Файл: Разработка информационной системы торговой интернет-фирмы.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
Содержание:
1.1 Постановка задачи
В соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности интернет-магазин занимается торговлей.
Торговой деятельностью занимается персонал интернет-магазина, а руководство осуществляет генеральный директор. В штат магазина входят: директор, два менеджера по продажам, доставщик, специалист в области ИТ.
Директор отвечает за всю документацию. Менеджеры по продажам принимают товар от поставщиков и комплектуют заказы, отвечают на звонки клиентов и поставщиков, поступающие в офис магазина, а так же принимают заказы и оказывают техническую поддержку клиентам. Доставка товаров осуществляется доставщиком с ненормированным рабочим днем. Специалист в области ИТ разрабатывает сайт магазина и поддерживает его, а так же, отвечает за целостность информационных ресурсов магазина. На нем лежит ответственность по созданию, обновлению и сохранности связанных между собой баз данных. Среди наиболее важных обязанностей специалиста в области ИТ – резервное копирование и восстановление информации. Механизм резервирования и восстановления данных обязан учитывать зависимость бизнеса от информации. Другими словами, любая потеря информации абсолютно не допустима.
В случае увеличения продаж магазина штат будет расширяться.
Целью интернет-магазина фототехники, как любой другой коммерческой организации, является минимизация затрат и получение максимальной прибыли. Интернет-магазину фототехники необходимо найти наиболее эффективный способ ведения информации о постоянных клиентах, о представленном в каталоге и заказанном товаре, а так же о персонале и поставщиках.
Фирме необходимо решать задачи регистрации заказов, расчёта стоимости, выставления счетов, составление каталога, учёта платежей клиентов и другие.
В соответствие с системным подходом интернет-магазин представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов, функционирующих совместно для достижения цели.
Интернет-магазин состоит из следующих элементов:
- сайт магазина
- система обработки заказов
- система доставки товара
- система работы с поставщиками
Основные аспекты деятельности интернет-магазина:
1. прием персонала на работу
2. покупка товара интернет-магазином
3. заказ товаров клиентами
4. возврат бракованного товара
5. уплата налогов
6. поддержка и обновление сайта.
Заказ товаров происходит следующим образом. На сайте магазина размещен каталог товаров. Сделать заказ могут только зарегистрированные пользователи, выбрав нужный товар из предложенных. Заказать товар можно на сайте магазина или по телефону. Затем производится комплектация заказа на складе и доставка клиенту выбранным способом: доставщиком или почтой.
В случае брака товара его можно вернуть. Магазин проведет проверку и либо вернет деньги, либо откажет в возврате.
В зависимости от размеров интернет-магазина фототехники и ассортимента товаров, используется различная степень автоматизации обработки заказа. Магазин, торгующий небольшим набором товаров и имеющий узкую специализацию, как данный магазин, вполне может обходиться совсем без автоматизации этого процесса. Полученные заказы поступают непосредственно к менеджерам по продажам, и далее уже они ведут работу с клиентами, организуя проверку наличия необходимого количества товаров на складе, отгрузку и контроль доставки и оплаты.
При расширении магазина увеличивается объем продаж. Чем больше ассортимент товаров и количество поступающих заказов, тем в большей степени автоматизации он нуждается. Автоматизированные торговые системы при поступлении заказа сами, без участия персонала, проверяют данные о наличии товара на складе и сообщают клиенту о возможном изменении сроков доставки в случае его отсутствия.
Сопровождение заказа и отображение его текущего статуса для клиента тоже могут быть автоматизированы при должной степени интеграции торговой системы с программами автоматизации бухгалтерской и финансовой служб магазина.
В последнее время появляется все больше платежных систем, облегчающих движение денег в сети. В целом, варианты оплаты товаров, приобретаемых в интернет-магазинах, делятся на две большие группы: оплата при получении товара и предоплата.
Оплата наличными при получении товара возможна в следующих случаях: доставка товара курьером, при получении товара по почте наложенным платежом, оплата заказанного через Интернет товара при визите покупателя в офис магазин.
Предоплата может осуществляться почтовым переводом, через платежные системы, при помощи специальных карт.
Для интернет-магазина система доставки является одной из наиболее важных структурных составляющих. С одной стороны, это дополнительный сервис для клиента, с другой — дополнительный риск (время доставки, вопрос надежности, дополнительные расходы). Поэтому эта особенность заставляет интернет-магазин уделять службе доставки особое внимание.
Доставка товара клиенту может осуществляться следующим образом:
- собственной или независимой курьерской службой;
- федеральной почтовой службой;
- международными курьерскими службами;
- международной почтовой службой;
- российскими коммерческими почтовыми службами;
- профессиональными грузоперевозчиками.
В данном случае заказы принимаются только по России, поэтому доставка осуществляется собственной курьерской службой, федеральной почтовой службой.
