Файл: Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития (Малые предприятия на современном этапе).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 362
Скачиваний: 2
1.2 Преимущества и недостатки малого предприятия
Малое предпринимательство играет важную роль в экономике России, т.к. в нашей стране, ему свойственны некоторые преимущества. Согласно Конституции РФ за гражданами закреплено право свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской деятельности и иной не запрещённой законом экономической деятельности.
Не могу не заметить, что малые предприятия находятся в условиях куда менее привилегированных, имеют гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований и т.д., но наличие существенных достоинств даёт малым фирмам возможность отвоевать свою долю на рынке.
Собственники малого предприятия склонны к сбережению средств, у них всегда больший уровень достижения успеха. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных рынках, дают средства к существованию большому числу наёмных работников, способствуют их занятости, содействуют подготовке профессиональных кадров и т.п.
По сравнению с крупными компаниями малый бизнес имеет явные достоинства:
Для организации малого бизнеса не требуется крупных вложений в основные средства. Это положительно сказывается на себестоимости продукции и позволяет привлекать молодых, активных и талантливых предпринимателей.
Гибкость и мобильность. Малые предприятия умеют быстро ориентироваться в рыночной ситуации, что в бизнесе считается важной особенностью. Если какая-то идея не срабатывает, они могут переключиться на другую. Более того, малые предприятия работают над несколькими идеями сразу (принцип множественного конкурентного подхода). Малые предприятия производят продукцию небольшими партиями, что невыгодно крупным компаниям.
Дублирование и взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга.
Высокая скорость продвижения информации. Она обеспечивается за счёт меньшего объёма информации в малом предприятии, и непосредственного прямого общения руководителя и подчинённых.
Хорошая управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Малые предприятия «терпимы к хаосу», что почти или совсем невозможно для крупной компании. Практический опыт свидетельствует о том, что инновации, перемены, создание чего-то нового — это процесс в основном неорганизованный, идущий скачками. Сознавая это, некоторые компании-гиганты разрабатывают меры по преодолению такого положения. А мелкие предприятия принимают такое положение совершенно естественно.
Малые предприятия умеют работать с вкладчиками капитала в рискованные предприятия. Хороший вкладчик знает, что один успех разом окупит несколько неудач.
Малые предприятия действуют по принципу «ориентации на нужды», приспосабливаются к запросам клиентуры, предлагают рынку что-то новое, реально действенное. Представители малого предпринимательства умеют мыслить перспективно. Крупные же компании нередко поддаются искушению выпускать как можно большее количество продукции, забывая о требовании не только производить, но и сбывать её.
Малые предприятия эффективны не только как производители товаров, но и как производители отдельных узлов и механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным компаниям. Всё это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно широко поставить на службу народному хозяйству России.
Наряду с преимуществами всегда имеются и недостатки. Выделю самые существенные из них:
Значительно большая степень риска. Предприниматель работает под страхом разориться и стать банкротом.
Важность накопления капитала. Чтобы «удержаться на плаву» необходимо расширять производство; имеются ограничения в получении кредита, т.к. у малого предпринимателя нет возможности выплачивать высокий процент.
Ограниченность сферы деятельности. Малому бизнесу нет места в отраслях, где требуются большие капиталовложения.
Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка.
Неспособность на равных конкурировать с крупным производством из-за скромных масштабов производства и ограниченности ресурсов.
Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.
В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач деятельности малых предприятий чаще всего называют:
некомпетентность;
несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);
нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.
Другими причинами банкротства малых предприятий являются:
запущенность бизнеса;
плохое здоровье или вредные привычки;
катастрофы, пожары, воровство;
мошенничество.
Предприятия, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем предприятия, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины — владельцы малых предприятий более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те предприниматели, которые много работают, но не переходят за рамки здравого смысла.
На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в небольших предприятиях, как правило, более удачливы. Если в управлении предприятием участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из 2 – 4 человек, то шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. На «живучести» малых предприятий сказываются и размеры финансирования на первом этапе: чем больше вложений в первоначальный капитал, тем больше возможностей выжить в кризисные периоды.
Таким образом, как и у всех видов бизнеса, у малого предпринимательства есть как положительные, так и отрицательные стороны. К основным преимуществам можно отнести быструю адаптацию к местным условиям, гибкость и оперативность в принятии и выполнении решений, большие возможности индивидуума реализовать себя, более низкую потребность в начальном капитале и т.д. Основными недостатками являются высокий уровень риска, зависимость от крупных предприятий, недостатки в управлении делом, трудность в заимствовании дополнительных финансовых средств и т.д. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно широко поставить на службу народному хозяйству России. Задача предпринимателя - грамотно построить своё дело с учётом всех особенностей этого вида бизнеса, чтобы добиться успеха на российском рынке.
