Файл: Композиционное построение сценария театрализованных представлений и праздников (обучение).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
Содержание:
Краткое описание сценария.
Звучат позывные праздника и текст о Масленице. Выбегают скоморохи, танцуют, зазывают народ на праздник, убегают. Остается один скоморох - «Понедельник», который вместе с хозяйкой и красными девицами встречают Масленицу - чучело на санях. На сцене появляется добрый молодец - «Вторник». Проводит игру на знакомство и показывает в танце, как надо «ухаживать» за девушками-невестами.
Затем выходит Среда-лакомка с блинами да оладьями. С девушками она поет песню о блинах, танцует с Блином Блиновичем и проводит эстафету «Кто быстрее замесит тесто». Победителям вручает блины.
За Средой на сцену поднимается Четверг - цыган с табором, поют, гадают, и после удачного гадания на радостях цыгане танцуют и убегают, забыв мешок.
На сцену выходит хозяйка, развязывает мешок, оттуда появляется Баба-Яга, называющая себя тещей. Вместе с хозяйкой проводит эстафеты и угощает участников блинами.
Хозяйка надевает фартук с надписью «Суббота». После танца «Золовушки» Хозяйка с Бабой-Ягой ведут беседу о том, зачем праздник «Масленицы придумали». Появляется Зима, возникает конфликтная ситуация - зима не хочет уходить. Но после некоторых размышлений соглашается уступить место Весне. После концертной программы Воскресенье, Баба-Яга и Хозяйка вместе с народом прощаются с Масленицей, сжигают чучело Масленицы, просят друг у друга прощения и проходят через прощеные ворота.
Идейно-тематические особенности
1. Тема:
Встреча Хозяйкой масленичных дней, каждого со своей традицией.
2. Идея:
На примерах возрождения традиций русского праздника Масленицы воспитывать нравственность у общества и в частности у молодежи.
3. Цель:
Развлекательно-познавательная - в игровой форме рассказать о масленичных днях недели и обрядах.
4. Форма:
Театрализованное, народно- обрядовое представление.
4. Форма построения конфликта:
Игровая, персонифицированная, через действия и состояния персонажей.
Выразительные средства
Слово ведущей - Хозяйки.
Монолог: поэтический.
Диалог: между персонажами,
между актерами и зрителями.
Песня:
- фоновая;
- вставной номер.
5. Частушки- авторские.
6. Музыка:
-создающая атмосферу и настроение;
- продолжающая логику действия - для «Карусели»;
- фоновая для игр и забав.
7. Танец:
-продолжающий логику действия:
- хоровод;
- вставной номер;
- иллюстративное действие.
8. Действие аудитории и отдельных ее участников:
- викторина;
- эстафеты;
- конкурсы;
- хоровод;
- коллективное исполнение действий;
- прощеные ворота.
9. Ритуально-обрядовые действия:
- сожжение чучела Масленицы;
- прохождение через прощеные ворота.
10. Традиционные действия:
- встреча Масленицы;
- угощение блинами.
Художественно-образные основы сценария
Типы действующих лиц в сценарии:
1. Ведущая - Хозяйка.
2. Игровые персонажи:
- скоморохи;
- добрые молодцы;
- Среда-Лакомка;
- Цыган;
- Баба-Яга;
- Зима;
- Блин Блинович.
3. Массовка- девицы-красавицы.
Метод сценарного оформления:
- театрализация;
- монтаж.
Сценарно-образный ход:
- собственно- драматургический;
- персонификация (Масленица, Зима, Блин, Дни недели).
Композиция
Экспозиция:
- Афиша;
- Реклама в газете, по радио;
- Гуляние с чучелом Масленицы по парку;
- Музыка.
Пролог - зазывальный текст на фоне песен о Масленице.
Завязка - встреча Масленицы.
Основное действие - празднование Масленицы.
Сквозное действие - знакомство с масленичными днями.
Контрдействие - борьба за первенство быть главным героем Масленичной недели.
Кульминация - прощание с Зимой, сожжение чучела Масленицы.
Финал - прохождение через прощеные ворота.
Эпизоды в сценарии
1. Скоморошина. 6. Тещины блины.
2. Встреча Масленицы. 7. Золовкины вопросы.
3. Заигрыш. 8. Зимние угрозы.
4. Среда-Лакомка. 9. Прощание с Масленицей.
5. Цыганский разгуляй.
Монтажные связки между эпизодами:
Музыка.
«Карусель» со скоморохами.
Наиболее эмоциональные моменты в сценарии:
1. Игровые состязания.
2. Прощание с Масленицей.
Постановочный план.
Основное действие - празднование Масленицы.
Сквозное действие - знакомство с масленичными днями.
Контрдействие- принять участие в конкурсах и играх.
4. Жанр - лубок.
5.Конфликт - борьба за первенство быть главным героем Масленичной недели.
5. Предлагаемые обстоятельства:
- завершение Зимы;
- праздник Масленицы.
6. Темпоритм: нарастающий от эпизода к эпизоду.
