Файл: Хозяйственная деятельность корпораций и трудовые отношения в ней.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
Поэтому никакая третья сторона не может обязать работников и работодателей заключить коллективный договор, а также привлечь к ответственности за его отсутствие.
Действие коллективного догово.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, в том числе и на работников, которые начинают работать после заключения коллективного договора.
Коллективный договор начинает действовать с момента даты его подписания либо с даты, указанной в договоре.
Так, за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору работодателю может быть вынесено предупреждение либо на него может быть наложен штраф.
На какой срок заключается коллективный договор?
Коллективный договор может заключаться на срок до трех лет.
По истечении срока действия коллективного договора стороны вправе либо продлить срок его действия еще на три года либо заключить новый договор. Сколько раз осуществляется такое продление - законодательством не регламентировано. Поэтому делать это можно неоднократно. Стороны обязаны исполнять условия коллективного договора с момента его вступления в силу. Эти условия являются обязательными как в течение всего срока действия договора, так и в случае его продления.
Содержание коллективного договора.
Содержание коллективного договора определяется сторонами коллективных переговоров.Статья 41 Трудового кодекса РФ указывает на то, какие положения могут содержаться в коллективном договоре, а также устанавливает его структуру.
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами при его заключении. Стандартный коллективный договор может включать в себя обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
- системы, формы и размеров оплаты труда;
- выплаты различных пособий, компенсаций;
- оплаты труда с учетом инфляции, выполнения определенных коллективным договором показателей;
- дополнительного переобучения работников;
- рабочего времени и времени отдыха, включая порядок предоставления отпусков;
- улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
- гарантий и льгот сотрудникам, которые совмещают работу с обучением;
- отдыха работников и членов их семей;
- частичной или полной оплаты питания работников;
- контроля за надлежащим выполнением коллективного договора, порядка внесения изменений и дополнений в коллективный договор;
- других вопросов, подлежащих обсуждению.
Все условия коллективного договора можно разбить по трем видам:
- нормативные условия. Это условия о предоставлении дополнительных льгот или установлении видов и размеров оплаты труда. Нормативные условия действуют в течение всего времени существования коллективного договора;
- обязательные условия. Это условия о предоставлении конкретных обязательств сторон с указанием срока их выполнения и исполнителей, отвечающих за их выполнение;
- организационные условия. Это условия о сроках действия договора, контроля за его выполнением, о порядке изменения и пересмотра, а также об ответственности за нарушение условий коллективного договора.
Работодатель обязан обеспечить профсоюзам возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, помещения для собраний, конференций. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического состояния работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ и иными законами.
7.Корпоративная этика
Корпоративный этикет подразумевает совокупность мер приличия, подобающего поведения работника на рабочем месте. Соблюдая все правила и нормы этого этикета, можно показать культуру общения, взаимопонимания, и произвести на человека или на сотрудников благоприятное впечатление. Так же этикет включает в себя законы и правила, которым должны следовать все сотрудники - это их обязанность. Корпоративный этикет существовал довольно давно, но вписывать в законы этикета новые правила начали совсем недавно. Но эти законы приобрели некий необычный и новый вид: каждый год проходить аттестацию на профпригодность, держать свое рабочее место в чистоте, постоянно ходить на корпоративные вечеринки и тому подобное.
Корпоративная этика позволит объединить сотрудников в семью, где каждый будет стараться помочь и поддержать другого, работая таким образом, на одно общее дело. Как только сотрудник перестанет чувствовать себя винтиком в системе, с помощью которого начальство и хозяева выкачивают для себя деньги, он начнет работать более продуктивно и воодушевленно.
Невозможно сказать, что существуют какие-то общие для любой организации нормы корпоративной культуры. Ведь так же, как и в разных семьях существуют разные подходы к воспитанию детей, в каждой компании необходимо найти свой подход к организации сотрудников. Человек, как существо социальное, должен чувствовать, что в нем нуждаются, что он является частью коллектива. И только в таком случае он будет предан своей работе так же сильно, как и своим близким.
Для руководителя очень важно выработать четкие нормы этикета в организации, а также донести их к каждому из сотрудников. Только в таком случае имеет право требовать беспрекословного их выполнения. Если организовать корпоративную культуру правильно, то требовать по сути, ни от кого ничего будет и не нужно, ведь работа на благо компании в одной большой семье будет только в радость всем членам коллектива.