1.2 Проектирование информационной системы
Информационные системы – это необходимый инструмент управления практически во всех сферах деятельности. Разнообразие задач, решаемых с помощью информационных систем, привело к появлению множества разнотипных систем, отличающихся принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации.
Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаков.
По типу хранимых данных информационные системы делятся на фактографические и документальные. Система интернет-магазина фототехники – фактографическая, так как она предназначена для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Документальные системы работают с неструктурированными данными.
По степени автоматизации информационных процессов системы делятся на ручные, автоматизированные, автоматические. Информационная система интернет-магазина фототехники предполагает участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, следовательно, она автоматизированная.
В зависимости от характера обработки данных системы бывают информационно-поисковые и информационно-решающие. Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. Исходя из этого, система интернет-магазина фототехники относится к информационно-поисковым.
Обоснование подхода экономической информационной системы «Интернет-фирмы фототехники»
Разработка проекта невозможна без его тщательного проектирования, так как слишком велико влияние этого шага на последующие этапы жизненного цикла информационной системы, в основе которой лежит создаваемая база данных.
Для целей проектирования информационной системы могут быть использованы следующие виды моделей:
- методология функционального моделирования работ SADT (Structured Analysis and Design Technique);
- диаграммы потоков данных DFD (Data Flow Diagrams);
- методология объектного проектирования на языке UML (UML-диаграммы).
Методология SADT (Structured Analisys and Design Technique - технология структурного анализа и проектирования) разработана Дугласом Т. Россом и является одной из самых известных и широко используемых методик проектирования.
Сущность структурного подхода к разработке ИС заключается в ее декомпозиции на автоматизируемые функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые в свою очередь делятся на подфункции, подразделяемые на задачи и так далее. Процесс разбиения продолжается вплоть до конкретных процедур. При этом автоматизируемая система сохраняет целостное представление, в котором все составляющие компоненты взаимоувязаны.
При разработке системы "снизу-вверх" от отдельных задач ко всей системе целостность теряется, возникают проблемы при информационной стыковке отдельных компонентов.
Процесс моделирования в SADT включает сбор информации об исследуемой области, документирование полученной информации, представление ее в виде модели и уточнение модели. Кроме того, этот процесс подсказывает вполне определенный путь выполнения согласованной и достоверной структурной декомпозиции, что является ключевым моментом в квалифицированном анализе системы.
На начальных этапах создания ИС необходимо понять, как работает организация, которую собираются автоматизировать. Руководитель хорошо знает работу в целом, но не в состоянии вникнуть в детали работы каждого рядового сотрудника. Поэтому для описания работы предприятия необходимо построить модель, которая будет адекватна предметной области и содержать в себе знания всех участников бизнес-процессов организации.
Наиболее удобным языком моделирования бизнес-процессов является IDEF0, где система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций. Такая чисто функциональная ориентация является принципиальной — функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют. Это позволяет более четко смоделировать логику и взаимодействие процессов организации.
Процесс моделирования системы в IDEF0 начинается с создания контекстной диаграммы — диаграммы наиболее абстрактного уровня описания системы в целом, содержащей определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.
Под субъектом понимается сама система, при этом необходимо точно установить, что входит в систему, а что лежит за ее пределами, другими словами, определить, что будет в дальнейшем рассматриваться как компоненты системы, а что как внешнее воздействие. На определение субъекта системы будут существенно влиять позиция, с которой рассматривается система, и цель моделирования — вопросы, на которые построенная модель должна дать ответ.
График выполнения работ по созданию ЭИС
График разработан и представлен с помощью Microsoft Project 2010. Он отображает все этапы разработки ЭИС:
- Разработка технического задания
- Разработка проекта информационной системы в соответствии с выбранным подходом
- Разработка модели базы данных
- Разработка базы данных
- Разработка интерфейса системы
- Разработка программной документации
- Испытание программы
Длительность проекта 83 дня, общие трудозатраты проекта 40 часов (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1 График работ и диаграмма Ганта
Рис. 1.2 Временная шкала
Программная реализация проекта
Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей. Для наглядности бизнес-процессы визуализируют при помощи блок-схемы бизнес-процессов. Моделирование бизнес-процессов - деятельность по формированию моделей организаций, включающая описание деловых объектов (подразделений, должностей, ресурсов, ролей, процессов, операций, информационных систем, носителей информации и т. д.) и указание связей между ними. Требования к формируемым моделям и их соответствующее содержание определяются целями моделирования. Бизнес-моделированием также называют дисциплину и отдельный подпроцесс в процессе разработки программного обеспечения, в котором описывается деятельность компании и определяются требования к системе — те подпроцессы и операции, которые подлежат автоматизации в разрабатываемой информационной системе.
Диаграмма IDEF0
Процесс моделирования системы в IDEF0 начинается с создания контекстной диаграммы — диаграммы наиболее абстрактного уровня описания системы в целом, содержащей определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.