Файл: Направления решения задач социальной политики на кратко-, средне-, и долгосрочную перспективу ( Теоретические аспекты социальной политики государства ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты социальной политики государства
1.1. Понятие социальной политики государства
1.2. Стратегия и задачи социальной политики государства
Глава 2. Оценка эффективности социальной политики в Российской Федерации
2.1. Государственная социальная политика Российской Федерации
2.2. Оценка реализации социальной политики в России
Глава 3. Пути совершенствования социальной политики в России
Представляется также целесообразным:
- провести анализ финансовой обеспеченности полномочий всфере культуры на муниципальном и региональном уровнях власти ипри необходимости рассмотреть вопрос о возможностиперераспределения полномочий в сфере культуры между органамиместного самоуправления и органами государственной властисубъекта Российской Федерации;
- разработать и утвердить методические рекомендации поразвитию сети организаций культуры с учетом индивидуальныхособенностей регионов (климатогеографических, демографических,средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на культуру)и установленных социальных нормативов и норм;
- учитывать возможность доступа населения к услугам в сферекультуры при планировании развития дорог с твердым покрытием иизменении маршрутов общественного транспорта.
В сфере здравоохранения для обеспечения оказания первичной медико-санитарнойпомощи, особенно жителям населенных пунктов, расположенныхна значительном удалении от медицинской организации и (или)имеющих плохую транспортную доступность, а также преодолениякадрового дефицита необходимо:
- принять законопроект № 954664-6 «О внесении измененияв Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан вРоссийской Федерации» (в части установления условий попринятию решений о реорганизации и ликвидации медицинскихорганизаций);
- распространить действие программы «Земский доктор» намалые города, моногорода и закрытые административно-территориальные образования, а также предусмотреть увеличениесофинансирования указанной программы из федерального бюджетадо 70 процентов;
- разработать и реализовать в субъектах Российской Федерациипрограмму «Земский фельдшер» на условиях ее софинансированияиз федерального бюджета;
- разработать комплекс мер по развитию в районах КрайнегоСевера и приравненных к ним местностях дистанционных методовмедицинской диагностики, телемедицинских консультаций,предусматривающих приоритетное подключение медицинскихорганизаций к высокоскоростным каналам связи;
- разработать меры по совершенствованию аэропортовойинфраструктуры, находящейся на территориях субъектов РоссийскойФедерации, входящих в состав Арктической зоны РоссийскойФедерации или отнесенных к районам Крайнего Севера;
- разработать меры, направленные на минимизацию требованийк содержанию и эксплуатации аэропортов местных воздушных линийи посадочных площадок в районах Крайнего Севера, с соблюдениемтребований к обеспечению безопасности полетов гражданскихвоздушных судов и авиационной безопасности;
- расширить практику создания федеральных казенныхпредприятий, осуществляющих аэропортовую деятельность врайонах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целяхгосударственной поддержки развития аэродромной сети натерриториях с низкой плотностью населения, не имеющихальтернативного транспортного сообщения с другими регионамистраны; установить единые для всех субъектов Российской Федерациивременные нормативы доезда бригад скорой медицинской помощидо больного должны исходя из реальной потребности оказаниямедицинской помощи по экстренным медицинским показаниям;
- обеспечить реализацию и финансирование в полном объемеприоритетного проекта «Электронное здравоохранение»;
- внести изменения в законодательные акты РоссийскойФедерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных формдокументов в сфере здравоохранения.
