Файл: Правовая культура. Правовой нигилизм и правовой фетишизм (Правовая культура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового нигилизма, а с другой, – наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы, разновекторные и несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину юридического бескультурья.

В первом случае законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают; во втором, напротив, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов и чуть ли не по каждому вопросу. Указанные крайности – следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.

Объектом исследования является теория государства и права.

Предметом исследования выступают научный и учебный материал, характеризующий правовую культуру, правовой нигилизм и правовой идеализм (фетишизм).

Для написания данной работы была поставлена цель: на основе анализа действующего законодательства, учебных пособий и научных трудов по выбранной теме, а также практических материалов подробно рассмотреть правовую культуру, правовой нигилизм и правовой идеализм (фетишизм).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие правовой культуры;

- рассмотреть общие положения о нигилизме;

- определить причины возникновения правового нигилизма;

- рассмотреть виды и формы проявления правового нигилизма;

- изучить правовой нигилизм как показатель несоответствия сложившейся системы позитивного право современному обществу;

- рассмотреть правовой фетишизм (идеализм);

- проанализировать соотношение правового нигилизма правового фетишизма (идеализма).

Методологические основы исследования составляют фундаментальные концепции и парадигмы, а также общенаучные: метод индукции и дедукции, метод сравнений и аналогий, метод системного анализа, метод обобщений, метод исторического подхода, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.

Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Правовая культура

В юридической науке и в культурологи отсутствует единое понимание не только термина «культура», но и другого – «правовая культура». Правовая культура может рассматриваться по отношению к отдельным индивидам или группам индивидов, объединенных в организованном порядке (политические партии, профсоюзы, иные организации) или собравшихся в общественных местах (политические, культурные или спортивные мероприятия). Определенный уровень политической культуры имеет и само общество. Это многоплановое понятие, и при подходе к его унификации исследователи (в том числе философы, социологи, юристы и др.) чаще всего стремятся выделить черты, присущие направлению их научного поиска[1].

Многие специалисты правовую культуру рассматривают как сферу человеческой практики, представляющей собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм. Своим предназначением она должна иметь выполнение функции социально-правовой ориентации людей в обществе[2].

Правовую культуру личности и общества исследователи вполне обоснованно часто рассматривают как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общедемократических завоеваний, без которого невозможно представить современное правовое государство[3].

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества[4]. В правовой культуре зарубежных государств выделяются следующие ее типы:

- англо-американская, которая базируется на традиционных англо-американских принципах легализма и пуританизма;

- романно-германская - базируется на интерпретациях Папой Римским канонического права католической церкви;

- скандинавская.

Профессор Кристофер Осакве понятие правовой культуры формулирует следующим образом. «Под правовой культурой понимается совокупность институтов, приемов, процессов и поведенческих норм, направленных на обеспечение оптимального функционирования правового государства и внедрение всеобщего доверия граждан к праву»[5].


Он же перечисляет следующие 12 основополагающих принципов истинной западной правовой культуры, которые вполне созвучны общечеловеческим критериям: прозрачность (гласность) законодательного процесса; прозрачность (гласность) судебного процесса; оперативность опубликования всех принятых нормативных актов и поправок к ним; стабильность и правопреемство решений государственных органов и ведомств; непреложное исполнение контракта сторонами; полное доверие гражданина к правовым институтам и готовность обратиться к праву в личных и деловых отношениях; стабильность и предсказуемость законов; юридическая грамотность населения; свобода информации; законопослушность населения (т.е. правосознание); признание самостоятельности и независимости юридической профессии, а также роли юриста как гаранта прав и свобод граждан[6].

В результате исследования правосознания различных слоев и групп населения установлено, что основные различия законопослушных лиц и правонарушителей заключаются не в правовой осведомленности (нормы права все знают или не знают примерно одинаково). Причина в другом – в отношении к праву и к практике его применения. Наиболее резко это выражается в правовых установках и ценностных ориентациях. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления этих различий оказались особенно высокими у юристов-профессионалов, что, впрочем, вполне естественно.

Профессиональная юридическая культура включает в себя в качестве основы профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы (области) культуры, которые функционируют во взаимодействии с политической, эстетической, религиозной и другими проявлениями культуры[7].

Правосознание как элемент правовой и профессиональной культуры, юридической культуры, а также сама она реализуется (объективируется) в механизме поведения и фактическом поведении (деятельности). В отличие от правосознания и профессионального сознания правовая культура и профессиональная юридическая культура включает в себя только положительные, социально полезные и ценные компоненты правовой деятельности, которые накоплены человечеством в ходе его развития и которые в конечном счете способствуют социальному прогрессу, цивилизации[8].

Подводя итог настоящего параграфа, целесообразно привести понятие правовой культуры. Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества.


