Файл: Билет Результаты научноисследовательской работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет 3. Результаты научно-исследовательской работы.

Итогом НИР является научный и (или) научно-технический результат – продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе. Кроме того, результатом НИР может быть научная и (или) научно-техническая продукция – результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

К научным результатам относятся:

1. Открытие – это установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира. Большинство открытий является основой для изобретательской деятельности, позволяющей расширить область их использования. Автором открытия считается тот, кто первым опубликовал или сформулировал его или провёл НИР, давшую результаты. Открытие оформляется заявкой и на него выдается диплом об открытии и денежное вознаграждение.

2. Изобретение – это техническое решение в любой области хозяйствования, обладающее новизной или существенным отличием и дающее положительный эффект. Как правило, изобретение является результатом выполненных прикладных НИР. В отдельных случаях, наоборот, на их основе проводятся НИР. Изобретением может быть признано устройство, способ или вещество.

На изобретение выдается охранный документ – патент, дающий право его владельцу пользоваться им единолично. Процедура получения патента – отложенная экспертиза (срок действия – в течение 20 лет с момента поступления заявки в Патентное ведомство). Кроме патента может быть получено авторское свидетельство, удостоверяющее авторство лица на сделанное изобретение. Право же на использование изобретения в этом случае переходит к государству. Выбор того или иного документа зависит от изобретателя.

3. Рациональное предложение – это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано и предусматривающее изменение

конструкции изделий, технологии производства, применяемой техники, изменение состава материала.

Научная деятельность носит многоаспектный характер и ее результаты, как правило, могут использоваться во многих сферах деятельности людей в течение длительного времени. Конечная цель научных исследований заключается в практическом использовании результатов. Результатом исследования является достижение научного, научно-технического, экономического, оборонного и социального эффектов.


Главный способ представления информации в научной работе – это составление текста, при этом текст пишется на научном языке с использованием профессиональной терминологии. Главными требованиями, предъявляемыми к тексту научной работы, считаются:

- лаконичность;

- последовательность и логичность изложения;

- структурирование материала;

- наличие выводов и заключений.

При написании текста важно использовать научный стиль изложения и лексику для выбранной предметной области. Для статьи, планируемой к публикации в журнале из международной базы данных, необходимо выполнять профессиональный научный перевод терминологии.

Существует несколько вариантов текстового представления результатов научного исследования:

- статья в научном журнале или сборнике научных работ;

- отчёт о НИР;

- монография;

- тезисы научного доклада.

В науке принято освещать опыт предыдущих поколений исследователей, поэтому каждая статья должна содержать обзор исследований предшественников и список использованной в работе литературы.

Билет 12. Этапы ученического научного исследования.

При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берётся модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Этапы работы:

1. Предварительный: как правило, исследование не возникает на пустом месте, а вытекает из изученного материала, т.е. области знания и граничит с областью незнания. У учащегося возникает потребность в конкретизации

, углублении и расширении полученной информации. Вот здесь важно внимание педагога, важно не дать угаснуть возникшему интересу.

2. Выбор проблемы и предварительной темы исследования: от правильного выбора темы исследования в значительной мере зависит результат работы. Можно выделить несколько групп тем, например, теоретические, эмпирические, фантастические.

а) теоретические – ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках;

б) эмпирические – предположение проведения собственных экспериментов;

в) фантастические – ориентированы на разработку фантастических объектов и явлений будущего.

Исследовательская работа эффективна на добровольной основе. Тема, навязанная учащемуся, не даст должного эффекта. Тема должна быть выполнима, её решение – полезно участнику исследования. Искусство руководителя при проведении данной работы состоит в том, чтобы подвести юного исследователя к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором. В тоже время педагог продумывает свои педагогические цели и задачи, которые будут достигнуты в результате исследования.

3. Изучение научной литературы: ребятам обязательно нужно давать список литературы. Руководитель должен хорошо знать ближайшие библиотеки. Юных исследователей важно научить кратко конспектировать, брать главное, составлять тезисы, аннотации, формулировать основные идеи, классифицировать, обобщать собранные факты. На данном этапе идёт приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой; составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ

4. Формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, определение целей, задач, методов: выдвигаются гипотезы, которые будут проверяться в ходе исследования. Всё это отражается в тексте ведения исследовательской работы. Результаты исследования фиксируются. Составляются таблицы, графики, схемы. Происходит формирование исследовательских навыков, консультирование по вопросам формулирования объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования


5. Сбор материала: состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социально-экономической и статистической информации, материалов производственной практики.

6. Обработка полученного материала: на данном этапе подводятся итоги работы. Полученные данные анализируются, соотносятся с возможно уже имеющимися, обнаруженными в литературе. На данном этапе происходит обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п.

7. Формулирование выводов: делаются выводы. Кроме того, на данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования. Происходит выработка умения формулировать выводы, систематизация и обобщение результатов работы.

8. Создание текста учебно-исследовательской работы (УИР): написание основной части работы, ее введения и заключения: определение композиции работы; выбор стиля и языка исследования; написание выводов; составление заключения. Составление списка литературы, списка иллюстрации, приложений; оформление титульного листа. Написание текста исследовательской работы. Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана.

9. Представление результатов работы: для оценки результатов проект заслушивается членами жюри, ученическим или творческим коллективом в течение 5 – 10 минут. Время, в том числе на вопросы и ответы, ограничивается. При выступлении докладчика отдельное внимание обращается на содержание, глубину выступления, научность аргументов, точность выражения мысли, понимания сущности, умения отвечать на вопросы, доказывать и опровергать. Происходит овладение навыками устного публичного выступления.

10. Оценка работы: анализ выполнения работы, достигнутых групповых и индивидуальных результатов (успехов и неудач), их причин. Определение потенциала продолжения работы. Происходит рефлексии на продукт и результат УИР, анализ проделанной работы
, обсуждение перспективных планов.

Данная последовательность выполнения исследовательской работы является общепринятой и позволяет получить хорошие результаты.

Переходя от этапа к этапу, школьник учится: видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; планировать и реализовать проверку гипотезы; анализировать результаты исследования; давать определения понятиям; знание основных методов измерений и способов представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков; вести журнал лабораторных исследований, сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в разных условиях; классифицировать; наблюдать явления и факты; разрабатывать и проводить эксперимент; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи; работать с первоисточниками и дополнительной литературой.