Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие государства, а также его характерные особенности
2. Теории происхождения государства, существующие в рамках материалистического понимания истории
2.3 Историко – материалистическая (марксистская) теория
2.4 Историко – материалистическая ( немарксистская) теория
3. Теории происхождения государства, не взаимосвязанные с материалистическим пониманием истории
Содержание:
Введение
Актуальность данной темы курсового проекта заключается в том, что различных форм человеческого общения, ключевая роль отводится государству.
Ранее, государство контролировало все сферы человеческой жизни, что в принципе характеризует его и на современном этапе. Таким образом, подвергая анализу определенную сферу человеческой жизни, так или иначе, приходится сталкиваться с формами организации и деятельностью государства.
Анализ происхождения государства носит не только теоретический, но и политический характер. Изучение существующих теорий происхождения государства способно обеспечить более глубокое понимание социальной природы государства, а также его характерные особенности, историю становления и развития.
Теорий происхождения государства на сегодняшний день великое множество, что обусловлено различными взглядами на данный процесс или его отдельные аспекты.
Цель данной курсовой работы – анализ существующих теорий происхождения государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- Проанализировать понятие, признаки и особенности государства;
- Рассмотреть социально – правовые положения теорий происхождения государства.
Объект курсовой работы – общественные отношений, которые возникают при формировании и развитии теорий происхождения государства.
Предмет исследования – теории происхождения государства их характеристика и сущность.
Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность общенаучных методов, в частности метод системного анализа, формально – логический метод и исторический метод. Также при написании работы были использованы частно–научные методы познания, а именно сравнительно – правовой анализ, догматический метод и формально – юридический метод.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие государства, а также его характерные особенности
Термин « государство» происходит от древнерусского слова « государь», что значит князь – правитель. Понятие государство означает политическую систему власти, которая устанавливается на конкретной территории.
Определение государства в любой трактовке, всегда будет неполным, а следовательно, абстрактным. Объясняется это тем, что определение государства не способно в нескольких словах или даже строках уместить все структурные и сущностные характеристики и свойства государства. Стоит отметить, что абстрактный характер данного определения не является его недостатком, а лишь выступает в качестве конкретного свойства данного определения.
Рассмотрим основные признаки государства.
Все признаки государства классифицируются на обязательные и дополнительные. К обязательным признакам государства относятся:
- Наличие границ государства и внутреннего административно – территориального деления. [1]
Ранее, в обществе в котором государство отсутствовало принадлежность индивида к какому – либо роду была обусловлена кровным родством. В тоже время, род не имел определенной территории и мог вести кочевой образ жизни. В современном обществе кровнородственный принцип утратил свое значение, а на смену ему пришел принцип территориальной организации.
- Наличие гражданства людей, которые населяют государство.
Каждое государство занимает определенную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, занимающее данную территорию, являются гражданами данного государства. Таким образом, появляются пространственные пределы государства и возникает правовой институт гражданства.
- Наличие публичной власти, которая выделена от общества.
Публичная власть носит именно такое название потому, что, не совпадая с обществом, она представляет его интересы и действует от имени и в интересах народа. Государство также является публичной властью, не совпадающей с населением, но представляющей его интересы.
- Наличие налогов и сборов для содержания публичной власти.
Наличие налогов является обязательным структурным элементом любого государства, а их размер соизмерим интересам государства, а также интересам производителей различных материальных благ.
- Наличие государственного суверенитета.
Суверенитет государства означает, что все правила и законы на его территории государство устанавливает самостоятельно. В случае если суверенитет отсутствует, данная территориальная единица не может быть признана государством, а лишь колонией другого государства или его частью. Носителем суверенитета также может выступать народ, который осуществляет суверенную власть через главу государства или выборное представительство. [2]
- Создание правовых норм ( правил и норм поведения на территории определенного государства).
Государство самостоятельно устанавливает те нормы поведения, которые необходимы для соблюдения его населением. Помимо издания, государство осуществляет контроль над их исполнением и занимается правовым регулированием данного аспекта жизни внутри страны.
Дополнительные признаки государства.
К дополнительным признакам государства относятся:
- Наличие определенных символов.
К таким символам могут быть отнесены – флаг, герб, гимн государства, а также установление города, который выступает в качестве столицы государства. Несмотря на то, что данные символы бывают, изменчивы, их наличие позволяет более точно выразить намерения и мировоззрение государства, а также создать ему определенный образ.
Таким образом, государство является политико – территориальной и суверенной организацией, которая предназначена для управления обществом и обладающая властью принуждения, необходимой для соблюдения интересов государства и общества.
