Файл: Традиционные организационные структуры (Системы управления предприятием, их формы и принципы).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Системы управления предприятием, их формы и принципы.
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ЗАО «ТИРОТЕКС»
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Тиротекс».
Рис. 3 Структура ЗАО «Тиротекс»
Функции управления текущей деятельностью распределены между финансовыми, маркетинговыми и производственными структурами. Эти три функции выполняют различные подразделения, связанные между собой функциональными связями, необходимыми для успешной работы предприятия. В основу функций входит формирование планов на текущий период, контроль их исполнения и анализ результатов. На предприятии выделены центры затрат и центры ответственности по всем объединениям. При формировании структуры управления учитывался принцип саморегуляции. Реорганизация предприятия была призвана стимулировать инициативу персонала, освободив сотрудников от излишней опеки.
Предприятие полностью отвечает за результаты своей финансово-хозяйственной и экономической деятельности. Организация автономных объединений привела к ликвидации нескольких уровней управления и позволила ускорить процесс принятия решений, сократить сроки разработки и производства новых изделий. Каждое объединение стало как бы лидером на профильном для нее товарном рынке.
Действующая организационная структура ЗАО «Тиротекс» соответствует линейно-функциональной форме организации управления и сформирована на принципе выделения центров затрат и центров ответственности.
Линейно-функциональная предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Основная роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями. Наряду с линейными руководителями существуют руководители функциональных подразделений, подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями. Основным достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность управления в целом. В объединении определены три направления – рынок, производство и управление. Служебные отношения руководителя и команды управления основаны на принципе единоначалия с делегированием полномочий и ответственности по каждой функции управления. Технология управления основана на разработке и использовании нормативных документов, Положений о службах и подразделениях объединения и Должностных инструкциях персонала.
Организационная структура ЗАО «Тиротекс» строится по принципу дивизиональной, с выделением продуктовой ориентации на рынок по основному разделенному ассортименту и функциональной ориентации с обособлением служб производственной, социальной и рыночной инфраструктур объединения.
Одновременно проводятся работы по созданию комплексной системы автоматизации управленческого учета.
К высшему уровню управления на ЗАО «Тиротекс» относят всех руководителей, которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением завода. В высший уровень управления входят: Председатель правления ЗАО «Тиротекс», Зам. Председателя Правления, Помощник Председателя Правления, директор инженерно-технического объединения, директор швейного объединения, директор текстильного объединения, директор торгового дома, директор объединения социального развития, финансовый директор.
Организационные функции высшего уровня управления предприятия включают:
- Организационную функцию, т.е. формирование наиболее приемлемой организационной структуры в соответствии со стратегией деятельности предприятия.
- Управление, т.е. управление деятельностью предприятия, реализацию планов, преобразование последних в производственные обязанности для среднего и низшего уровня руководства;
- Координацию - объединение в единое целое всех усилий каждого элемента организации;
- Контроль, т.е. обеспечение надлежащего выполнения работы всеми элементами организационной структуры. Системы контроля служат для измерения качества и количества проделанной работы. Главным элементом функции контроля является наличие обратной связи между получаемой информацией о результатах работы и соответствующими планами, стандартами, нормами с тем, чтобы отклонения были проанализированы и устранены.
Председатель Правления ЗАО осуществляет оперативное руководство деятельностью предприятия и наделяется в соответствии с законодательством всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи.
Эффективность высшего уровня управления организационной структуры на предприятии не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижение организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой – насколько ее внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.
Средний уровень управления непосредственно подчиняется высшему уроню. На должность руководителя среднего уровня управления назначается лицо, имеющее высшее управленческое, экономическое или техническое образование, в зависимости от специфики выполняемой работы и стажа работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
К среднему уровню управления на ЗАО «Тиротекс» относят: начальник управления финансов, начальник управления издержек, начальник управления ВЭД, начальник таможенного отдела, начальник управления Перспективного развития, начальник управления операционного обеспечения, начальник управления НТП, начальник управления системы качества, начальник управления реализации, начальник отдела планирования программ маркетинга и производства.
