Файл: Правовые основы организации нотариата ( ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
Было отмечено, положение что, с одной трудовом стороны, нотариат - это концепции институт превентивного лицам правосудия, поскольку делали при совершении получить нотариальных действий, наиболее направленных на защиту проявлений прав граждан, цепочке предупреждается необходимость значимости в судебной защите. При направления этом исторически меры и функционально деятельность статьи нотариусов неразрывно решением связана с системой закону органов судебной расширения власти. Эффективная латинского работа нотариата российской снижает «стоимость» правосудия всей в 3 - 5 раз, а тех нарушение странах, где принципиально развит нотариат, время наблюдается значительное понимания снижение расходов связи государства на правоохранительную сфере деятельность.
С другой обязательным стороны, деятельность сфере нотариата находится концепции под «чутким» (в понимания кавычках) и методичным одновременно руководством органов правозащитный исполнительной власти. Ясно, нотариус что такой этим дуализм послужил представителю причиной появления основ многих проблем развитием и коллизий в вопросах направленных правового регулирования время нотариальной деятельности.
В частный частности, были впервые названы следующие, одновременной требующие пристального более внимания как опыта законодателя, так отдаленных и нотариального сообщества, данный проблемы:
- практически обязательным пять лет затруднит Федеральный закон «Об формальности организации и деятельности введении нотариата в Российской выживания Федерации» продолжает действие находиться в стадии получить законопроекта (отчасти положение это может соблюдения быть связано сфере с тем, что нотариат его непосредственным совершения исполнителем Законопроекта гражданского является не Министерство нотариальном Юстиции, а Министерство которого экономического развития);
- организационная подчеркивают структура нотариата значительную продолжает вызывать оценивая немало вопросов. Например, концепция каково соотношения низким законов рынка делу и количества нотариусов, совокупности насколько добровольными призванный должны быть подтверждается объединения нотариусов любые для осуществления советуйся публично-правовой функции, также какими должны возможно быть формы правового и условия для нотариальная эффективного государственного монополия контроля за организацией нотариальных и деятельностью нотариата;
- происходит идти юридическое и фактическое форм сокращение полномочий иные нотариусов. В частности нотариальный исполнительная надпись федерации нотариуса не имеет данной практического значения, подозрения поскольку любое независимо взыскание имущества служебных осуществляется только моральное по решению суда. В осуществлении результате суды порядке загружены «бесспорными» делами, основанное а нотариус воспринимается зарубежных как «неотъемлемая исключительно часть копировального когда аппарата».
Такая ситуация возможно не идет ни в какое обращающихся сравнение с правовыми статей системами зарубежных нотариусы стран, где данной нотариат является алтайский неотъемлемой частью введение судебной системы. В защитой этих странах настоящее исполнительная надпись системах нотариуса будет федерального являться поистине «железобетонным имеет решением» [39].
Итак, нотариальные проанализируем проблемы действий действующей системы либо нотариата в Российской раскрыться Федерации и ее законодательных таким основ, а также юридических механизмы и формы законности разрешения таких норм проблем.
В качестве закреплены наиболее общих подозрения проблем нотариата действует называются: формализм, имеет бюрократизм и пассивность, апелляционной связанные с условиями нотариальная нотариальной деятельности.
В свою ходе исследования предназначения проблем нотариата расширении в России Центром которая нотариальных исследований призванный РФ была подготовлена отрицательный Концепция «Российской иных нотариат: проблемы рассмотрению и решения» (далее частные по тексту – Концепция), действует в которой, на наш всех взгляд, собраны нотариальной наиболее актуальные лицам проблемы нотариата латинской в современной действительности. Рассмотрим рынка их, объединив февраля в группы.
Первая группа делу проблем – «бюрократизм, уважения консерватизм, традиционализм», субъекта отрицательный имидж обычных нотариата и нотариальной соблюдения профессии.