В целях обеспечениястабильного лекарственного обеспечения населения необходимо:
- внедрение автоматизированной системы мониторинга движениялекарственных препаратов от производителя до конечногопотребителя с использованием маркировки и идентификацииупаковок лекарственных препаратов;
- обеспечение реализации и финансирование в полном объемеприоритетного проекта «Совершенствование системы контроля заосуществлением закупок лекарственных препаратов длягосударственных и муниципальных нужд» («Лекарства.Закупки подконтролем»);
- принятие Федерального закона «О внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации в целяхсоздания системы мониторинга движения лекарственных препаратовдля медицинского применения» с внесением изменений вФедеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращениилекарственных средств»[44] в части требований к информационнойсистеме и обязательной маркировке лекарственных препаратовконтрольными (идентификационными) знаками.внесение изменений в Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях в части наказания занесвоевременное внесение или внесение недостоверных данных всистему мониторинга движения лекарственных препаратов длямедицинского применения;
- для организации контроля государственных и муниципальныхзакупок (в том числе для закупок лекарственных препаратов) создатьинформационно-аналитическую систему и обеспечить ееинформационное взаимодействие с Единой информационнойсистемой в сфере закупок. Обеспечить также информационноевзаимодействие Единой информационной системы в сфере закупок сгосударственным реестром лекарственных средств для медицинскогоприменения;
- разработка нормативных правовых актов, устанавливающихв том числе порядок определения начальной (максимальной) ценыконтракта, цены контракта, заключаемого с единственнымпоставщиком, на основе механизма рыночного ценообразования,типового контракта (типовых условий контракта), особенностиописания предмета закупки, создание базы структурированныхданных на основе заключенных и исполненных контрактов(договоров);
- постепенный «перевод» закупок лекарственных препаратов длялечения редких заболеваний на федеральный уровень (возможнопостепенное расширение перечня заболеваний, для лечения которыхграждане обеспечиваются лекарственными препаратами за счетсредств федерального бюджета (так называемый перечень«7 нозологий»), либо разработка и внедрение механизма субсидийдля субъектов Российской Федерации на закупку дорогостоящихпрепаратов для лечения редких заболеваний.
В сфере социальной защиты населения актуальной социальной задачей является обеспечениедостойной пенсии. Решение этой задачи согласно Стратегиидолгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерациипредполагает обеспечение до 2030 года среднего размера трудовойпенсии по старости в размере не менее 2,5-3 прожиточныхминимумов пенсионера[45] (далее – ПМП). Приоритетами в сфере пенсионного обеспечения гражданявляются повышение среднего размера страховых пенсий постарости до величины 2–2,2 ПМП и гарантирование социальноприемлемого уровня пенсионного обеспечения, соответствующего2,5–3 ПМП, до 2030 года.
Для поэтапного достижения этих целей, учитывая ограниченныевозможности федерального бюджета и бюджета Пенсионного фондаРоссии, целесообразно постепенное введение в некоторых пилотныхрегионах, включая относящиеся к районам Крайнего Севера иприравненным к ним местностям, нормы (с учетом возможностейфедерального и регионального бюджетов), в соответствии с которойвсем неработающим пенсионерам, у которых общая суммаматериального обеспечения не достигает 1,5 величины ПМПврегионеего проживания, устанавливается федеральная илирегиональная социальная доплата к пенсии.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ«О страховых пенсиях»[46] (части 14 и 15 статьи 17) предусмотреноустановление с 1 июля 2016 г. повышение фиксированнойвыплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии поинвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированнойвыплаты к соответствующей страховой пенсии на весь периодпроживания в сельской местности лицам, проработавшим не менее30 календарных лет в сельском хозяйстве. Однако Федеральнымзаконом от 19 декабря 2016 года № 428-ФЗ действие частей 14 и 15статьи 17 приостановлено до 1 января 2020 г. С учетом низкого уровня жизни пенсионеров, проживающихв сельской местности, и в целях повышения уровня социальнойзащищенности, необходимо принять меры по восстановлениюдействия норм, установленных частями 14 и 15 статьи 17Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ«О страховых пенсиях».
Выводы
В целях совершенствования социальной политики необходимо:
В сфере труда и занятости смягчению территориальных диспропорций в уровне оплаты труда будет способствовать разработка в качестве элементастандарта благополучия национальной стратегии занятостии стандартов достойного труда.
В сфере образования необходима конкретизация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Целесообразна также разработка стандарта эффективного размещения образовательных организаций, который обеспечит доступность образования для граждан всех регионов.