7. Событийный ряд:
- исходное событие - прощание с Зимой;
- основное событие - встреча Масленицы;
- центральное событие - сожжение чучела Масленицы;
- финальное событие - прощение и прохождение через прощеные ворота;
- главное событие - очищение.
9. Атмосфера - праздничная, светлая.
Реквизит
Чучело Масленицы в рост с человека с лентами по количеству дней Масленицы.
Чучело Масленицы 4-хметровой величины на санях.
Подносы - 2шт.
Стопки с искусственными блинами - 5шт.
Кастрюли из поролона - 2шт.
Карточки с изображением ингредиентов для блинного теста - 10шт.
Гитара для цыгана.
Искусственные цветы - 4шт.
Мешок большой «ходячий» для Бабы-Яги.
Канат.
Прощеные ворота.
Вязанки дров, факелы.
Аттракционы
Аукцион поговорок о Масленице, о блинах.
Канат.
Эстафета «Замеси тесто для блинов».
«Блины со свистом».
Викторина «Забытые слова»
Костюмы, грим (см. приложение)
Скоморохи - яркие рубашки и штанишки, на голове - колпаки с бубенчиками, краснощекие и громкоголосые.
Хозяйка - сарафан и накидка красного цвета с золотым оформлением, кокошник на голове, гостеприимная и чуть-чуть кокетливая.
«Понедельник», - скоморох, на воротнике надпись «понедельник» приглашает на встречу Масленицы.
«Вторник» - добрый молодец в хохломской рубахе, синих шароварах, в синей кепке с «цветком», на поясе - кушак с надписью «вторник»; звонкоголосый ухажер.
«Среда-лакомка» - девушка с пышными формами, в сарафане, кокошнике и фартуке с надписью «среда»; хлебосольная и ласковая.
«Четверг» - актер в цыганском костюме: красной рубахе, черном жилете с надписью «разгуляй четверток», черных шароварах, бандане с гитарой в руках; озорной, с широкой улыбкой.
«Пятница» - Баба-Яга, изображающая тещу, в сиреневой шубке с заплатами, такой же цветастой юбке, на голове платок, на ногах - валенки, на шубе (на спине) надпись «пятница»; крикливая, но с чувством юмора.
Зима - актриса в белом парчовом кардигане, белом головном уборе, белых сапожках; строгая, но отходчивая.
«Воскресенье» - скоморох, надпись «воскресенье» на рубахе, провожает Масленицу.
Основные мизансцены (по эпизодам)
Музыкальная партитура
№ |
Наименование эпизода |
Продолжительность звучания |
Реплика на включение музыки |
Характер включения фонограммы |
Фонограмма |
1. |
Скоморошина.Зазывальный балаган |
6,5 мин. |
По сигналу режиссера |
Умеренно громко |
Тр. 1. Марийские фанфары |
2. |
Встреча Масленицы. -Выход Хозяюшки; -Вывоз Масленицы; -Фонограмма Масленицы; -Вокальная композиция «Здорово, Кострома» |
2,0 мин. 20 сек. 2,8 мин. |
-После фразы 2 девушки: «Сердцем потешиться» -По сигналу режиссера -После фонограммы Масленицы |
-Умеренно громко -Громко -Умеренно громко |
Тр. 3. Анс. Мурома «Кострома» Тр. 3 |
3. |
Заигрыш -Тема «Карусели» -Игра-знакомство -Танец «Ухажер» |
3 мин. 2,2 мин. |
-После слов Вторника «Поехали» -После ухода Вторника и хозяйки |
-Громко -Умеренно громко |
-Тр. 5. «Гоп-гоп - Тр. 6. «Кадриль» |
4. |
Среда-лакомка -Тема «Карусели» -Песня «Блины» -Вокально-танцевальная композиция «Выйду из печки» -Музыка для игры «Замеси тесто» |
2 мин. 2,5 мин. 2 мин. |
-После фразы Среды: «Вон как улыбается» -Сразу после песни «Блины» -На счет 3: 1,2,3 Хозяйка со зрителями |
-Умеренно громко -Громко -Умеренно громко |
-Тр. 8. «Блины» -Тр. 9. «Выйду на улицу» Тр. 10. «Русская народная |
5. |
Цыганский разгуляй -Тема «Карусели» -Песня «Ах, ручеек» -Тема «Гадания» -Цыганская пляска |
2 мин. 1 мин. 2,5 мин. |
-После слов Цыгана «Будем веселиться» -После песни -Цыган: «Табор танцевать идет» |
-Умеренно громко -Умеренно тихо -Громко |
Тр. 12. «Ручеек» Тр. 12 Тр. 13. «Цыганочка с выходом |
6. |
Тещины блины -Тема «Карусели» -Музыка на игру «Канат» -«Частушки про тещ» |
2 мин. 2,3 мин. |
