Файл: Правовые основы организации нотариата (Правовое регулирование нотариата в РФ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование нотариата в РФ
1.1.Исторические предпосылки возникновения нотариата в РФ
1.2 Понятие и функции нотариата
Глава 2. Организационно - правовые формы осуществления нотариальной деятельности
2.1.Субъекты нотариальной деятельности и их правовой статус
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В условиях дальнейшего развития и расширения делового оборота в гражданском обществе нотариальная деятельность становится его важнейшим регулятором. Нотариат призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и организаций путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации и в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством. Законодательством предусматривается совершение нотариальных действий в отношении граждан, организаций, иностранных государств и лиц без гражданства. Причем ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате особо подчеркивает, что документы, которые оформлены при совершении нотариальных действий в государственных и частных нотариальных конторах, имеют одинаковую юридическую силу.
Со вступлением в законную силу четырех частей Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) практически полностью изменились основы регулирования экономических отношений в государстве. Права собственности и государственная регистрация перехода прав на недвижимость в корне изменили статус юридических лиц. Введение новых норм третьей части ГК РФ позволило по-новому взглянуть на наследование по закону и завещанию граждан. Разумеется, изменилась и роль нотариата в совершении сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению.
Конечно, главным средством защиты гражданских прав физических и юридических лиц был и по-прежнему остается суд. Однако, во-первых, это дорогостоящая и длительная по времени процедура, а во-вторых, основная масса сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, и наследственных отношений при правильном и своевременном их оформлении позволяет не допустить опротестования в будущем, устраняет разногласия и возможные споры.
С момента принятия Основ законодательства РФ о нотариате были внесены изменения.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ, усилена имущественная ответственность нотариусов, занимающихся частной практикой, а также установлена обязанность частного нотариуса, имеющего контору в городском поселении, заключать договор обязательного страхования своей деятельности на сумму не менее 1,5 млн. рублей, в сельском поселении — не менее 1 млн. рублей. В последующих редакциях были определены процедуры совершения нотариусом исполнительных надписей в случае взыскания задолженности и обращения взыскания на заложенное имущество в бесспорном порядке, а также основания и порядок осуществления нотариальных действий главами местной администрации муниципального района и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципального района.
Федеральным законом от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ были существенно уменьшены полномочия должностных лиц консульских учреждений РФ (в частности, они теперь не могут выдавать свидетельства о праве на наследство, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, совершать исполнительные надписи, принимать на хранение документы).
Объектом работы является нотариальная деятельность на современном этапе.
Предмет работы – это положения Конституции РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации[1][2], и других законов которые призваны регулировать особенности дальнейшего развития нотариата.
Цель работы – анализ вопросов регулирования нотариальной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из цели курсовой работы, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть периодизацию развития нотариата в России.
- Выделить задачи и функции нотариата.
- Рассмотреть оценку российского нотариата, перспективах его развития, совершенствовании законодательства о нотариате.
- Проанализировать судебную практику за 2015 год по делам об обжаловании нотариальных действий и отказа в их совершении .
- Рассмотреть направления развития нотариата .
Методологическая основа исследования. Метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности регулирования нотариальной деятельности в соответствии с российским законодательством; метод системного анализа, частно-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, что позволило исследовать заявленную тему и сделать соответствующие обобщения и выводы.
Теоретическая основа исследования состоит из положений теории гражданского и гражданско-процессуального, конституционного права, монографических, диссертационных исследований нотариата и нотариальной деятельности, которые изложены в трудах ученых, таких как: Н.В.Сучковой, И.А.Зенина, И.А.Ипатовой, О.В.Балышевой, Д.В.Быкович, Т.А.Громовой, В.А.Ефремова и других авторов.
Эмпирической составляющей исследования является судебная практика Конституционного суда Российской Федерации, решения краевых, районных судов, нотариальная статистика.
Научная новизна работы заключается в том, что у нотариата Российской Федерации на современном этапе происходит процесс развития, в результате которого возникает довольно много проблем различного плана, которые следует разрешать. Решение ряда таких проблем отражает проект Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации». Но при всем, при этом нужна последующая разработка и законодательное закрепление таких понятий, как правовая природа нотариата, статус нотариуса, нотариальная деятельность, нотариальное действие, нотариальный акт, нотариальная процедура и, в общем, нотариата в качестве института гражданского общества, который призван защищать права и законные интересы физических и юридических лиц, интересы государства и общества. Особенное внимание заслуживает вопрос в области разработки теоретических основ государственного воздействия на институт свободного нотариата.
Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и других источников.
Глава 1. Правовое регулирование нотариата в РФ
1.1.Исторические предпосылки возникновения нотариата в РФ
Декрет № 1 от 24 ноября 1917 г. не только упразднил судебные органы, институт судебных следователей и прокурорского надзора, частной адвокатуры, но фактически упразднил и нотариат.
Но поскольку упразднить необходимость в подтверждении прав собственности, наследства было невозможно, эту функцию взяли на себя органы местных Советов.
- Нотариальная деятельность в РСФСР 1922— 1973 гг.