1.3 Проблемы развития малого бизнеса
Проблемы развития малого бизнеса в современной России.
Для предпринимательства характерна высокая зависимость от внешней среды: в процессе осуществления своей деятельности бизнес находится под влиянием ряда факторов, сдерживающих его развитие. Эти факторы можно разделить на три группы: общие (общеэкономического характера), территориальные и частные (преимущественно организационного характера).
Что же конкретно мешает предпринимательству нормально развиваться? Проблемы предпринимательства можно разделить на следующие группы:
Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности. Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
Кредитная необеспеченность.
Сами представители предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом :
недостатки налоговой системы;
отсутствие оборотных средств;
низкий платежеспособный спрос населения;
высокая арендная плата;
экономическая политика государства;
недоступность кредитов;
дороговизна сырьевых ресурсов;
Слабое развитие внутреннего рынка;
высокие тарифы на перевозки;
отсутствие производственных площадей.
Рассмотрим подробнее основные проблемы предпринимательства:
Недостаток финансовых ресурсов.
Весьма значимой для бизнеса является проблема недостатка финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных, для расширения деятельности. По оценкам экспертов лишь малая часть - примерно 30% от имеющейся потребности в кредитах для малого бизнеса сегодня удовлетворена, а в части микрокредитов (сумм до 300 тыс. рублей) - то и вовсе 10%. Особенно сложно получить кредит начинающему предпринимателю.
Основная часть предпринимателей не пользуется кредитными и заемными средствами прежде всего из-за отсутствия у малых предприятий необходимого обеспечения. Другой причиной являются высокие риски, связанные с кредитованием малых предприятий, и накладные расходы банков, которые почти одинаковы как для небольших ссуд, так и для крупных.
Вместе с тем, говоря об общих тенденциях развития сектора кредитования малого и среднего бизнеса, можно отметить, что банки, накапливая опыт работы в этой сфере, оценивая уровень рисков, связанных с предоставлением кредита данному сегменту рынка, идут по пути упрощения процедур кредитования, смягчения условий, включая процентные ставки, сроки погашения кредитов, комиссии.
Развитие института кредитования малого предпринимательства - процесс достаточно сложный, успех которого зависит от последовательной реализации действенных мер всестороннего характера и направленности. К мерам, направленным на развитие кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства следует отнести:
совершенствование системы оценки платежеспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
создание новых кредитных программ;
снижение процентных ставок; улучшение условий кредитования, в том числе внедрение стандартизированных процедур, позволяющих снизить себестоимость операций по кредитованию и сократить срок рассмотрения заявок;
снижение кредитных рисков путем применения различных схем гарантирования и обеспечения кредитов;
привлечение крупных субъектов предпринимательской деятельности к поручительству за субъектов малого и среднего предпринимательства;
совершенствование нормативных требований Банка России (что позволит снизить процентные ставки по кредитам);
расширение субсидирования процентной ставки по кредитам; осуществление мер, направленных на повышение прозрачности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
развитие инфраструктуры поддержки; образовательная, в том числе правовая, работа в среде малого и среднего предпринимательства;
создание региональных и муниципальных фондов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих в том числе помощь в сборе документации для получения кредита, развитие альтернативных способов финансового обеспечения.
Проблема доступного кредитования также постепенно решается с помощью ассоциаций содействия малому бизнесу и других организаций, которые оказывают помощь в подборе наиболее выгодных кредитов, а также выступают гарантом при получении займа в банке.
.Административные барьеры.
Одним из факторов, вызывающим многочисленные нарекания предпринимателей, является избыточное государственное регулирование деловой активности - так называемые административные барьеры. Следуют отметить значительное число проверок предприятий со стороны органов контроля и надзора, а также продолжительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований в различных инстанциях.
Экспертные исследования и практический опыт свидетельствуют о наличии прямой зависимости между состоянием бизнес-среды и созданием новых рабочих мест. Чем меньше в стране препятствий в процедуре создания компаний, получении лицензий, привлечении кредитов, регистрации прав собственности, найме работников, выходе предприятий на внешние рынки, тем более комфортно чувствует себя бизнес, тем больше эффективных рабочих мест он создаёт. В устранении административных барьеров в этих и других областях кроется значительный потенциал расширения малого предпринимательства и создания новых рабочих мест.