Файл: ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ (СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
- Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Именно в этом законе общие положения о разновидностях судов в Российской Федерации. Их разделение на суды общей юрисдикции, арбитражные, военные и др. суды. Определены уровни судов в рамках процедур в порядке обжалования судебных актов.
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Частично дублируя положения Конституции РФ, полностью регулирует создание и деятельность Конституционного суда РФ, начиная от основ судебной системы РФ, принципов судопроизводства и заканчивая нормами процессуального характера, определяющих порядок рассмотрения дел в Конституционном суде РФ.
- Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации". Закон определяет порядок формирования и функционирования Верховного суда РФ. Состав суда, порядок формирования коллегий и составов, компетенция судей и коллегий суда.
- Федеральный закон Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17.12.1998 N 188-ФЗ. Закон определяет статус, компетенцию, требования к кандидатам и прочие основы формирования института мировых судей в РФ.
- Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». В Законе более подробно раскрыта система судов общей юрисдикции, порядок создания, компетенция, полномочия и многие другие основы деятельности судов общей юрисдикции. Распределены полномочия районных, апелляционных, кассационных судов. Установлен статус Верховного суда РФ, Верховных судов республик, краевых, областных, судов автономных областей и др.
- Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Определяет основы системы арбитражных судов в РФ. Порядок формирования, задачи и принципы, компетенция и др. основные вопросы. Именно в этом законе установлены территориальные разделения апелляционных и окружных (кассационных) арбитражных судов. Этим же Законом регулируется создание и деятельность судов по интеллектуальным правам.
- Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". Указанный Закон регулирует вопросы создания, формирования, функционирования и полномочий военных судов в РФ. Структуру системы военных судов.
Перечисленное выше федеральное законодательство является основой судебной системы РФ, дает полное представление о структуре и составе судебной системы Российской Федерации. Основы разделения по подсудности, подведомственности, компетенции и территориальной принадлежности судебных органов.
Нормативные акты, регулирующие процессуальную деятельность судов
Следующую группу законодательства можно обозначить определением «процессуальное законодательство». Отличительной чертой этой категорией нормативных актов является то, что она регламентирует участие граждан, органов и организаций в судебных процессах. Определены права и обязанности лиц участвующих в судебных процессах, порядок участия, обращения. Установлены сроки рассмотрения и обжалования судебных актов. Установлены стадии судебных процессов, порядок представления доказательств, и многие другие процессуальные вопросы. Лицо, решившее обратится в суд за защитой своих прав будет руководствоваться именно этой группой нормативных актов.
В настоящее время в Российской Федерации действует несколько основных процессуальных кодексов:
- Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации. Указанный кодекс определяет порядок гражданского судопроизводства. Установлены основы гражданского процесса, принципы и основы. Четко регламентирован порядок обращения, рассмотрения дел в судах общей юрисдикции, порядок обжалования судебных актов. Установлены подведомственность и подсудность дел. Именно гражданско-процессуальным кодексом руководствуются лица участвующие в судебных процессах.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Кодекс определяет порядок уголовного судопроизводства в Российской Федерации. Порядок уголовного судопроизводства, установленный УПК РФ, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. Как и других процессуальных кодексах, определены стадии уголовного процесса, права и обязанности лиц участвующих в процессе и др.
- Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Кодекс определяет порядок арбитражного судопроизводства в Российской Федерации. По аналогии с другими процессуальными кодексами определяет подсудность и подведомственность дел подлежащих рассмотрению в арбитражных судах.
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Относительно «молодой» кодекс, принятый в 2015 году. Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Кроме того, во всех перечисленных процессуальных законах присутствует ссылка на главенство международного права над российским. Вот как сформулированное данное положение на примере Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах, применяются правила международного договора». Таким образом, к нормам процессуального права российской судебной системы следует относить и нормы международного права, регламентирующие данную отрасль, причем их главенствующую роль.
Существенную роль в процессуальном законодательстве Российской Федерации имеют также и судебные акты высших органов судебной власти, Конституционного и Верховного судов Российской Федерации. Каждый из судов в пределах своей компетенции, принимает судебные акты, постановления обязательные к применению судами нижестоящих инстанций. Например, Верховный суд РФ, в целях систематизации, толкования и единообразия судебной практики, систематически принимает Постановления Пленумов по различным вопросам из разных отраслей права. Суды нижестоящих инстанций, принимая судебные акты, обязаны принимать во внимание разъяснения и указания высших органов судебной власти.
регулирующие внутреннюю организацию работы судов.
Третья группа нормативных актов регламентирует внутреннюю организацию работы суда. Нормативные акты данной группы, как правило носят название «регламент», «инструкция», «положение» и др.
Указанная группа нормативных актов устанавливает режим работы суда, его внутреннюю структуру, порядок ведения делопроизводства, состав и структура аппарата суда (помощники, специалисты, секретари и др.). В последнее время, в связи с стремительной интеграцией цифровых технологий этой группой нормативных актов регламентируется и порядок аудиозаписей судебных заседаний, конференц-связи, публикацией нормативных актов и информации о судебных процессах на официальных сайтах судов.
В качестве примера можно привести Регламент арбитражных судов Российской Федерации. Регламент регулирует вопросы внутренней деятельности арбитражных судов Российской Федерации и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Федеральной службой судебных приставов, органами судейского сообщества.
Регламент является обязательным для всех арбитражных судов Российской Федерации. Делопроизводство осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утверждаемой Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. На основе названной Инструкции может разрабатываться инструкция по делопроизводству в арбитражном суде с учетом особенностей структуры, штатной численности и технической оснащенности, которая утверждается Приказом председателя соответствующего суда.
В соответствии с регламентом, в арбитражных судах ведется учет законодательства и иных нормативных правовых актов, информационно-справочная работа на основании утвержденных Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Примерных правил учета законодательства и судебной практики в арбитражных судах Российской Федерации и Классификатора отраслей законодательства для учета нормативных актов и судебно-арбитражной практики. Ведется статистический учет и отчетность по формам и в соответствии с методическими рекомендациями, которые утверждаются Приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Устанавливается порядок пропуска граждан в здание суда, пропускной режим и порядок обеспечения порядка, необходимого для нормальной деятельности арбитражного суда.
Аналогичное назначение и похожее содержание имеют и другие нормативные акты из этой области регулирования:
- Положение об аппарате арбитражного суда
- Порядок подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа
- Порядок организации и проведения в судах трансляции судебных заседаний по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
- Регламент организации деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по работе с лицевыми (депозитными) счетами для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение
- Правила поведения работников аппарата суда (утверждены постановлением Совета судей Российской Федерации от 27.04.2006 № 156)
- и многие другие
ВЫВОД
Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что Конституционный Суд РФ и Верховный представляют собой абсолютно независимых друг от друга части судебной системы, осуществляющих правосудие.
Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:
1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами – судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;
2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);
4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.
Судебная система – совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.
Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2)Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
3) Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 22.12.2017) «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
4) Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (с изм. от 23.06.2018.) «О военных судах в Российской Федерации»
5) Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
6) Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 -2020 годы»//«Собрание законодательства РФ», 07.01.2013, N 1, ст. 13. Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. № 1735-р