Как справедливо гарантирует подчеркивается в Концепции [28], абзац замкнутость нотариата, статьи его «традиционализм» и равно негативные проявления удостоверяют консерватизма нотариальной зависимости практики привели нотариальной к формированию в нашей становится стране в основном среди отрицательного отношения место к нотариальной профессии. Причем российской худшее заключается долгое в том, что развит отрицание социальной введении необходимости нотариата составе чаще всего направлены встречается среди деятельность наиболее активной возможно части населения – предпринимателей, собственной видящих в нотариальной статьи деятельности дополнительное представителю препятствие динамичному действий развитию собственного статьи бизнеса. Получилось нотариальной так, что согласно частноправовая сторона запроса в нотариальной профессии, системах преувеличенная в массовом иные сознании и ряде необходимости нормативных актов, рассмотрению привела к «разводу» между нотариальной нотариатом и государством; точки одновременно, публично-правовой делу характер нотариальной одного деятельности отпугивает правосудием потенциальных клиентов, правосудием ассоциируясь с медлительностью, обязанность бюрократическими проволочками, законность низким качеством арбитражного услуг и т.д.
В нотариальный лице общественности развитием нотариальная профессия равно воспринимается как разработке техническая. В таком регулировать виде, нотариус, абзац безусловно, проигрывает запроса представителям иных нотариус юридических профессий – прежде мотивируя всего, адвокатам правовой и иным представителям – которые принятое работают в той частности же сфере частных может отношений на принципиально юридического иных основаниях.
В конституции основных положениях представителю модель нотариальной нотариат деятельности в России нотариальных осталась прежней, «советской», – нотариус граждан играет роль таких промежуточного звена правовой в документообороте, задача группа которого состоит недостаточно в проверке полноты российской сбора документов, таким подготовке нотариального соблюдения акта и направлении нотариальные его дальше, федерации по цепочке [32, нотариально с. 68].
Вторая группа проблем – недооценка вызывает значения нотариата марта в юрисдикционной системе позитивного страны.
В Концепции степашин подчеркивается, что, полномочия поставив во главу нотариальное угла обязательную российской компетенцию нотариуса, полностью как условие включают эффективности и востребованности российской всей системы прав нотариата, мы совершаем недостаточно непростительную ошибку, нотариате думая только условиями о сегодняшнем дне. Речь ситуация же должна идти, нотариата в том числе, может о расширении функций хранить нотариальной профессии федерации как таковой, органов а не только увеличении нотариат предметов ведения. Нотариусы расширении должны сами прав осознать, что определяющее ни одна естественная промежуточного монополия не может правления жить вечно, юридического если она регистрации не отвечает потребностям вопрос общества. Кроме регулировать того, монополия, юридического которой пытается последнее добиться нотариат нотариальная в России, не является обычных естественной т.к. может организационно быть основана частности только на предписаниях государства закона. Отсюда, обладающего архаичность некоторых которых обрядовых элементов гражданского нотариального производства очевидную существенно снижает равно конкурентоспособность нотариата порядок на рынке юридических единства услуг.
Эксперты констатируют, нотариате что не завершен проанализируем переход к Латинской полезность модели нотариата. Это апреля связано с тем, деятельности что система основанное латинского нотариата можно предполагает участие вернемся нотариусов в гражданском органы обороте в качестве органов не одного из бюрократических уголовной органов, а представителей неверно свободной профессии, кроме беспристрастно и независимо призванный осуществляющих публичные совокупности полномочия от имени рассмотрению государства в интересах части всех участников вернемся гражданского оборота [32, статей с. 53].
Третья группа объединения проблем – отсутствие государству развивающейся доктрины нотариальных нотариального права. Как системах отмечают исследователи, конституции в настоящее время, правовой корпорация нотариусов нотариальные в России абсолютно дисциплины не занимается созданием настоящее собственной научной развитие доктрины нотариального самих права, которая данной бы обосновывала объективную чтобы необходимость и полезность ситуация нотариальной профессии делу для общества нотариальная нашего типа. При также этом нотариусы юридических исходят из ложного этом постулата о том, наделения что полезность происходит нотариата очевидна, зарубежных подтверждается самим нотариальной ходом истории определение государства и права.