Период начинается с 4 октября 1922 г., когда Советом народных комиссаров РСФСР было принято Положение о государственном нотариате РСФСР, и заканчивается 19 июля 1973 г., когда на сессии Верховного Совета СССР был принят Закон СССР «О государственном нотариате».
В этот период (в 1923, 1926, 1940, 1947, 1965 гг.) круг нотариальных действий постепенно расширяется.
- Нотариальная деятельность в СССР 1973 — 1993 гг.
Этот период характеризуется принятием 2 августа 1974 г. Закона РСФСР «О государственном нотариате». Нотариус периода расцвета и упадка СССР был фактически обыкновенным клерком. В его функции входило решение только технических задач.
Должность нотариуса не требовала высокой квалификации работника, так как для занятия должности нотариуса даже не требовалось юридического образования.
11 февраля 1993 г. Верховным Советом РФ были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате № 4462-1, «приспособленные» к реальности распада СССР. Нормы нотариата СССР и РСФСР были отменены и заменены новыми нормами о нотариате. Частные нотариусы стали наиболее высокооплачиваемыми юристами наряду с адвокатами и частнопрактикующими юристами.
Принятие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате было вызвано объективными закономерностями, связанными с дальнейшим развитием гражданского общества в России, с обеспечением охраны формирующейся частной собственности как права граждан и организаций, закрепленного Конституцией РФ 1993 г.
До 1993 г. вряд ли можно говорить о нотариате как о науке, учитывая тот объем права собственности, который мог находиться в личной собственности гражданина. Нотариат был составной частью науки о гражданском процессе.
Нотариальная деятельность — это совершение нотариальных действий на возмездной основе в соответствии с российским законодательством и от имени Российской Федерации, направленных на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц — участников гражданского оборота.
Нотариат Российской Федерации обладает уникальной двойственной природой, функционируя на грани публичного и частного интереса, и таким образом является связующим звеном между государством и гражданским обществом. Во-первых, нотариус, является лицом, уполномоченным Российской Федерацией на исполнение государственной функции в области защиты прав и свобод граждан, во-вторых, нотариус, является представителем свободной профессии, выступая в роли независимого консультанта сторон[5][6].
Некоторыми авторами относится нотариат, наравне с судом, прокуратурой и другими к правоохранительным органам, признав за ним собственное место в их системе. Скорее всего, данный вывод делают на основании публично-правового вида нотариата, строгой формализации исполнения нотариальных действий, целей деятельности и так далее. Но, в данном случае не учитывают, что в отличие от правоохранительных органов нотариат организационно не состоит в системе органов государственной власти, действуя на принципе самоуправления, что не является естественным, допустим, для прокуратуры и так далее[7][8].
Вопреки мнению отдельных специалистов нотариат не входит и в систему органов юстиции. Определение положения нотариата по аналогии с иными органами, так называемой бесспорной гражданской юрисдикции, которые осуществляют удостоверительные функции, функции принудительного исполнения, регистрации актов гражданского состояния и так далее, будет являться такой же ошибкой, что и во время признания нотариата в качестве правоохранительного органа[9][10].
Корсик К.А. указывает, что система нотариата, не смотря на способы ее организации (государственный нотариат либо небюджетный нотариат) будет публичной правовой в области организации и содержания своего функционирования и будет составной частью, пусть и особенным образом осуществляющим свое функционирование, государственной системы.
На самом деле, по некоторым внешним атрибутивным признакам и некоторым сущностным характеристикам деятельности (исполнение функций от имени Российской Федерации, организационная структура и так далее) нотариат – является независимым от того, осуществляют нотариальную деятельность государственные либо частнопрактикующие нотариусы, - является схожим с государственными органами. Но, далеко не это будет в данном случае в качестве определяющего фактора. Организации, действующие на принципе самоуправления, пусть и особенным образом действующие, не могут входить в систему государственных органов[11][12].
В юридических источниках нотариат иногда относят к органам гражданской юрисдикции, определив последние в качестве деятельности органов, которые наделены полномочиями в области разрешения юридических дел спорного либо бесспорного вида в области гражданского оборота. Юрисдикция, является понятием многозначным:
1. обозначает подсудность, право исполнять суд, разрешать правовые вопросы;
2. определенную нормативными правовыми актами совокупность правомочий определенных государственных органов в области разрешения правовых споров и разрешения дел о правонарушениях, то есть оценка действий лиц либо иных субъектов права с точки зрения их правомерности, применение юридических санкций к нарушителям;
На основании приведенной характеристики юрисдикции, следует отметить два обстоятельства, не присущих деятельности нотариуса, а, значит, не дающие возможность признания нотариальных действий юрисдикционными:
1. нотариат исполняет свои функции только по отношению к делам бесспорного вида (бесспорный характер правоотношений);
2. не имеет права применения санкций.
Использование термина «юрисдикционная» к функционированию нотариата, возможно, признавать оправданным только, с целью выделения установленной законом процедурности ее выполнения, а кроме этого с целью вывода на наиболее высокий уровень значимости фиксации прав бесспорного вида, что дает дополнительную правовую гарантию для участников гражданского оборота, и для общества в целом, облегчив процесс защиты и доказывания фактов совершения определенных юридических действий. Акт применения норм права, служащий в области защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, это результат не юрисдикционной, а правоохранительной работы нотариата[15][16].