В сфере культурыпри доработке законопроекта «О культуре в Российской Федерации» необходимо предусмотреть положения по установлению требований к размещению учреждений культуры, критериев доступности их услуг.
В сфере здравоохранения необходимо принять законопроект № 954664-6 «О внесении измененияв Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан вРоссийской Федерации» (в части установления условий попринятию решений о реорганизации и ликвидации медицинскихорганизаций).
В сфере социальной защиты населения актуальной социальной задачей является обеспечение достойной пенсии.
Заключение
Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.
В качестве объекта социальной политики также можно рассматривать все население страны, независимо от принадлежности к той или иной социальной группе. В систему субъектов социальной политики входят: государство: институты гражданского общества; корпорации (предприятия, организации); личность. Главным субъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику.
Государственная социальная политика — действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты.
Закрепленное в Конституции Российской Федерации положениео социальном государстве определяет общую направленностьгосударственной социальной политики.В последние годы были предприняты меры посовершенствованию законодательства, направленные наобеспечение достойной жизни граждан.
Вместе с тем сохраняются значительные межрегиональные различия и диспропорции в социальной сфере (в том числе чрезмерные различия в уровне заработной платы, занятости, доступности медицинской помощи, социального обеспечения), которые противоречат принципам государственной политики регионального развития, направленной на обеспечение равных возможностей для реализации конституционных прав и свобод граждан на всей территории страны.
При текущих уровнях доходов крайне сложно рассчитывать на динамичное повышение качества жизни, расширение уровня частных вложений в развитие человеческого капитала, выстраивание эффективной системы социальной поддержки и пенсионного обеспечения.
Согласно докладу ООН о человеческом развитии за 2017 г. отставание России по уровню жизни, измеряемом валовым национальным доходом на душу населения, от стран, занимающих первые 10 строчек рейтинга, составляет 54%.
В России существует уникальное явление – около 12 миллионов человек живут за чертой бедности, несмотря на то, что продолжают работать. Причина в крайне низкой производительности труда в экономике, в нехватке современных высокопроизводительных рабочих мест в большинстве регионов нашей страны. Ключом к росту уровня жизни в России может быть только масштабная модернизация экономики, создание новых высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест.
В 2017 г. в 15,6 раз среднедушевой доход 10%-й самой богатой группы населения превысил тот же показатель у 10%-й самой бедной группы населения (децильныйкоэффицент фондов).
В 2017 г. по сравнению с 1995-2005 гг. неравенство доходов в России усугубилось, о чем свидетельствуют значения децильного коэффициента фондов и коэффициента Джини. Действующая система налогообложения доходов физических лиц усиливает неравенство. В России не работает одна из важнейших функций налоговой системы – распределительная. Налогообложение доходов физических лиц должно быть направлено, в том числе на устранение диспропорций в доходах населения. Доля доходов предпринимателей в структуре доходов россиян в 2017 г. по сравнению с 2000 г. упала в 2 раза.
Структура расходов в России во многом является следствием неравенства в распределении доходов в России. Одно из его негативных последствий – затруднение воспроизводства человеческого капитала: значительная часть работников не может направлять средства на повышение уровня жизни, в том числе на современные услуги здравоохранения, культуры и качественный отдых.
Если сравнить накопленную динамику реальных доходов населения в 2013-2017 гг., то можно сделать вывод о том, что Россия проигрывает по этому показателю большинству крупных стран. Очевидно, что такая динамика отражает общее снижение конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике и ухудшение ее привлекательности для работников с высоким уровнем квалификации.
По среднедушевому потреблению домашних хозяйств в 2017 г. (по ППС) Россия оказалась ниже США в 3,2 раза, Норвегии – в 2,1 раз, Австралии, Великобритании и Германии – в 2 раза, Канады – в 1,9 раза, Японии – в 1,8 раза. При этом для структуры потребления российских домашних хозяйств характерна крайне высокая доля расходов на категорию «Продукты питания и безалкогольные напитки». В России этот показатель значительно превосходит аналогичную долю расходов в странах со схожим уровнем доходов, не говоря уже о наиболее экономически развитых странах.