2. Теории происхождения государства, существующие в рамках материалистического понимания истории
2.1 Органическая теория
Дарвинизм, материалистическая теория, эволюции органического мира, который появился в XIX веке, породил попытки осуществить перенос биологических закономерностей на социальные процессы. Под биологическими процессами в данном случае понимается естественный отбор, биологическая эволюция, борьба за выживание и подобные, перечисленными, процессы. В науке социологии данное направление получило название социального дарвинизма.
Ключевое место в данном направлении занимает органическая теория происхождения государства и права, которая берет свое начало из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом. Истоки данной теории находятся в сочинениях мыслителей древней Греции, в частности Платона, который сравнивал государство и живой организм, а государственные законы с процессами, происходящими в психике человека.
Представителями органической теории происхождения государства и права являлись английский социолог и философ Г.Спенсер, Прейс, Вормс и многие другие. Согласно точке зрения представителей данной теории, государство является произведением природы, а образуется оно в ходе эволюции человека и аналогично человеческому организму. Государственная власть, согласно положениям рассматриваемой теории, проявляется в господстве организма над его отдельными частями. Согласно данной теории, государство – это организм, отношениями между структурными частями которого, полностью аналогичны отношениям между частями какого – либо живого существа. Следовательно, государство выступает в качестве продукта социальной эволюции, являющееся одной из разновидностей биологической эволюции. Являясь одной из разновидностей биологического организма, государство имеет правителей и поданных соответственно.[3]
Исходя из вышеизложенного, проведем аналогию, которая указывает, что если среди биологических организмов выживают наиболее приспособленные, то в социальных организмах, в результате войн и политической борьбы, складываются определенные государства и формируются целые правительства.
Однако, механическое распространение закономерностей, присутствующих в биологической эволюции, недопустимо, так как юридическая наука вполне обоснованно доказывает не совпадение биологических и социальных процессов.
2.2 Теория насилия
В XIX веке на Западе широкое распространение получила теория насилия. Представителями данной теории выступали немецкий экономист и философ Е.Дюринг, австрийский социолог Л. Гумплович, а также известный теоретик и исследователь К.Каутский.
Истоки данной теории можно увидеть в сочинениях софистов Древней Греции, а в качестве подтверждения целесообразно рассматривать войны в Древнем Риме и в Древней Спарте.
Социолог из Австрии Л. Гумплович внес значительный вклад в формирование окончательных положений рассматриваемой теории. В своих сочинениях он делал упор на эволюционную теорию Спенсера, а также разделял позиции социального дарвинизма. Стоит отметить, что биологический подход к социальной эволюции находился в сочетании с психологизацией жизни общества. Фундаментальным трудом Л. Гумпловича можно назвать « Общее учение о государстве», в котором социолог писал, что история не предъявляет примеров, согласно которым государство возникло не путем насилия, а в какой – либо иной форме. [4]
В конечном счете, теория насилия сводится к следующим выводам:
- Государство возникает посредством « естественного отбора», вследствие завоевания сильными племенами более слабых, при этом, победившее племя образует правящий класс, а побежденные становятся представителями класса побежденных и служащих. Ввиду подчинения одного народа другому образуется государство.
- Ввиду того, что в буржуазном обществе рабочий заключает договор с капиталистом на добровольной основе, буржуазное государство не принуждает трудящихся и рабочих продавать рабочую силу, следовательно, такое государство можно считать свободным и демократическим.
Анализируя теорию насилия, многие исследователи приходили к выводу, что цель данной теории заключается для обоснования причин и условий создания государства. Стоит отметить, что нацистская Германия приняла данную теорию в качестве основной государственно – правовой идеологии.
Следовательно, изучая захватнические войны, стоит учитывать, что они возможны после того, как общество способно обеспечить государственный аппарат в экономическом плане.
2.3 Историко – материалистическая (марксистская) теория
Вопросы относительно происхождения государства и права затронуты в широко известном произведении марксизма – труде Ф.Энгельса « происхождение семьи, частной собственности и государства». В качестве основы, данный труд использовался при написании известной лекции В.И.Ленина « О государстве», которая была прочитана в 1919 году. Данная лекция содержит высказывания о том, что государство не является силы, навязанной обществу извне, а является продуктом общества на известной ступени его развития. [5]
Возникая ввиду потребностей общества, государство проявляет стремление по обеспечению общественных интересов, а также защиту от внешней угрозы.
По мере появления частной собственности, а также имущественного разделения, государство стало адаптироваться для обеспечения интересов менее защищенного, с экономической точки зрения, слоя населения.
Марксистская теория о происхождении государства и права содержит следующие положения:
- Государство и право имеются исключительно в классовом обществе, так как сами классовые явления;
- Государство и право возникают одновременно с делением общества на классы, в качестве необходимого результата их борьбы и разделения труда.