Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность, содержание и основные понятия коммерческой деятельности
1.2. Торговля и ее роль в обращении товаров
1.3. Прикладное значение коммерческой деятельности
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Характеристика товара и услуг как объекта коммерческой деятельности
По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса. Все это невозможно без существования информационных, складских, консультационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг.
Так что же является услугой? Услуга –это любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой, неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Виды услуг чрезвычайно разнообразны: они могут иметь промышленный характер, либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными, либо требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Одни виды услуг требуют огромных капиталовложений, например, авиаперевозки, другие могут обойтись небольшим первоначальным капиталом, но зато отличаться высоким уровнем профессионализма работников это, например, консультационные услуги.
Классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления, выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику, причем сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным производством:
- в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг;
- услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров;
- сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.
Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики. Вместе с тем рынок услуг имеет ряд специфических особенностей, обуславливающих особый подход к предпринимательской деятельности.
К основным особенностям сферы услуг можно отнести: высокая степень неопределенности услуг ставит покупателя в невыгодное положение, т. е. часто предоставление услуг требует особых, специальных знаний и мастерства, которые покупателю трудно оценить; невозможность сравнения двух конкурирующих предложений из-за совместного процесса производства и потребления услуги. Можно сравнить только ожидаемые выгоды и полученные; инерция покупателя – главный фактор в обеспечении повторяемости покупки услуги; высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры. Она обусловлена невозможностью хранения и транспортировки услуги. Это свойство услуг создает трудности в предпринимательской деятельности, т. к. обуславливает повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги; специфика организации производства услуг. Производителями услуг являются в основном малые и средние предприятия различного профиля. Обладая большей мобильностью, они имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, и они более эффективны в условиях локального рынка; специфика процесса оказания услуги. Эта специфика обусловлена обязательным личным контактом продавца и покупателя, что увеличивает требования к профессиональным качествам, этике и культуре производителя.
В литературе советского периода услуга рассматривалась как особая потребительская стоимость, создаваемая в непроизводственной сфере, удовлетворяющая определенные потребности общества и отдельных его членов. Такое определение услуги вполне соответствовало марксистскому подходу, поскольку в свое время К. Маркс отмечал: «Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительскую стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару; но особая потребительская стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности...».
В ряде случаев услуга рассматривалась лишь применительно к сфере личного потребления и определялась как трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какиелибо потребности человека.
До сих пор среди ученых и практиков нет единого определения услуги как товара. Это связано прежде всего с тем, что услуги охватывают практически весь спектр человеческой деятельности и обладают огромным разнообразием.
В российской практике широко используется межгосударственный стандарт ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения». Этим документом для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные:
- материальная услуга – это услуга по удовлетворению материально бытовых потребностей потребителя услуг (бытовые, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, транспорта и т. д.);[2]
- социально-культурная услуга – это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя (медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и другие).[3]
На мировом рынке потребителям предоставляется свыше 600 видов услуг. При этом наибольшим спросом в мировой торговле услугами пользуются туристические, транспортные, информационно-коммуникационные и страховые услуги.
Различные услуги обладают разной степенью востребованности и социальной значимости для потребителей. Например, бытовые услуги традиционно занимают значительный сегмент непроизводственной сферы.
Их доля в потребительском бюджете США в среднем составляет 31%, Англии – 37%, Швеции – 41%, в России – около 13%. При этом в общем объеме бытовых услуг наибольшая доля приходится на парикмахерские услуги (31–34%), услуги по ремонту обуви (30–33%), услуги химчистки (9–10%). В российской практике на первом месте по объему и структуре платных услуг находятся услуги пассажирского транспорта (38%); жилищно-коммунальные услуги занимают третье место (14,7%), услуги связи — четвертое (8,4%).
В мировой и отечественной теории и практике существует несколько подходов к классификации услуг. Принципиальное различие между ними заключается в том, что берется в качестве основного (базового) компонента классификации. В большинстве случаев виды услуг рассматриваются в отдельности применительно к сфере их производства, обмена и реализации. Вместе с тем услуги имеют одинаковую природу, в ряде случаев они тесно взаимосвязаны между собой и в целом образуют единую систему, которую принято называть сферой услуг или непроизводственной сферой.
К числу первых попыток классификации услуг следует отнести работы Стентона и Джадда, опубликованные в 1964г.
Стентон дифференцирует услуги, оказываемые на коммерческой основе, на 10 групп, включающих:
- услуги по предоставлению жилья;
- обслуживание семей (ремонт жилища, уход за ландшафтом, уборка жилых помещений и др.);
- отдых и развлечения;
- индивидуальное санитарно-гигиеническое обслуживание (стирка, сухая чистка, косметические услуги и др.);
- медицинские и другие услуги здравоохранения;
- частное образование;
- услуги в области бизнеса и другие профессиональные услуги (правовые, бухгалтерские, консультационные и др.);
- страховые и финансовые услуги;
- транспортные услуги;
- услуги в области коммуникаций.