Функциями среднего уровня управления являются:
- Постановка задач и целей на уровне отдела в соответствии с общими задачами и целями предприятия;
- Организация работы отдела;
- Управление производственной деятельностью по выполнению плана;
- Стимулирование качественной работы сотрудников отдела;
- Координация производственного процесса в рамках отдела;
- Обеспечение надлежащей связи данного отдела с другими структурными подразделениями;
- Контроль работы всех подчиненных служб.
Руководители среднего уровня управления персонально отвечают за качество выполнения своих обязанностей, а также требований, положений, утвержденных на заводе, действующего законодательства и стандартов предприятий, несут ответственность за сохранность материальных ценностей, за нарушение правил охраны труда, пожарной безопасности.
Низший уровень управления.
Разница между высшим и средним уровнем управления заключается в масштабах, пределах полномочий и ответственности, степени детализации. Низший уровень управления включает в себя осуществление всех вышеупомянутых функций и может выполняться любым членом данной организации в пределах его компетенции. К низшему уровню управления на рассматриваемом предприятии относят механиков, энергетиков, бригадиров, инспекторов, мастеров, старших по смене.
Для оценки эффективности низшего уровня управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления.
Все полномочия определяются политикой организации, внутренними правилами и должностными инструкциями. Они ограниченны даже у высшего руководства. Большая часть полномочий руководителя определяется традициями, нравами и обычаями организации и общества.
Классическая схема передачи полномочий на ЗАО «Тиротекс» приведена на рисунке 3.1.
Рис. 3.1 Классическая схема передачи полномочий на ЗАО «Тиротекс»
Под системой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Система управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций система управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Элементами структуры являются отдельные работники и службы аппарата управления; отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые могут носить линейный и функциональный характер.
Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. [9, c 110]
Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
Преимущества линейно-функциональной системы управления:
Во-первых, она обеспечивает быстрое осуществление действий по распоряжениям, указаниям, дающимся вышестоящими руководителями нижестоящим, чему способствует иерархичность такой структуры управления.
Во-вторых, она предполагает формирование функциональных подразделений на основе их оптимизации. Каждый из них выполняет строго определенные функции, а вместе - весь комплекс функций, обеспечивающих бесперебойную работу производства.
В-третьих, разделение труда между функциональными подразделениями облегчают работу по повышению деловой квалификации, способствует общему расширению знаний в рамках каждого функционального подразделения в ходе постепенного накопления опыта.
В-четвертых, происходит быстрое осуществление действий по принимаемым распоряжениям, спускаемым "сверху вниз", и быстрее реализовывается обратная связь.
В-пятых, создается возможность для быстрого маневрирования производственными, трудовыми и материальными ресурсами, исходя из задач руководителей верхнего уровня.
Недостатками такой системы управления являются:
- отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями.
- чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно подчинение по иерархии управления.
Генеральному директору в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (кадровая служба, финансово-экономический отдел и т.д.). Эти подразделения проводят свои решения через генерального директора, либо (в пределах специальных полномочий) прямо доводят их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне. Функциональные подразделения, как правило, не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям. [10, c 926]
В современных условиях эффективное управление представляет собой ценный ресурс организации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом. Наиболее очевидным способом повышения эффективности протекания трудового процесса является его автоматизация.
При разработке рекомендаций по совершенствованию управления персоналом обязательно нужно помнить, что коллектив предприятия – это особая структура, в которой возникает комплекс проблем. Следовательно, и вносить позитивные изменения необходимо комплексно.
Названия должностей должны давать повод для гордости работникам, их занимающим. При этом необходимо помнить, что в ПМР сложные иностранные наименования могут произвести неблагоприятное впечатление на поставщиков, клиентов и сотрудников.
Если руководитель готовит своего потенциального помощника или заместителя, то для создания здоровой конкуренции можно выбрать несколько человек. Но при этом не должно быть фаворитов. Для проверки способностей каждого, следует уехать, оставив их, по очереди на посту руководителя, дав слово по возвращении поддержать и одобрить все, что бы они не сделали. При этом возвращаться лучше всего внезапно.