Глава 2. Правовой нигилизм

2.1. Общие положения о нигилизме

Для того чтобы понять, что такое правовой нигилизм, нужно уяснить, что собой представляет нигилизм в целом. Нигилизм (от лат. Nihil – ничто) - в широком смысле, отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся форм общественной жизни. Довольно часто нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных протестов.

Нигилизм является одной из форм социального поведения, сознания и мироощущения личности. По утверждению большинства философов, нигилизм возник давно, но наибольшее распространение он получил в XIX веке (в основном в России и странах Западной Европы). Нигилизм как часть идеологического учения связан с именами таких философов, как Якоби, Ницше, Прудон, Хойдоггер, Кропоткин, Бакунин и ряд других авторов. Нигилизм чрезвычайно разнообразен и может принимать различные формы выражения, такие как политическая, правовая, нравственная, культурная, идеологическая и т.д. Форма выражения нигилизма зависит от того, в какой области знаний и в какой сфере жизни общества отрицаются те или иные ценности[9].

Социалисты периода XIX века считали, что нигилисты – это движущая сила общества и молодую поросль новой молодежи следует искать «в недоученных учениках Чернышевского и Добролюбова, в Базаровых, в нигилистах - в них жизнь, в них энергия, в них честная и сильная воля»[10].

По утверждению С.Л. Франка, России присущ нигилизм, нигилистическое отношение к большинству ценностей того периода: «Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояние на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм это есть лишь отражение ее нигилизма.… Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей»[11].

Известный русский теоретик анархизма М.А. Бакунин (18 мая 1814 г. – 1 июля 1876 года) частично выявил причины нигилизма в своей книге «Государственность и анархия»:

«Мы, русские, все до последнего, можно сказать, человека, знаем, что такое, с точки зрения внутренней жизни ее, наша любезная всероссийская империя. Для небольшого количества, может быть для нескольких тысяч людей, во главе которых стоит император со всем августейшим домом и со всей знатною челядью, она – неистощимый источник – нравственных; для более обширного, хотя все еще тесного меньшинства, состоящего из нескольких десятков тысяч людей, высоких военных, гражданских и духовных чиновников, богатых землевладельцев, купцов, капиталистов и паразитов, она – благодушная, благодетельная и снисходительная покровительница законного и весьма прибыльного воровства; для обширнейшей массы мелких служащих, все-таки еще ничтожной в сравнении с народною манной – скупая кормилица; а для бесчисленных миллионов чернорабочего народа – злодейка – мачеха, безжалостная обирательница и в гроб загоняющая мучительница»[12].


После всего вышесказанного можно с уверенностью заявить, что России присущ нигилизм, более того, некоторые выделяют такую разновидность нигилизма как «русский нигилизм». С.Л. Франк говорил: «В русский нигилизм вложен страстный духовный поиск – поиск абсолютного, хотя абсолют здесь равен нулю».

Общей чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание – понятие более широкое, чем нигилизм, оно присуще человеческому сознанию и диалектическому мышлению[13].

В положительном ключе о нигилизме высказывались философы социалисты. Ф. Энгельс писал: «Появление молодой буржуазии нашло свое отражение в либерально-конституциональном движении, а зарождение пролетариата - в движении, которое обычно называют нигилизмом»[14].

Правовой нигилизм может быть раскрыт как состояние общественного сознания, для которого характерны:

1) юридическая некомпетентность, когда субъект права не знает и не хочет знать не только различные нормативно-правовые акты, но и свои личные права, свободы и обязанности и не стремится к этому;

2) негативная оценка права, при которой субъект заранее, не обладая полнотой знаний и информации, делает преждевременные, отрицательные выводы о том или ином акте или действии законодателя;

3) распространенность стереотипов неправового и противоправного поведения – из-за общественного мнения или действий СМИ субъект права не желает составлять свое собственное мнение[15].

В итоге, после ознакомления с данным явлением по средствам трудов вышеупомянутых авторов, можно определить нигилизм, как ярко выраженную форму протеста. Протестуют таким путем в основном ущемленные классы или группы людей. Помимо протеста в данном явлении усматриваются черты самовыражения, Ф.М. Достоевский в своем произведении «Идиот» высказал мысль о том, что нигилистами довольно часто становятся люди, которые не имеют никакой оригинальности, а яра отрицая что-либо, они приобретают недостающее им качество[16].

Таким образом, можно сделать вывод, что правовой нигилизм – явление развивающееся и претворяющееся в жизнь обществом и государством. Сказанное доказывает ряд факторов:

1) основную роль в формировании общественных отношений играет именно государство;

2) правовой нигилизм (неадекватное восприятие права) – элемент, появляющийся вследствие общественных отношений (точнее – их неправильного регулирования государством через право);