Среди общих рекомендованных корпоративных норм этики можно привести такие:
* соблюдение всех правил делового общения, как внутри компании, так и с клиентами;
* забота каждого из членов коллектива об интересах компании и ее репутации;
* совместная работа над достижением основных целей компании;
* контроль качества предоставляемых услуг или выпускаемой продукции;
* ответственность при работе с клиентами.
Руководство для поддержания своего авторитета, также должно в обязательном порядке оговорить с подчиненными культуру служебных отношений внутри компании. Так, начальство не должно распекать подчиненных на виду у других работников. Каждый из сотрудников согласно корпоративной этики должен с уважением относиться к мнению других. Все работники компании должны быть вежливыми друг с другом, исключается употребление бранных слов и не нормативной лексики и т.д. По сути, все эти правила поведения известны каждому взрослому цивилизованному человеку. Однако если не проводить разъяснительные работы и не контролировать выполнение всех этих норм, никакого результата добиться невозможно. Необходимо постараться создать для каждого работника компании такие условия труда, где он будет чувствовать себя частью дружного коллектива. И только тогда, когда сотрудники на работу перестанут ходить, как на каторгу, компанию ждет процветание и успех.
₽
8. Правила приема на работу
Прием на работу — стандартная процедура, с которой сталкиваются все работодатели, имеющие в штате есть хотя бы одного сотрудника. Однако и здесь есть подводные камни: так, в отношении некоторых категорий работников нужно произвести дополнительные действия. Чтобы свести к минимуму все риски для компании, разберем, из каких блоков состоит процедура приема на работу и как именно нужно действовать в разных ситуациях.
Блок № 1. Получение от работника необходимых документов и согласия на обработку персональных данных
Для заключения трудового договора работник должен предоставить работодателю необходимый комплект документов, который установлен статьей 65 Трудового кодекса РФ. К таким документам относятся:
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
— трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые;
— документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;
— документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);
— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
— справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;
— справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ.
Для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены дополнительные документы. Например, для иностранного гражданина обязательным при приеме на работу будет документ, позволяющий осуществлять на территории РФ трудовую деятельность (например, патент или разрешение на работу).
Получив от работника трудовую книжку, работодатель обязан сделать соответствующую отметку в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Когда работник предоставляет компании документы, необходимые для приема на работу, работодатель начинает обработку его персональных данных. В отдельных случаях для этого необходимо получить от работника согласие на обработку его персональных данных.
Блок № 2. Проверка наличия дисквалификации работника
Данный блок актуален не для всех работников, а лишь для руководителей организации. Перед заключением трудового договора с руководителем необходимо убедиться, что он не был привлечен к административной ответственности, исключающей возможность занимать такую должность (не был дисквалифицирован). Для этого следует обратиться к реестру дисквалифицированных лиц, который ведет Федеральная налоговая служба.
Как следует из ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ, содержащаяся в реестре информация является открытой для ознакомления. Плата за доступ к сведениям, содержащимся в реестре дисквалифицированных лиц, размещаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на своем официальном сайте, не взимается. А вот за получение выписки из реестра о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации установлена плата. Размер платы установлен пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 03.07.2014 № 615 «Об установлении размера платы за предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и составляет 100 рублей.
Срок предоставления выписки или справки не может превышать 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Порядок получения выписок и справок установлен Приказом ФНС России от 10.12.2019 № ММВ-7-14/627@.
Блок № 3. Проведение предварительного медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования
Данный блок тоже применяется лишь к тем работникам, кто поступает на отдельные виды работ или на соответствующие условия труда.
К примеру, в соответствии с ч.1 статьи 213 Трудового кодекса РФ, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Для определения категорий работников, для которых периодический медицинский осмотр является обязательным, а также для понимания порядка прохождения медицинских осмотров необходимо обратиться к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н.
Аналогично и с психиатрическим освидетельствованием: при приеме на работу необходимо проверить его наличие, если оно является условием допуска сотрудника к работе. Правила прохождения такого освидетельствования установлены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695. Виды и перечни работ, при которых проводится освидетельствование, перечислены в Постановлении Правительства РФ от 28.04.1993 № 377.