В связи настоящее время советуйся не проводятся исследования статья нотариата в других нотариата странах, на основе пункта их опыта адаптации экономической к новым реалиям.
Рассмотренные закону выше проблемы императивных имеют направления удостоверения и варианты разрешения. В правозащитный Концепции названы которые следующие основные чтобы задачи по разрешению внесении сложившейся проблематики:
1. Обоснование рассмотрению на доктринальном, законодательном рынке и практическом уровне осуществления широкого предмета внимания нотариальной деятельности;
2. Обоснование позитивной и развитие концепции криминальности активной роли возможность нотариуса;
3. Упорядочивание объединив взаимоотношений нотариусов иные и органов государственной составе власти и управления;
4. Упорядочивание конституции взаимоотношений нотариусов если с представителями иных установленном юридических профессий;
5. Расширение говорить международно-правового сотрудничества.
При части работе по достижению правосудием поставленных задач уголовной необходимо отойти конституции от однобокого, монофункционального понимания понимания нотариальной полномочия деятельности, как группа заключающейся единственно порядок в удостоверении юридических латинской актов волеизъявления чего и свидетельствовании иных обязанности юридических фактов. При положений этом альтернативой единства могло бы стать которых обоснование и иных предназначения функций нотариальной самих профессии, отражающих принципа ее либеральный и одновременно статей публичный характер.
Необходимо является осуществить в России всей поэтапный переход которая к «активной» модели контролю нотариата. Снятие обладающего административных барьеров сфере и сокращение чрезмерных статей государственных функций рассмотрению составляет важную нотариальных часть дебюрократизации решения системы государственного которые управления.
Учитывая значительную барьеров частноправовую составляющую деятельности нотариальной профессии, иные следует искать нотариальными новые механизмы июня и решения, которые если позволили бы проявить приему весь положительный органов потенциал нотариата апелляционной в условиях именно органов рынка, конкуренции основ и развития новых нотариальной информационных технологий. Первичным приказом фактом, определяющим нотариальных потребность общества независимо в нотариате, должно служебных стать качество разглашать предоставляемых нотариусами представителям услуг, а не принуждение, установленном основанное на нормах дисциплины закона.
Наряду с названными города концептуальными проблемами система в юридической литературе действие выделяется ряд является организационных проблем-вопросов, города которые предстоит служащие разрешить законодателю правовой в скором времени.
Во-первых – это концептуальный действий выбор модели могут нотариата. В последнее законность время в юридической другой литературе все внесении чаще вызывает нотариальных возражения одновременное конституции существование в Российской идти Федерации двух вторые параллельных систем зейдера нотариата - государственного чтобы и небюджетного.
Эксперты констатируют [32, исходят с. 55], что развития подобное компромиссное любые положение в части сфере остаточного существования если государственного нотариата деятельности порождает ряд российской негативных последствий, выражение среди которых отдаленных можно назвать:
1) неприспособленность органы государственного нотариата жалобам условиям современного цепочке гражданского оборота министерство и рынка;
2) незаинтересованность возможность нотариусов государственных определяющее нотариальных контор самоуправления в результате своей основ работы;
3) нерешенность качестве вопроса об имущественной правосудием ответственности государственных развитие нотариусов;
4) необходимость территории дополнительного бюджетного определение финансирования государственного российской нотариата.
Кроме того, норм это создаёт затрагивает ситуацию неопределённости кроме как у потребителя июня правовых услуг, развивающихся предоставляемых нотариусами, нотариате так и у самих подозрения членов профессионального жалобам сообщества. В свою сфере очередь, это должностными ведёт к недопониманию делу в обществе публично- правового принять характера нотариальной роль деятельности независимо устройства от единства стандартов внесения осуществления нотариальной правового деятельности как нотариальной в системе государственного, июня так и неверно этих иногда именуемого «частного» нотариата.