивость в качестве отдельного обязательного качества специалиста в области работы с персоналом.
Есть два основных внешних фактора, под воздействием которых устойчивость к стрессам имеет особое значение.
Чем выше ступень, которую занимает сотрудник, тем больше ответственности возложенной на него, и чем в большей степени работа связана с межличностным общением, тем больший спектр вероятных возможных ситуаций, и поэтому вероятность возникновения стрессовых ситуаций при данных условиях гораздо выше. Так образом именуемый «иммунитет к стрессу» дает возможность менеджеру по персоналу быстро перестраиваться в новой обстановке, переносить регулярные эмоциональные нагрузки и, что самое главное, - не позволять, когда вступает в силу деструктивный процесс: это апатия, чрезмерная впечатлительность, резкое снижение работоспособности, ухудшение показателей психофизических процессов (внимание, память и т.д.), проблемы со здоровьем по причине снижения иммунитета, чтобы стадия стресса не переходила в стадию дистресса. Очень важно, как человек отреагирует на сложную ситуацию, насколько велико изменение в его работоспособности, насколько быстро он восстанавливается. Стресс не должен выбивать из колеи, в противном случае сотрудник просто не сможет выполнять полноценно свои обязанности.


Ассертивность

Ассертивность - умение действовать решительно, не нанося при этом ущерба окружающим. Такое поведение предполагает умение свободно формулировать свои желания, признавать свои требования, добиваться их удовлетворения, при этом не чувствуя за собой вины, а признавать на это свое полное право. HR-менеджер по персоналу при решении какой-либо задачи должен понимать других людей, вовлеченных в нее, не ущемлять их интересы и в то же время

разумно и умело защищать интересы своей стороны, то есть он должен вести себя ассертивно. Ассертивного человека отличает адекватная самооценка и позитивное отношение к другим людям, что важно при работе с людьми.

Коммуникабельность

Способность человека к коммуникации, установлению социальных контактов и связей. Вся работа менеджера по персоналу связана с человеческим фактором, а главная часть работы представляет собой взаимодействие с людьми. По этой причине необходимым качеством является умение устанавливать положительные первичные договоры, располагать к себе человека так, чтобы последующие отношения с ним строились на позитивном начале, доверии и взаимном принятии.
Здесь можно выделить такое качество человека, как аттрактивность. Оно свойственно не всем людям и представляет собой наличие совокупности качеств, способных заинтересовать к себе людей, вызывать мгновенную симпатию. Аттракция в буквальном смысле означает «привлечение». Осознание и стремление владеть такими необходимыми свойствами способствует целенаправленному установлению сотрудником благоприятных социальных отношений. Исходя из этого психологи, работающие в области бизнеса, рекомендуют людям, связанным с межличностными коммуникациями, выражать позитивное отношение, даже если на самом деле они не испытывают симпатии. Внешне проявленная дружелюбность обладает обратным действием - отношение на самом деле способно измениться на более положительное.
Таким образом, эксперт по персоналу создает у себя дополнительный механизм социальной перцепции (восприятия), позволяющий получить больше информации о человеке.
Обладание аттрактивными качествами весьма важно в процессе коммуникации. Но необходимо иметь в виду, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение не всегда можно выразить улыбкой, особенно


если она очевидно фальшива.
Чувство юмора также имеет значение в оказании положительного влияния на психологический климат, производственные отношения. Некоторые трудные ситуации можно разрядить вовремя сказанной шуткой, а замечания в виде безобидной шутливой реплики иногда более действенные и подходящие, нежели прямое указание на недостаток.
Очень важным фактором эффективной коммуникации считается способность выслушивать. Специалист, владеющий навыками активного слушания, может расположить к себе другого человека, создать благоприятное отношение, получить в процессе общения ту информацию, в которой он заинтересован, и оказать определенное влияние на своего собеседника.

Самообладание

Грамотно было отмечено, что у нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. Общение и установление контакта между людьми происходит с помощью средств невербальной (положение тела, жесты, мимика), вербальной (словесные) и паравербальной (тембр, голос, интонация, скорость речи) коммуникации. Умение осуществлять контроль невербальные проявления в трудных ситуациях также важны в процессе коммуникации. Необходимо помнить, что аффектация, то есть чувство или эмоция, показанные выражением лица, играют огромную роль в восприятии вас другим человеком.
Следовательно HR-менеджер должен уметь контролировать свое недовольство, возмущение или гнев. Это напрямую связано со следующей психологической особенностью идеального менеджера, портрет которого мы сейчас рисуем. Человек, не умеющий владеть собой, неуравновешен, вспыльчив, склонен к принятию необдуманных решений. Исходя из этого вряд ли мы переоценим значение самообладания в процессе коммуникации.

Беспристрастность

Руководитель обязан соблюдать терпимость во взаимодействии с другими сотрудниками, беспристрастность и безоценочность. В случае если ему

необходимо, чтобы критика была эффективной и правильно воспринималась, он обязан указать работнику на определенный факт и его следствие; его совет должен звучать как предложение в виде вывода из всего сказанного, а еще лучше, если этот вывод сделает сам человек. Беспристрастность как особое качество менеджера важно в процессе обучения, коучинге, когда коуч сподвигает специалиста к самораскрытию, самосовершенствованию как в профессиональной сфере, так и в личностной, к поиску творческих решений и поддерживает инициативность в достижении целей.