Блок № 4. Ознакомление работника с локальными нормативными актами под подпись
Этот блок обязателен для всех сотрудников. До подписания трудового договора работник должен быть ознакомлен со всеми локальными нормативными актами организации, которые касаются его работы, и с коллективным договором.
Ознакомление с локальными нормативными актами работодателя может быть произведено в листах ознакомления к каждому акту или на отдельном листе ознакомления с указанием всех локальных нормативных актов, с которыми знакомится работник.
Блок № 5. Оформление трудового договора
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Работодатель обязан оформить с сотрудником трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Обратите внимание, что в законе отсутствует определение фактического допуска работника к работе, так что для минимизации рисков и споров с сотрудниками рекомендуется закрепить это определение в локальных нормативных актах.
Особенно важно, чтобы содержание трудового договора строго соответствовало требованиям статьи 57 Трудового кодекса РФ.
Блок № 6. Оформление приказа о приеме на работу
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа должно соответствовать условиям трудового договора. Работодатель вправе использовать как унифицированную форму приказа, так и утвердить свою.
Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. Но на практике, как правило, приказ оформляется в день подписания трудового договора.
Блок № 7. Предоставление сведений в Пенсионный фонд России
С 28 апреля 2020 года в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица (физического лица, которому открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета) необходимо подать сведения в ПФР по форме СЗВ-ТД не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.
Блок № 8. Проведение первичного и вводного инструктажей
Перед началом самостоятельной работы с работником должен быть проведен вводный и первичный инструктажи. Вводный инструктаж проводится со всеми принимаемыми на работу сотрудниками после подписания трудового договора. Делает это специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Результат вводного инструктажа фиксируется в соответствующем журнале.
Первичный инструктаж проводится перед началом самостоятельной работы непосредственным руководителем. Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем (Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»).
Блок № 9. Отметка о допуске к работе в табеле учета рабочего времени
Факт начала работы должен быть отражен в табеле учета рабочего времени соответствующим кодом (в зависимости от формы табеля или иного документа, по которому ведется учет рабочего времени).
Блок № 10. Оформление личной карточки Т-2
На данном этапе необходимо заполнить карточку Т-2, включая раздел о воинском учете. Раздел 3 «Прием на работу и переводы на другую работу» при этом не заполняется.
Блок № 11. Внесение записи в трудовую книжку
Работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Иными словами, работодатель вносит в трудовую книжку запись о приеме на работу на 6-й рабочий день (но указывается дата начала работы).
Трудовые договоры и контракты. Дисциплина труда. Вопросы охраны труда.
Трудовое право - это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, связанные с применением труда по трудовому договору в государственных и муниципальных предприятиях, коммерческих и некоммерческих организациях, учреждениях, а также трудовые отношения некоторых категорий работников, работающих по найму у других граждан.
Основным институтом данной отрасли права является трудовой договор, который представляет собой соглашение между трудящимися и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнить работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением трудовому распорядку, а предприятие, учреждение обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Понятия «трудовой договор» и «контракт» равнозначны. Трудовой договор является основанием возникновения трудовых правоотношений. Условия договоров, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.
Трудовые договоры классифицируются в зависимости от того, на какой срок они заключены: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более 5 лет; 3) на время выполнения определенной работы.
Все трудовые договоры заключаются в письменной форме. После заключения трудового договора издается приказ, который объявляется работнику под расписку.
Зачисление на работу по приказу производится со дня, указанного в договоре.
Содержание трудового договора определяется его сторонами. Трудовой договор является действительным в том случае, если он содержит существенные условия: 1) место работы - наименование предприятия; 2) трудовая функция - работа по определенной специальности, квалификации, должности; 3) дата начала работы, а для срочных договоров - дата окончания.
В трудовой договор могут включаться дополнительные условия: оплата труда, режим рабочего времени, льготы и услуги по социальному обслуживанию, дополнительное медицинское страхование и другие виды обслуживания за счет средств предприятия, обязанность сохранять коммерческую тайну и иные права и обязанности сторон.
Дисциплина — это обязанность подчинения установленному порядку, правилам. Дисциплина труда - обязанность работника соблюдать нормы, которыми регулируются его трудовые отношения с предприятием и непосредственно процесс труда.