-После объяснения игры Бабой-Ягой -Баба-Яга: «Частушки про тещ» |
Умеренно громко Громко |
Тр. 14. «Русская тройка» Тр. 15. «Богатырская сила» Тр. 16. «Авторские частушк |
7. |
Золовкины вопросы -Тема «Карусели» -Танец «Золовушки» |
2,4 мин. |
-Баба-Яга: «Хороводы водить» |
Умеренно громко |
Тр. 18. «Русский перепляс |
8. |
Зимние угрозы -Вокально-танцевальная композиция «Масленичные деньки» |
|
|
|
|
9. |
Прощание с Масленицей -Тема «Карусели» -Фонограмма Масленицы -Вокальная композиция «А мы Масленицу устречали» -Музыка на номер с огнем -Хоровод -Музыка на прощеные ворота -Вокально-танцевальная композиция «Масленичные деньки» |
30 сек. 1,5 мин. 2,5 мин 5 мин. 10 мин. 2,8 мин. |
-Баба-Яга: «С блинами, пирогами и оладьями» -После фонограммы Масленицы -По сигналу режиссера -Хозяйка: «Устроим хоровод вокруг Масленицы» -Хозяйка: «Пройдем через прощен. ворота» -Хозяйка: «А весну привела» |
Умеренно громко Умеренно громко Умеренно Умеренно громко Умеренно Громко |
Тр. 21. Слова Масленицы Тр. 22. «А мы Масленицу устречалТр. 23. Тр. 24. Иван Купала «Виноград» Тр. 25. Иван Купала «Воротечки» Тр. 19. «Тю-ря-ря» |
Световая партитура
Свет - постоянный. Дневной (уличный)
3. Монтажный лист
Эпизод |
Действие |
Реплика |
Выход/уход |
Фонограмма |
Реквизит |
Костюмы |
Скоморошина |
Танец и зазывальный балаган |
Эх, широка неделя масленая |
Выбегают с разных сторон; убегают налево |
Тр. 1 |
Чучело Масленицы в человеческий рост |
10 скоморохов |
Встреча Масленицы |
1. Понедельник, Хозяйка и красны девицы зазывают Масленицу 2. Вывоз Масленицы, приветствие и хоровод вокруг Масленицы |
В гости к нам Масленица идет Сердцем потешиться |
-Выходят с левой стороны -Вывозят Масленицу со стороны зрителей |
Тр. 2 Тр. 3 |
//-//-//-//-// Чучело 4-хметровой Масленицы |
Понедельник, Хозяйка, Девицы-красавицы. Скоморохи и добры молодцы |
Заигрыш |
Вторник-заигрыш проводит игру на знакомство и ухаживает за девушками-невестами |
«Поехали» Это ты что ли девушка-невеста?! |
-Выходит с «Каруселью» с левой стороны -Выбегают с левой стороны |
Тр. 4, Тр. 5 Тр. 6 |
|
Вторник - добрый молодец, Хозяйка, девушки-танцоры |
Среда-лакомка |
Среда-лакомка поет песни, танцует с Блином Блиновичем и угощает всех блинами |
«Вон как улыбается» |
Выходит с «Каруселью» с левой стороны |
Тр. 7,8, Тр. 9 Тр. 10 |
Стопки с искусственными блинами Кастрюли и карточки с блинами |
Среда-лакомка, красны девицы, Блин Блинович, Хозяйка, плясуны |
Цыганский разгуляй |
Проходят цыганские гадания, песни и пляски |
Будем веселиться Табор танцевать идет |
Выходит с «Каруселью» с левой стороны Цыганки выходят с разных сторон; уходят влево |
Тр. 11, 12 Тр. 13 |
Гитара |
Цыган, цыганки |
Тещины блины |
Баба-Яга с хозяйкой проводят соревнования; поют частушки |
«1, 2, 3» Для веселых тещ да добрых молодцев - «Частушки про тещ» |
Вылезает Баба-Яга из мешка |
Тр. 14, 15 Тр. 16 |
Мешок, канат, подносы с настоящими блинами |
Баба-Яга, Хозяйка |
Золовкины вопросы |
Хозяйка с Бабой-Ягой проводят викторину «Забытые слова», танцуют с золовушками |
Будут есть, будут пить, хороводы водить |
Выходят с разных сторон |
Тр. 17, 18 |
//-//-//-//-//-//-// |
Баба-Яга, Хозяйка, золовки-танцоры |
Зимние угрозы |
Диалог Зимы с Бабой-Ягой |
Пляшите, люди, на всю катушку |
Зима выходит с левой стороны |
Тр. 19 |
//-//-//-//-//-//-// |
Баба-Яга, Хозяйка, Зима |
Прощание с Масленицей |
Прощаются с Масленицей, водят хороводы, проходят через прощеные ворота |
С блинами, пирогами да оладьями «Вам ждать меня опять» «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» |
Выходят с разных сторон Спускаются со сцены в народ |
Тр. 20, 21 Тр. 22 Тр. 23, 24, 25 |
Вязанки дров, факелы, прощеные ворота |
Баба-Яга, Хозяйка, Воскресенье, скоморохи |