Джадд предложил свою схему классификации услуг, выдели три принципиальные группы: (Рис. 5)
Рисунок 5. Классификация услуг
- услуги, связанные с физическими товарами, которыми клиент владеет и которые использует, но не на правах собственника;
- услуги, связанные с физическими товарами, являющимися собственностью клиента;
- услуги, не связанные с физическими товарами.
В Общероссийском классификаторе услуг населению включает около 800 наименований. Всего же в классификаторе приведено около 1500 наименований услуг.
ОКУН имеет код ОК 002-93, в настоящее время утративший силу с 01/12/2017. Он был переписан под названием ОКПД2 «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности»[4], и включает в себя следующие группы услуг: 01 – бытовые услуги; 02 – услуги пассажирского транспорта; 03 – услуги связи; 04 – жилищно-коммунальные услуги; 05 – услуги учреждений культуры; 06 – туристические и экскурсионные услуги; 07 – услуги физической культуры и спорта; 08 – медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные услуги; 09 – услуги правового характера; 10 – услуги банков; 11 – услуги в системе образования; 12 – услуги торговли и общественного питания, услуги рынков; 13 – прочие услуги.
Приведенный выше перечень групп услуг, безусловно, не является исчерпывающим. Включенные в раздел ОКУН «Прочие услуги населению» восемь отдельных групп услуг (финансовое посредничество, денежное посредничество, страхование, услуги по операциям с недвижимостью, работа с вычислительной техникой, бухгалтерские, рекламные, научные и охранные услуги) имеют различную природу и содержание, отличаются спецификой реализации, поэтому они требуют, на наш взгляд, отдельного изучения, самостоятельной классификации и учета. Кроме того, в этот перечень не вошли получившие достаточно широкое распространение в рыночной экономике аудиторские, оценочные, выставочные, консалтинговые, природоохранные, инжиниринговые, полиграфические, экспертные, лизинговые и иные услуги. (Таблица 1)
Таблица 1
Классификация услуг
Основные классы услуг |
Сферы услуг |
Осязаемые действия, направленные на тело человека |
Здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты, спортивные заведения, рестораны и кафе. |
Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты. |
Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, поддержание чистоты и порядка, химчистки. |
Неосязаемые действия, направленные на сознание человека. |
Образование, радио- и телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи. |
Неосязаемые действия с неосязаемыми активами. |
Банки, юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами. |
Охарактеризовав и классифицировав услуги, нельзя не упомянуть о том, что приобретение любой услуги начинается с наличия соответствующей потребности у покупателя. Услуга, как специфический товар, не существует отдельно от производителя, ее потребление осуществляется в форме «потребительного производства». В этом отношении производство и потребление услуг всегда имеет одностадийный характер и не включает стадии транспортировки и хранения. Таким образом, потребление услуги напрямую связано с прямым удовлетворением потребностей человека – социальных потребностей. Последние и составляют объективную основу для формирования рынка услуг.
Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. К сфере услуг относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.
Россия является участником международной торговли услугами, выполняя одновременно функции импортера и экспортера услуг. При этом следует отметить, что несмотря на то, что наша страна входит в состав 30 стран- участниц международной торговли услугами, доля Российской Федерации в данной сфере мировой торговли пока еще незначительна – в 1997 г. доля экспорта РФ составила 1%, а импорта – 1,4%.
В этой связи определенный интерес представляет Временный классификатор международных услуг (ВКУ ВЭД), который применяется для статистического наблюдения за экспортом и импортом услуг во внешнеэкономической деятельности. Классификатор включает следующие секторы услуг:
- авиакомпании;
- транспортные организации (железнодорожные, водные, автомобильные);
- гостиничное хозяйство;
- страховые компании;
- юридические фирмы;
- рекламные агентства;
- бытовое обслуживание.
- строительные услуги;
- услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и мотоциклов;
- туристические услуги (поездки);
- услуга почт и связи;
- услуги коммерческие, услуги в областях сельского хозяйства, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности;
- услуги по финансовому посредничеству и связанные с ним вспомогательные услуги (эта позиция включает в себя и страховые услуга);
- услуги, связанные с недвижимым имуществом;
- услуги по аренде;
- услуги вычислительной техники и связанное с этим обслуживание;
- услуги в области исследований и разработок;
- услуги в области права, составления счетов, бухгалтерского учета, ревизии, налогообложения, конъюнктуры рынка (маркетинг), архитектуры, инженерного дела;
- коммерческие услуги, не включенные в другие категории (в эту позицию включены услуги рекламы, услуги по проведению расследований и обеспечению безопасности, производство фотографий, услуги по упаковке, переводческая деятельность, редакционно-издательские, посреднические торговые);
- услуги полиграфические, монтаж и ремонт мебели, оборудования и аппаратуры;
- активы нефинансовые нематериальные (платежи за патенты, лицензии, «ноу-хау», торговые марки, авторские права и т. д.);
- услуги в области образования;
- услуги в области здравоохранения и в социальной области;
- услуги по канализации, удалению отходов, санитарной обработке и аналогичные услуги;
- услуги организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий.