Файл: Эффективная проектная команда (Теоретические аспекты эффективной проектной команды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Команды по аудиту и контроллингу, группы оценки качества.

3. Команды (группы), которые не являются специальными, а составляют постоянную часть организационного развития и осуществляют процесс производства и выполнения повторяющихся работ.

Производственные команды (группы), команды продаж и обслуживающие команды (бригады, группы).

4. Команды многоисполнительской управленческой природы.

Эти команды обычно формируются на высших уровнях управления предприятием и имеют форму исполнительных комитетов, управленческих команд или топ-менеджмента предприятия.

Примеры наиболее распространенных команд (групп) приведены в таблице 1.

Таблица 1. Примеры классификации Команд

Виды Команд: КП — Команда Проекта; УК — Управленческая Команда (группа).

Назначение Команды

Содержание работы

Вид команды

Форма и время существования

1

Реинжиниринг

Управление процессами глубоких преобразований (фактическое создание «новой» компании)

КП

Временная

2

Развитие продуктов и процессов

Управление развитием новых продуктов и организационным развитием компании

УК

Постоянная

3

Антикризисное управление

Выведение компании из кризисной ситуации

КП

Временная

4

Обеспечение производственной деятельности

Управление и исполнение производственной работы

УК

Постоянная

5

Решение проблем, содействие и помощь

Оценка и разрешение организационных и возникающих проблем

КП

Временная

6

Бэнчмаркетинг

Маркетинг деятельности аналогичных предприятий и выработка стратегии на достижение лучших результатов

УК

Постоянная

7

Управление проектом внедрения

Проектирование и введение в действие нового оборудования (технологий)

КП

Временная

8

Группа качества

Внедрение и осуществление всеобщего управления качеством (TQM — total quality management)

УК

Постоянная

9

Инновации

Проектирование, разработка и реализация новых идей и инициатив в организации

КП

Временная

1

Аудит и контроллинг

Оценка эффективности организации и процессов

УК

Постоянная

1

Развитие нового бизнеса

Проектирование, формирование и развитие нового для компании рискованного бизнеса

КП

Временная

1

Управление текущей деятельностью

Принятие и осуществление управленческих решений высокого уровня

УК

Постоянная


 В организационной структуре больших проектов и в их менеджменте можно выделить по крайней мере три типа проектных команд.

1. Команда проекта (КП) — организационная структура, создаваемая на период осуществления всего проекта либо одной из фаз его жизненного цикла. Задачей руководства команды проекта является выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду входят лица, представляющие интересы различных участников проекта.

2. Команда управления проектом (КУП) — организационная структура, включающая тех членов КП, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, в том числе — представителей отдельных участников проекта и технический персонал. В относительно небольших проектах КУП может включать в себя практически всех членов КП. Задачей КУП является исполнение всех управленческих функций и работ в проекте по ходу его осуществления.

3. Команда менеджмента проекта (КМП) — организационная структура, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления всего проекта или его фазы. В команду менеджмента проекта входят физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские и другие функции управления проектом. Главными задачами команды менеджмента проекта являются осуществление политики и стратегии проекта, реализация стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного) менеджмента[5,c.223].

Формирование организационной структуры и команды проекта возможно при определенных критериях. Эти критерия следующие.

Решение вопросов по привлечению ресурсов.

Участие в подборе, подготовке и мотивации персонала.

Определение ответственности, содержания работ и целей для членов команды.

Разработка и согласование плана проекта, в том числе календарного плана, плана управления рисками, плана коммуникаций, бюджетного плана и других.

Обеспечение следования плану.

Координация работы по заключению контрактов и контроль их исполнения и закрытия.

Установление коммуникационных связей.

Формирование эффективных информационных потоков.

Составление и предоставление отчетной документации.

Поддержка связи с заказчиком, снабжение его необходимой информацией и разрешение возникающих у него вопросов.

Контроль и анализ текущего состояния работ.

Прогнозирование возможных проблем и принятие корректирующих мер.

Координация действий сотрудников и контроль изменений.


Обеспечение своевременного закрытия проекта в полном объеме.

Анализ интересов ключевых членов команды и особенностей окружения проекта[9].

Выполнять столько функций руководитель может только при условии, что он отвечает конкретным квалификационным требованиям. К основным требованиям относятся:

Опыт работы. Менеджер проекта должен иметь за спиной хотя бы один завершенный проект и опыт работы на руководящей должности (от 5 человек), ведения переговоров, разрешения конфликтов, взаимодействия с поставщиками, организации и проведения тендеров, администрирования договоров, организации документооборота, планирования и контроля исполнения работ.

Знания. Менеджер проекта должен знать основы проектного управления, управленческого учета, экономики предприятия, управления контрактами, качеством и рисками, а также владеть инструментами и методами мотивации персонала. Желательно, чтобы руководитель разбирался в нормативных, правовых и законодательных актах, экологических, экономических и технических требованиях к продуктам своей организации, стратегии развития компании, организации производственного планирования, особенностях разработки бюджета, календарных графиков и проектных моделей, основах трудового законодательства, правилах и нормах охраны труда и основах техники безопасности и контроля качества.

Навыки. Менеджер проекта должен уметь уверенно пользоваться интернетом, программами пакета MS Office, а также программами по управлению проектами (Primavera, Spider Project, MS Project и т.д.); уметь организовывать и проводить совещания.

Образование. Обязательных требований здесь нет, но наличие высшего экономического или инженерного образования – неоспоримый плюс для руководителя проекта. В качестве дополнительного образования может подойти менеджмент и управление проектами.

Личные качества. Менеджер проекта – это всегда человек ответственный, коммуникабельный, стрессоустойчивый, обладающий гибким и системным мышлением и высокой работоспособностью.

Эти требования относятся к основным, и их вполне достаточно для успешной работы по управлению проектом и его командой, без которой достижение целей и решение задач проекта будет невозможным. Команда проекта в свою очередь обладает рядом определенных признаков[2,c.43].

1.3. Признаки и подходы к формированию команды проекта


Команда проекта, возглавляемая руководителем, создается для управления проектом на срок его реализации. Ее форма служит отражением существующей организационной управленческой структуры, структуры разделения функций, ответственности и обязанностей.

Верхний уровень соответствует руководителю, а нижние – исполнителям, отделам и специалистам, отвечающим за конкретный функционал. Члены команды – это высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями и навыками, требующимися для реализации проекта.

Среди наиболее существенных признаков команды выделяются:

Внутренняя структура, которая состоит из управляющих, санкционирующих и контролирующих органов.

Групповые ценности, служащие основой чувства общности и общественного мнения в команде.

Индивидуальный принцип обособления, отличающий одну команду от других.

Групповое давление – влияние на поведение членов команды.

Общие цели и задачи деятельности.

Стремление к устойчивости, основанное на механизме отношений, возникающих между членами коллектива в процессе решения общих задач.

Если группа людей соответствует этим признакам, ее можно назвать командой, но что более важно – это состав команды, формирующийся под контролем руководителя. При этом, формируя команду, он должен руководствоваться комплексом требований:

Качественный и количественный состав команды должны соответствовать требованиям и целям проекта.

Групповая работа по управлению проектом должна быть максимально эффективна.

Члены команды должны быть психологически совместимы.

Внутрипроектная культура должна стимулировать участников проекта к работе и достижению результата.

Взаимодействие членов команды должно быть направлено на поиск эффективных решений проблем, связанных с осуществлением проекта

Проект-менеджер, помимо прочего, определяет количество членов команды и их квалификацию. Постоянные члены, занимающиеся разработкой проекта, составят костяк команды (в дальнейшем к деятельности могут привлекаться специалисты из разных областей). Для формирования команды руководитель может использовать разные подходы[8].

Всего есть четыре основных подхода к формированию команды:

Проблемно-ориентированный подход. Подразумевает организацию предварительно спланированных встреч со специалистами в рамках команды с общими организационными отношениями и целями. Этот подход также направлен на поэтапное развитие процедур решения командных задач и последующее достижение основной цели.


Ролевой подход. При помощи него грамотно распределяются роли командных игроков с учетом того, что частично они могут перекрывать друг друга. Поведение команды может изменяться в зависимости от поведения ее членов и их субъективного восприятия своих ролей. Кстати, для распределения ролей полезно использовать тест Белбина (о командных ролях по Белбину вы можете почитать здесь), который есть в свободном доступе в интернете и специализированных пособиях.

Межличностный подход. Фокусируется на создании благоприятных отношений в команде и берет за основу идею о том, что межличностная компетентность способствует эффективной командной деятельности. Задача подхода состоит в увеличении группового доверия, поощрении совместной работы и взаимовыручки.

Целеполагающий подход. Он основан на целях проекта и способствует лучшей ориентации членов команды в деятельности по достижению основного результата.

Основная цель проектного командообразования – достичь самостоятельного управления и разрешения проблем. Реализовать это в большинстве случаев получается не сразу, а с течением времени и по мере получения опыта.

В процессе совместной деятельности участников выявляются наиболее актуальные командные проблемы, а сама команда становится способной прийти к сбалансированному состоянию, продуцирующему высокую степень личного участия людей и продуктивного общекомандного климата.

Активная стадия процесса формирования команды преследует четыре главные цели:

Оптимизировать набор целей и приоритетов.

Проанализировать и распределить методы работы.

Проанализировать нормы, способы принятия решений и коммуникации.

Установить взаимосвязи между людьми, задействованными в работе.

Вместе с вышеназванными подходами при формировании команды рекомендуется руководствоваться правилами ассертивного поведения, включающие в себя коммуникацию «Вин-Вин» (от англ. Win-Win), когда все участники межличностного взаимодействия остаются в выигрыше[3,c.179].

От того, насколько целесообразно будет сформирована команда, зависит эффективность всей последующей работы, повышается результативность руководства и качество принятия решений, командная организационная культура становится более открытой, формируются оптимальные пути сотрудничества членов команды. Но чтобы командная работа была еще более успешной, необходимо также учитывать стадии жизненного цикла команды и опираться на них при разработке и реализации проекта.